Лица России. Кайтагцы и каратинцы

Jul 17, 2014 00:06


Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©

Другие лица России
Общие сведения

КАЙТ‘АГЦЫ, хайдакъ (самоназвание), народ в России, коренное население Дагестана. Часть исследователей считает Кайтагцев субэтносом даргинцев, другие - самостоятельным этносом. Численность Кайтагцев по переписи 1926 - 14,4 тыс. человек, на 1 января 1938 - 17,2 тыс. По данным Переписи населения 2002 года численность кайтагцев, проживающих на территории России, составляет менее ста человек. Во всех последующих переписях показаны в составе даргинцев. Говорят на хайдакском диалекте даргинского языка, который имеет 5 говоров. Распространены также кумыкский и даргинский языки. Письменность на русской графической основе. Верующие Кайтагцы - мусульмане-сунниты.

Наиболее ранние сведения о Кайтагцах ("Хайдак", "Хайдакъ") встречаются в арабских источниках 9 века. В 14 веке Кайтагцы подверглись исламизации. В 14 - середине 19 века Кайтагцы входили в крупное политическое образование - Кайтагское уцмийство. В 18 веке экономическое и политическое значение Кайтагского уцмийства усилилось, но к 19 веку оно значительно ослабло в результате нашествия в 1742 Надир-шаха и длительных междоусобных войн с другими политическими объединениями.

В 1813 по Гюлистанскому мирному договору Кайтагцы вошли в состав России. В 60-х годах 19 века образован Kайтаго-Табасаранский округ Дагестанской области. С 1921 Кайтагцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 Республика Дагестан.

Традиционные занятия Кайтагцев - земледелие и скотоводство (в предгорной и равнинной зонах - земледелие, садоводство и виноградарство). Основные культуры: кукуруза, которую сеяли вместе с фасолью, ячмень, голозерный ячмень, конопля, лён, пшеница (в горнодолинной зоне). В горной зоне - ячмень, пшеница, морковь, картофель, рожь. В предгорье - озимая пшеница и ячмень, полба, просо, кукуруза, овёс. Из подсобных отраслей была развита охота. С декабря до мая большинство мужчин из Верхнего района уходило в отхожий промысел в район Дербента. Были развиты шерстяное и конопляное ткачество, изготовление бумажных и шёлковых тканей. В Верхнем (лесном) районе были развиты промыслы, связанные с обработкой дерева (производство земледельческих орудий, колёс, ларей, кроватей, сундуков, различной утвари и пр.), кузнечество и камнерезное дело. Незначительное кузнечное производство существовало и в Нижнем районе.

Традиционные селения западных Кайтагцев - скученные поселения с ярко выраженной вертикальной зональностью; селения восточных Кайтагцев сближаются с типом соседних кумыкских и вообще предгорных поселений. Дома чаще каменные. Характерны для Кайтагцев дома с верандой на фасадной солнечной стороне. В Верхнем районе встречаются боевые и сторожевые башни, стены с воротами вокруг села (село Ицари). Внутреннее убранство дома: огромные, во всю длину стены лари, шкафы для посуды и продуктов с несколькими полками, украшенные резьбой, деревянные тахты и кровати с фигурными украшениями и резьбой, стулья, маленькие табуретки со спинками и без, табурет на трёх ножках.

В 19 веке каждый аул представлял собой сельскую общину, в которой сохранялось деление на ряд больших и малых родственных групп - тухумов (жинсов).

Традиционная одежда Кайтагцев сходна с одеждой даргинцев. Мужская одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы, бурка, овчинные папахи, у зажиточных Кайтагцев - шапки из каракуля, башлык, войлочные шляпы. Обувь - шерстяные носки, обмотки, сафьяновые сапоги (с пришитыми и непришитыми голенищами), галоши (калуш) и башмаки без задников на толстой кожаной или деревянной подошве (верх из сыромятной кожи или из сафьяна), дирихи и другая обувь. Украшениями для мужского костюма служили серебряный пояс, кинжал, кремнёвый пистолет со сплошь обложенной чернёным серебром ручкой, шашка и т.д. Нарядные черкески обшивали позументом. Традиционный женский костюм состоял из штанов двух видов (широких и узких), туникообразных рубах ярких тонов (красного, жёлтого, зелёного, оранжевого и т.д.), архалука, платья типа кумыкского полуша (вид нераспашного платья) и платья-рубахи с отрезной талией, овчинных шуб. Головные уборы: чухта, большое покрывало ашмаг, разнообразные платки.

Пища: мясо-молочные продукты (в том числе мясо домашней птицы и дичи), изделия из теста, съедобные дикорастущие травы. Распространённые блюда - хинкал, супы, пельмени, пироги с начинкой. Изделия из теста: тонкие и толстые лепёшки, сдобные булочки, слоёный хлеб и т.д. Из напитков получило распространение вино из кипячёного виноградного сока "мусти".

Народные праздники и обряды: прополки черешни, вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца. Из жанров фольклора наиболее распространён прозаический жанр (рассказы и сказки). Из традиционных видов народного искусства: резьба по камню (надгробия, детали каменных домов), по дереву (утварь, мебель, деревянные конструкции дома и т.д.), вышивание и др. В домусульманских религиозных верованиях обнаруживается специфичность отдельных элементов и обрядов.

Б.М. Алимова

КАРАТ‘ИНЦЫ, кIкIаралал (самоназвание), народ в Российской Федерации (6,4 тыс. человек). Относятся к андийским народам, коренное население Западного Дагестана. Говорят на каратинском языке. Распространён также аварский язык, часть населения говорит по-кумыкски. Письменность на основе русской графики (с конца 17 - начала 18 века до 30-х годов 20 века на основе арабской графики). Верующие - мусульмане-сунниты. На севере и северо-западе Каратинцы граничат с аварцами и ботлихцами, на западе с хваршинами, на юге с ахвахцами, на юго-западе с аварцами.

По данным Переписи населения 2002 года численность каратинцев, проживающих на территории России, составляет 6 тысяч человек.

В местных (дагестанских) исторических хрониках Каратинцы упоминаются как союз сельских общин с начала 17 века. Согласно Гюлистанскому мирному договору 1813, территория Дагестана отошла к России. В освободительную борьбу горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля Каратинцы включились с 30-х годов. К 40-м годам 19 века союз Каратинцев - один из самых значительных опорных пунктов движения Шамиля. После окончания войны Каратинцы вошли в состав Каратинского наибства Андийского округа. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР, с 1991 Республика Дагестан.

Основные занятия - отгонное животноводство и пашенное земледелие. Разводили преимущественно аварских и андийских овец, коз, лошадей дагестанской породы, ослов. На небольших террасных, во многих случаях орошаемых участках выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овёс, просо, полбу, бобы, с 19 века кукурузу и картофель. Развиты были ремёсла: обработка шерсти, металла, дерева, камня. Основные современные занятия Каратинцев - скотоводство (главным образом отгонное овцеводство) и пашенное земледелие (полеводство) - в горах, на своей этнической территории; также садоводство, овощеводство, животноводство (коровы, овцы) на плоскости, у переселенцев. Развито отходничество.

До 20-х - 30-х годов 20 века сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. Традиционно преобладала малая семья, вплоть до 1930-х годов в силу хозяйственной целесообразности бытовали формы неразделённой семьи. Сохранялась хозяйственная солидарность близких родственников, каковыми считались родные, двоюродные, троюродные, четвероюродные братья и сёстры отца (преимущественно), матери и их дети.

До начала 20 века в хозяйственных отношениях устойчивый характер сохранял патриархальный уклад. Традиционно общество представляло собой независимый союз сельских общин - джамаатов, основное социальное ядро которых составляли свободные скотоводы-земледельцы-воины.

Характерны два типа поселений: селение и хутор. Хуторов было немного. Планировка селений ступенчато-кучевая. Располагали селение так, чтобы подход к нему был возможен только с одной стороны, как правило - по узкой тропе. Постройки внешнего ряда селения располагались впритык друг к другу и снабжались бойницами. Подступы к селению и наиболее уязвимые места укреплялись каменными трёх-четырёхъярусными боевыми башнями.

Наиболее типичное жилище - прямоугольное в плане двухэтажное каменно-саманное или каменное строение с хозяйственными службами на первом и жильём на втором этажах. Широко применялись арочные конструкции, декоративная кладка ("ёлочкой", "лесенкой" и др.), кладка из полированного камня, применялось декорирование каменными рельефами (солярные знаки, знаки-обереги в виде спиралей, лабиринтов, сложной арабской вязи и др.). Распространена резьба по дереву.

Традиционная одежда общедагестанского типа. Мужская: туникообразная рубаха; штаны с узкими штанинами, без карманов и ширинки, на вздёржке; бешмет, черкеска, тип войлочной куртки, бурка; различные овчинные шубы и папахи; обувь из сыромятной кожи, из местных сортов хрома, войлочная, деревянная. На поясе носили кинжал, нож. Женская одежда: различные платья-рубахи, отрезные по талии и распашные платья; пояс-повязка; чепец-накосник чухту; одна-две разновидности меховых шуб; платки, шали; такая же, как и у мужчин, обувь (за исключением сапог и ноговиц). Женщины носили серебряные украшения.

Традиционная пища Каратинцев - мучная и мясомолочная. Основные блюда: разновидности хинкала, лепёшки, кислый и пресный хлеб, тесто толокна, каши, похлёбки, сыр, масло, колбасы, пироги типа чуду (с зеленью, творогом, мясом) и др.

В современном быту сохраняются многие элементы традиционной культуры (почитание старших, свадебные и семейные обряды, обычаи гостеприимства и др.).

Сохранились элементы традиционной мифологии, связанные с культами природы, её объектов и сил, предков, животных, с верой в демонов - носителей злого или доброго начала, чертей, джиннов, домовых и др.

С.А. Лугуев, Д.М. Магомедов

тв и радио, проекты, фильмы, россияне, фольклор, наследие, менталитет, кавказ, культура, общество и население, видео, образование и воспитание, единство и община, агитпроп и пиар, народы, сми, россия

Previous post Next post
Up