Лица России. Караимы

Jul 18, 2014 00:06


Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России
«Лица России». Караимы. «Караимы. Читающие», 2011

image Click to view



По теме: Караимы Крыма

Общие сведения

КАРА‘ИМЫ, народ. Живут в городах Украины (в Крыму - 1404 человек), в Литве (289 человек) и в России, преимущественно в Москве и Петербурге (680 человек). Общая численность в странах бывшего СССР 2602 человек (1989). Небольшие группы Караимов в Польше и Франции; наибольшее число (около 25 тыс.) сосредоточилось к середине 1980-х годов в Израиле. Говорят на караимском языке тюркской группы алтайской семьи, диалекты: крымский, тракайский (северный), галичский (южный). Религия Караимов - караимизм, основанный на Ветхом Завете.

По данным Переписи населения 2002 года численность караимов, проживающих на территории России, составляет 400 человек, по данным переписи 2010г. - 1 тыс. 927 человек.

Этноним Караимы (иврит, буквально "читающие") восходит к возникшей в начале 8 века в Багдаде еврейской секте, доктрина которой основана на признании единственного источника веры Библии и отрицании раввинистическо-талмудической традиции. В 13 веке в Крыму поселилось значительное число Караимов, главным образом из Византийской империи. В столице крымских ханов Солхате (современный Старый Крым) община Караимов существовала в 14 веке. С происхождением общины Караимов в городе Чуфут-Кале (который Караимы именовали "Еврейская скала") связано много легенд (в 19 веке население Чуфут-Кале состояло в основном из Караимов). Согласно караимским преданиям, литовский князь Витовт, разбив крымских татар в 1392, угнал пленников, среди которых было несколько караимских семей. Они были поселены в Троках (Тракай, около Вильнюса), в Луцке, Галиче, около Львова (Красный Остров), позднее стали расселяться по другим городам Литвы, Волыни, Подолии. Во время еврейского погрома 1648 на Украине б'ольшая часть Караимов разделила участь евреев-раввинистов, и (до конца 18 века) административные власти различных стран, как правило, не проводили различий между общинами Караимов и еврейскими общинами. В 1495 Караимов изгоняли из Литвы.

С включением Крыма (1783) и Вильны (1795) в состав Российской империи положение Караимов изменилось. В 1795 Екатерина II освободила Караимов (число которых достигло в России 2400 человек) от уплаты двойной подати, которой облагались евреи России, и разрешила приобретать земельную собственность. Караимы были земледельцами, владевшими табачными и фруктовыми плантациями и соляными копями. В 1837 в Таврической губернии Караимы получили права религиозного самоуправления (подобно крымскому мусульманскому духовенству). Резиденцией гахама (хахама, главы караимского духовенства) была Евпатория, здесь находилась караимская типография. В 1863 Караимы были полностью уравнены в правах с жителями России.

После 1917 часть крымских Караимов эмигрировала из России в Польшу, Францию, Германию, Турцию. Число крымских и польско-литовских Караимов уменьшилось в результате ассимиляции. В 1926 в СССР проживало 9 тыс., за его пределами - 5 тыс.; в 1932 - в СССР (преимущественно в Крыму) около 10 тыс. и 2 тыс.- в основном в Польше и Литве, а также в Турции (Стамбул), Египте (Каир), Ираке. После 2-й мировой войны процесс ассимиляции Караимов в России продолжался. Если в 1897 общая численность Караимов в России составляла 12,9 тыс. человек, то в 1959 - 5,7 тыс., в 1970 - 4,6 тыс., в 1979 - 3,3 тыс. (16% из них указали караимский язык в качестве родного). В 1989 - 10,3% Караимы указали родным караимский язык (в пределах бывшего Союза - 19,3%).

Очерки

А в семейных альбомах - история целого народа…

Семейные альбомы… Многие из нас хранят их годами и даже десятилетиями. И если мы захотим рассказать об истории своего фамильного рода, то семейные альбомы нам в этом помогут.

А есть ли семейные альбомы и у других народов? Конечно, есть. Вот, например, мэджума. Это рукописные семейные сборники. У караимов (караев) существует древняя традиция ведения таких альбомов.

В мэджума заносились легенды и сказки, пословицы и поговорки, песни, загадки, факты семейной жизни в виде хроники.

В мэджума можно найти упоминания о необычных явлениях природы (землетрясениях, затмениях солнца и луны), а также о значительных исторических событиях. Важно отметить, что мэджума переходили от поколения к поколению. Часто в семьях караимов имелось несколько сборников, составлявших единый хронологический ряд.

Наряду с Ветхим Заветом Библии мэджума принадлежали к наиболее ценным семейным реликвиям. До Великой Отечественной войны они имелись почти во всех семьях караев (караимов) в Крыму. Ныне же сохранились лишь единичные экземпляры. Записи в мэджума велись на карайском языке, преимущественно «караимским курсивом» - скорописью, на основе квадратного арамейского шрифта. Иногда пользовались арабской графикой. В некоторых мэджума начала XX века встречаются записи кирилицей на карайском (караимском) языке.

Мэджума - неисчерпаемый кладезь народной мудрости - являются письменными памятниками народного творчества не только крымских караимов. Кроме собственно карайского, они содержат древнетюркский материал, фольклор, общий для родственных коренных народов полуострова, и произведения, бытовавшие у разных народов Крыма.

Мэджума караев систематически не исследованы. Содержание одного сборника привел академик Василий Радлов в «Образцах народной литературы северных тюркских племен». В этой работе опубликованы 470 пословиц и поговорок, 343 песни разных жанров, 200 загадок, 105 примет-гаданий по дрожанию частей тела, 20 сказок и преданий.

Одну из сказок послушаем прямо сейчас, точнее говоря, прочитаем.

О том, как счастье с могуществом поспорили

Эта сказка интересна многими моментами, в том числе и тем, что в ней имеются как бы две группы героев. Есть конкретные герои и … абстрактные. С одной стороны, абстрактные герои - это счастье и могущество, а с другой - бедняк, который и стал объектом приложения сил в этом принципиальном споре.

Как-то раз встретились счастье и могущество. Могущество говорит счастью:

- Я сильнее тебя. Если я захочу - дам человеку много имущества.

Счастье ему в ответ:

- Нет, я сильнее тебя. Правда, ты даешь имущество, но если я не помогу, то имущество, данное тобой, не принесет пользы - утрачено будет.

И заключили они между собой пари.

Пошли они вместе на базар, смотрят - в одном углу стоит бедняк и продает старые вещи.

Подошли к нему. Могущество и говорит бедняку: «Какой тебе прок с этого старья?». Старьевщик отвечает:

- Что же мне делать? Если я это занятие брошу - все мы умрем от голода. А ничем другим я заняться не могу.

Могущество достает сто золотых и дает их бедняку:

Иди и живи спокойно.

Взял нищий сто золотых, радостный сел в лодку и поехал домой. Но лодка перевернулась, и сто золотых вместе с кошельком упали в воду.

Бедняк с ахами-вздохами пошел домой.

Наступило утро, и он снова отправился продавать старые вещи.

Вновь счастье с могуществом пришли навестить его, смотрят - бедняк снова продает старые вещи.

Могущество и говорит нищему:

- Опять ты продаешь старые вещи?

А тот в ответ:

- Так и так случилось, в море упали золотые.

Могущество снова дало ему сто золотых с напутствием:

- Храни их хорошенько!

Бедняк отнес золото домой.

Во дворе у него росло одно дерево. Достал он кошелек с золотом и спрятал в это дерево.

Когда бедняк ушел, из дупла дерева вылетела ворона, схватила кошелек с золотыми и улетела.

Утром, собираясь на базар, пришел бедняк к дереву посмотреть на свои золотые. Глядь, а золота нет.

Ахая-вздыхая, пошел бедняк снова на базар продавать старые вещи.

И вновь счастье с могуществом приходят. Счастье говорит бедняку:

- Почему ты опять продаешь старые вещи? Что ты сделал со ста золотыми?

Бедняк и рассказал все, как было. Могущество и в этот раз дало ему сто золотых.

Нищий взял золото и пошел домой. Чтобы жена ничего не узнала, он спрятал деньги в солонку.

А тем временем пришел сосед с просьбой дать ему соли. Жена бедняка, ничего не подозревая, отдала соседу солонку с золотыми, сказав при этом:

- Берите, сколько захотите!

Взял сосед солонку, принес домой, смотрит - а на дне кошелек с золотом. Он оставил золото себе, восклицая: «Дал Бог!», и вернул солонку обратно ее хозяйке.

Решил бедняк посмотреть, как там его золотые. Видит, что в солонке ничего нет. Тотчас спросил жену:

- В солонке было сто золотых. Где они? А жена отвечает:

- Солонку я давала соседям. Наверное, они и взяли. Пошел бедняк к соседям, спрашивает, не находили ли золотых.

- Нет, не видели, - говорят те.

Что же делать бедняку?

Утром снова отправился на базар продавать старые вещи.

Опять пришли счастье с могуществом.

Могущество спросило:

- Что на этот раз случилось? Почему ты снова продаешь старые вещи?

Бедняк рассказал все, как было. Счастье могуществу и говорит:

- Теперь-то ты видишь, что я сильнее тебя?

Тогда могущество ему отвечает:

- Ну-ка, давай объединимся и вдвоем поможем тому бедняку.

Так и сделали. И стал нищий богатым.

Слова отцов на все случаи жизни

Народная мудрость играла в жизни караимов не меньшую роль, чем предписания религии. Она служила руководством во взаимоотношениях, помогала в трудные минуты. Особое место занимали пословицы и поговорки («слова отцов»). Изречений было множество, на все случаи жизни. Нередко они имели поэтическую форму с рифмой и ритмом.

«Слова отцов» отражают отношение караимов к родной земле, дружбе, труду, ближнему. Много назиданий и афористических изречений, часто с юмором, неожиданными эпитетами, сравнениями. Характерные примеры:

Чужбина - глина, а Родина - золото.

Дающий богу угоден.

Пусть твое слово соответствует пожертвованной сумме.

Мало дают от души, много - от достатка.

Бог даст - молись, но домой не принесет - трудись.

Как жемчуг и лал (рубин) слова мудреца, лишь боль причинит слово глупца.

Со львом будь львом, с ягненком - ягненком, но с ослом не будь ослом.

Ты хан, я хан, и некому дать сена коням.

Превозносящий себя до небес упадет на землю.

Зад голый, а на голове пучок васильков.

Коня запряжет и дурак, а умный ветер запряг.

Твоя душа - душа, а моя баклажан, что ли?

В прошлом у караимов бытовала любопытная игра. Ее участники обменивались по очереди пословицами и поговорками. Тот, кто не мог вспомнить пословицу, выбывал из игры. Словесные баталии продолжались далеко за полночь. Интересно, что победитель таких соревнований пользовался почетом и уважением.

Часто караимы состязались и в импровизации песен. Успех имели песенки наподобие частушек (чины) и более пространные йыры. Эти песни быстро создавались и быстро забывались. Передавались поколениями более сложные и дольше живущие песни жанра «тюркю», включая обрядовые, и героические песни (дэстаны). Из древнейших песен сохранилась колыбельная о звере Бутахаморе, стоявшем на льду, о солнце, растопившем лед, о туче, закрывшей солнце…

Интересен и народный календарь караимов, особенно если его сравнить с тем календарём, которым мы пользуемся сейчас.

Месяц прибавления дней, он же холодный или худой - март-апрель. Месяц сенокоса - апрель-май. Месяц колошения посевов - май-июнь. Летний месяц - июль-август. Месяц ягнят - август-сентябрь. Гнилой (дождливый) месяц - сентябрь-октябрь. Месяц урожая - октябрь-ноябрь. Осенний месяц - ноябрь-декабрь. Месяц резки (убоя) скота и заготовки мяса - декабрь-январь. Зимний месяц - январь-февраль. Месяц трудной (черной, снежной) зимы - февраль-март. Радостный месяц - март-апрель. В календаре караимов есть ещё («артых-ай») дополнительный (тринадцатый) месяц.

Как мы сумели заметить, календарь у караимов достаточно регламентированный. В нём чётко видно, когда и чем надо заниматься.

А если девушка или парень решили устроить свою жизнь, в смысле сочетаться законным браком, что для этого требовалось? Какие условия надо было соблюсти?

Берусь за ум и женюсь!

Для женитьбы требовались: совершеннолетие, взаимосогласие, общеэтничность, отсутствие запретного родства. Старались жениться на представителях дальних родов. В прошлом разрешалось породнение с близкими по крови тюркскими племенами при условии принятия веры. Женитьбе предшествовало обручение. Интересно, что после обручения невесте не разрешалось произносить имя жениха. Затем следовали предварительные подарки (хонжа) и вечер кройки приданого в доме невесты. Свадьба (той) длилась семь дней. Сюда же включали девичник в доме невесты и холостяцкую пирушку у жениха. А также купание невесты, посещение бани женихом; составление брачного договора; одевание невесты и жениха. И собственно венчание.

Жених с друзьями брили головы. Невесте красили хной волосы и ногти, выкладывали локоны (зилиф), отличавшие жену от девушки и вдовы. Обряды сопровождала музыка, песни, угощение, сбор средств для бедных. На седьмой день после венчания, в вечер подарков, молодой муж целовал матери руку и дарил ей шубу.

В выезде жениха в баню на лошадях, возвращении боевым строем со стрельбой и скачками видны отголоски древнего обряда «умыкания невесты».

К нашему времени свадьба упростилась. Сохранился, правда, обычай ставить молодых на шкуру и посыпать монетами и зерном.

Бытовали сотни суеверий

Как обстояли у караимов дела с суевериями? Мы знаем, что обычай - это то, чему надо следовать, а суеверия - это то, чего надо опасаться.

Когда-то у караимов бытовали сотни суеверий. Ныне активно живут десятки. Как правило, с тем или иным суеверием связан тот или иной ритуал.

Для предохранения от врагов в доме, у порога, в пол надо воткнуть кинжал. От врага оберегает и закопанный перед домом нож с черной ручкой.

Чихнувшего при упоминании покойника следует трижды ударить по плечу.

Если воет собака, переворачивают лицевой стороной вниз мужскую обувь - это отводит беду.

На кухне в доме держат лошадиную подкову на счастье, но не новую, а найденную.

Веник ставят ручкой вниз лишь в случае, когда хотят, чтобы скорее ушел непрошенный гость.

Угостить в доме надо даже врага, если уж он забрел… Но есть вместе с ним нельзя. После ухода из дома врага, кидали ему вслед камешек со словами: Йолы таш болсын - Пусть дорога тебе камнем будет!

Прежде считали, что большинство болезней от сглаза и страха. От сглаза жгли гвоздику (каранфиль - патлама), а оставшейся золой смазывали лоб от болезни.

Задумывая что-то сделать, добавляли присловье Кысмэт болса - Если судьбе будет угодно. Интересно, что данное присловье перекликается со знаменитой аббревиатурой Льва Толстого ЕБЖ (если буду жив). Писатель часто заканчивал этим кратким оборотом свои письма.

Во исполнение желаний надо пообещать что-то сделать для бедных и выполнить обещанное.

Нельзя что-нибудь зашивать и пришивать на человеке, а если придется, надо назвать имена семи вдов; плевать или мочиться на огонь, воду, золу. Нельзя ставить рюмку или бокал на тарелку (можно лишь на поминках). Нельзя бить кого-то веником; разбрасывать стриженые ногти (надо незаметно закопать); бросать вычесанные волосы (надо завернуть в бумагу и сжечь в печи); выбрасывать и переворачивать хлеб нижней коркой вверх.

Нельзя выбрасывать хлебные крошки (надо съесть или дать птицам). Нельзя дарить кинжал или иные острые вещи, не взяв за них символическую плату, хотя бы копейку. Нельзя шить и покупать новые вещи больному; сидеть в ногах на постели больного; что-либо давать и брать через порог.

Часть любой прибыли надо отдавать бедным.

Обязательно выполнять пожелания человека, давшего страшный зарок: Олум ийла, карам къый - Оплакивай мою смерть и носи по мне траур. Эти слова произносили лишь в крайнем случае, когда остальные доводы исчерпаны, а просьба не нашла отклика.

Начавший сметать мусор, должен сам убрать его. Начатое дело следует самому же и закончить, иначе в вашу судьбу будут вмешиваться другие.

Утратившие недавно родителей с вечера пятницы до конца субботы не должны прясть, шить или обрабатывать нитки, так, как это может помешать душам усопших отлететь и молиться.

Расскажем более подробно о ритуале погребения.

«Как пришел во плоти, так придется и уйти»

Караимы хоронят в деревянном гробу. Руки покойного должны быть вытянутыми вдоль тела. Следуя словам «как пришел во плоти, так придется и уйти», в гроб не клали никаких ценностей.

Ночью у гроба горели свечи. Отпевали при закрытом гробе. Близкие не касались покойного. Дома и на кладбище газзан (священнослужитель) исполнял траурные песни (кына) и заупокойную молитву на родном (караимском) языке. Все находились с покрытыми головами.

Караимская могила ориентирована с севера на юг. По ее сторонам забивали колья (къазык), аналогию чему находим у других тюркских и монгольских народов. В день похорон и при последующем посещении кладбища на могилу у ног клали камешки.

На поминках мужчины и женщины сидели отдельно. Обязательные поминальные блюда: траурная кара-халва, печеные яйца с перцем, пирожки с сыром, изюм, водка. Только на поминках рюмки ставили на тарелки. Самые близкие в трапезе не участвовали, а после ухода гостей совершали обряд айакъ-ичмэк (пить из кубка) и погружались в глубокий траур. На черные войлок или шкуру становился священнослужитель, вокруг по степени родства по движению солнца располагались остальные. После благословения присутствующих обходили по движению солнца кубок с вином и хлеб.

Семь дней не ели мяса и ничего не выносили из дома. Повторный обряд на черном войлоке завершал глубокий траур. За ним следует обряд эт-аши (мясное кушанье) и разрешается повседневная пища. На 40-й день подают хазарскую халву утешения. Через 11 месяцев траур заканчивается последними поминками с белой халвой.

Погребенным на чужбине ставили безмогильный памятник - йолджи-таш (камень путнику).

Древний обычай предписывал спешиваться с коня у могил правителей в знак глубокого уважения к их памяти.

Сады Кырк Йера

Рассказывая о караимах, об их делах, обычаях, хочется вспомнить и о главном увлечении караимов - о садоводстве. Любимым занятием караимов до последнего времени в Крыму было садоводство, а в западных губерниях огородничество.

Сады караев располагались в местах традиционного проживания, в округе Кырк Йера (в междуречье Альмы и Качи). Эти угодья отмечены в ярлыках крымских ханов и в древности принадлежали жителям Кале. Садовладельцы жили также в Тарханларе, Ханышкое, Коджак-Эли, Голюмбее, Дуванкое, Шурю, Топчикое, Акшеихе, Татаркое, Тостопе, Кош-Кермене, Би-Эли, Азеке, Айсунках и других селах в бассейнах рек юго-западного Крыма, вблизи Бахчисарая.

При общей численности менее 0,5 % от всего населения Крыма караимы составляли около десяти процентов действительных членов Симферопольского отдела Императорского Российского общества садоводов и на юбилейной выставке в 1908 году получили двадцать процентов всех наград.

Соломон Крым, Авраам Пастак, Садук Шакай и другие специалисты внесли заметный вклад в развитие садоводства, в том числе промышленного. Создали образцовые хозяйства и плодопитомники. Предложили новые способы хранения и огневой сушки плодов, борьбы с вредителями, рекомендовали передовые на то время методы ухода за садами.

Увы, после революции 1917 года садоводство перестало быть одним из главных занятий крымских караимов, так как народ лишили собственности и садов, возделывавшихся многими поколениями предков.

Даже в этих условиях немало караев внесли заметный вклад в развитие садоводства. В их числе Кальфа, Кискачи, Баккал. За рубежом больших успехов добился Авраам Пастак - один из лучших агрохимиков Франции, кавалер ордена Почетного легиона и других высших наград. Кстати говоря, ещё живя в России, Авраам Исаакович Пастак прославился на весь мир своим плодовым питомником, который располагался на территории села Мирное под Симферополем. Фрукты из этого питомника получали золотые медали на выставках в Париже и Турине и были награждены персидским орденом «Льва и Солнца».

И наше отечество - Крым…

Караимы одни из немногих народов, для которых Крым является единственным Отечеством. И поэтому не случайно, а вполне закономерно, что именно в Крыму каждое лето (вот уже в течение 15 лет) работает Международный трудовой лагерь караимов. Главная цель лагеря - сохранение и возрождение этнокультурного наследия караимов, знакомство и общение караимов из разных регионов Украины и других стран на базе «родового гнезда» караимов - города-крепости Кырк-Ер (Чуфут Кале).

Чем занимаются молодые люди, которые приезжают в этот лагерь? Изучают историю и культуру крымских караимов, занимаются уборкой кладбища-святилища Балта Тиймез, осуществляют мониторинг сохранности памятников и состояния кладбища. Наводят порядок в гидротехнических сооружениях, занимаются чисткой колодцев и ручьев в округе. А также работают по благоустройству Чуфут Кале. Интересно, что передача знаний от старшего поколения младшему происходит в игровой форме (беседы, конкурсы, викторины, соревнования).

Число участников лагеря из года в год растет. Например, в 1997 году в первый раз собрались 30 человек, а в последние годы (2011 год) - порядка 150. В трудовой лагерь приезжают караимы из Украины, России, Турции, Литвы, Польши и даже дальнего зарубежья. В лагере отдыхает до 30 детей. Возраст участников - от одного года до 83 лет. С 2008 года работает школа обучения родному языку. Фактически караимский трудовой лагерь - это единственная возможность для подрастающего поколения узнать родной язык, культуру и историю из первоисточников.

Большую помощь в проведении лагеря оказывают ассоциация «Крымкарайлар» и входящие в ее состав национально-культурные общества, отдельные граждане и организации. Благодаря их вкладу в общее дело сохранены и по достоинству оценены многие культурные и исторические ценности караимского народа. Финансовую и техническую поддержку лагерю предоставляет и руководство Бахчисарайского заповедника.

тв и радио, проекты, фильмы, россияне, сельское хозяйство, фольклор, наследие, быт, менталитет, культура, общество и население, евреи, видео, образование и воспитание, единство и община, крым и севастополь, агитпроп и пиар, фото и картинки, народы, сми, россия, юг

Previous post Next post
Up