Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
©~~~~~~~~~~~
Другие
лица России
«Лица России». Карелы. «В краю "Калевалы», 2009
Click to view
Общие сведения
КАР‘ЕЛЫ (общее самоназвание Карелов - карьялайзет, собственно Карелов - карьялани, приладожских Карелов - ливгиляйне, ливвикёй, прионежских Карелов - лююдилайне, лююдикёй), народ в России. Численность 124,9 тыс. человек. Коренное население Карелии (78,9 тыс.), расселены также в Тверской области (тверские или верхневолжские Карелы - 23,2 тыс. человек), Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской, Кемеровской и других областях России. Живут также на Украине (2 тыс. человек), в Белоруссии (1 тыс.) и Эстонии (1 тыс.). Общая численность 130,9 тыс. человек. Говорят на карельском языке финно-угорской группы уральской семьи. Основные диалекты: собственно карельский (средняя и северная части Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Распространён также финский язык. Верующие - православные.
По данным Переписи населения 2002 года численность карелов, проживающих на территории России, составляет 93 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 60 тыс. 815 человек.
Карелы сформировались на основе аборигенных племён Южной Карелии и Юго-Восточной Финляндии. На рубеже 1-2-го тысячелетий нашей эры предки Карелов населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера. Миграция Карелов на север началась в 11 веке, в район между Ладожским и Онежским озёрами (территория Новгородской земли). С ними смешалась часть веси (смотри Вепсы), на севере Карелии в состав Карелов вошла часть саамов. Территория Карелов (корелы в русских летописях) входила в состав Новгородской республики, с 1478 - Русского централизованного государства. В 1920 на территории Карелов была образована Карельская трудовая коммуна, преобразованная в 1923 в Карельскую АССР, с 1991 Республика Карелия.
Древние Карелы (корела) упоминаются в русских летописях (впервые в 1143), скандинавских сагах, хрониках, буллах папы римского. С разложением родо-племенной организации началось развитие этнической консолидации племенных групп корелы, формирования карельской культурной общности (12-14 века). Значительное влияние на культуру Карелов оказало русское население.
Распространение пашенного земледелия (начало 2-го тысячелетия нашей эры) положило начало возникновению у Карелов комплексного хозяйства. Традиционные занятия - трёхпольное и подсечное земледелие, животноводство, охота, рыболовство, лесные промыслы, ремёсла, на севере - оленеводство. Основные сельскохозяйственные культуры - рожь, ячмень, овёс, горох, репа, редька, с начала 20 века - брюква, лук, морковь, свёкла, с 40-х годов 19 века - картофель. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошёрстных овец, на юге Карелии - свиней. Важную роль играло рыболовство. Карелы занимались бортничеством, курением смолы, дёгтя. Со средних веков развито железоделательное производство. В горнах и домашних печах-дымницах из местных болотных руд вырабатывали железо. Известна сварная технология, ковка, художественная и горновая пайка, обмеднение, инкрустация цветным металлом, медно-литейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра.
Традиционные ремёсла: кузнечное, оружейное, бондарное, ткацкое, вышивка, вязание, золотошвейное и жемчужное шитьё, плетение из соломы, берёсты, резьба и роспись по дереву, керамика, обработка дерева и металлов, изготовление украшений. Основной доход давали лесные промыслы - рубка и сплав леса, заготовка дров, работа на лесопильных заводах. С 18 века получило развитие отходничество, на севере Карелии - торговля вразнос с Финляндией. Современное социально-экономическое развитие Карелов определяет многоотраслевое производство (лесозаготовки, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение, судостроение и т.д.). Для значительной части Карелов сельское хозяйство остаётся существенной отраслью производства.
До конца 19 века сохранилась большая 3-4-поколенная семья (до 25 и даже 40 человек). Было характерно совместное владение имуществом, коллективное участие в хозяйственно-бытовых делах. В наши дни у Карелов малая семья, её средний размер 3 человека.
Селения прибрежные (речные или озёрные) с двумя основными типами расселения: преобладающим гнездовым, возникшим, видимо, на рубеже 1-2-го тысячелетий нашей эры, и разбросанно-хуторским. Формы поселений (по планировке, ориентации фасадов домов) в основном трёх вариантов: беспорядочная, прибрежно-рядовая (с 16-17 века) и уличная (с 19 века). Жилище Карелов близко к северо-русскому со значительной высотой сруба (14-21 венец) и соединением под одной крышей жилья для семьи и построек для скота. Дома украшались резными причелинами, наличниками, ажурными ветреницами, декоративными балкончиками.
В традиционной одежде преобладали северо-русские формы. Основа комплекса женской одежды: различные рубахи, сарафан (с 16 века), кофта с юбкой, платок, сорока. Мужская одежда состояла из рубахи с косым воротом, штанов с узким шагом. В Приладожье бытовал древний тип несшитой юбки (хурстут), у олонецких Карелов - юбочный комплекс. Для северных Карелов характерна женская рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп Карелов - шейные мужские платки, вязаные и плетёные пояса, наголенники. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная.
В традиционной пище Карелов преобладала озёрная рыба (солёная, вяленая, сушёная), растительные и животные продукты, дары леса. Любимая пища - свежая уха, на севере Карелии - с мучной подболткой, на юге - с картофелем, перловой крупой. Повсеместно распространены калитки с крупяной и картофельной начинкой. Колобы, сканцы, косовики, рядовики, постные пироги - традиционные блюда воскресных и праздничных столов. Древнее блюдо - овсяные блины. Выпекали кислый хлеб-каравай, на севере и в средней Карелии - особый лепёшкообразный пресный "хлеб с дыркой". Напитки - чай, на севере кофе, иногда подсоленный, в прошлом - репный квас.
Распространено узорное ткачество, в том числе со сложными видами техники художественного тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло. Вышивка отличается богатым набором геометрических, антропоморфных, растительных мотивов.
В фольклоре - древнейшие эпические песни (руны), сопровождавшиеся игрой на щипковом инструменте кантеле. Карело-финский эпос "Калевала" записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, насчитывает 22795 стихов. Широко бытовали лирические, обрядовые (свадебные и др.) песни, причитания, заклинания, сказки (волшебные, о животных и т.д.), пословицы, поговорки, загадки. В 19 веке появились рифмованные песни, короткие песни типа русских частушек. В северной Карелии издавна пели финские лирические, хороводные, шуточные песни, "жестокие" любовные романсы.
Е.И. Клементьев
Очерки
Что прожито - бело, что не прожито - темно
«Калевала» - вещь культовая
Карельский фольклор очень разнообразен. И главное место в нем занимают древнейшие эпические песни (руны). Они сопровождаются игрой на щипковом инструменте «кантеле». Карело-финский эпос «Калевала» записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, эта книга насчитывает 22795 стихов.
«Калевала», как теперь говорят, вещь культовая. По песням этого эпоса можно почувствовать, можно увидеть, что с помощью силы слова, звука и магического заклинания человек упорядочивает мир, побеждает врагов, покоряет природу.
Не только «вековечный прорицатель» Вяйнямейнен обладал даром заклинания и магическими знаниями, но и кузнец Илмаринен.
«Словами небо он украсил, разговорами своими», - говорится в руне о выковывании неба, а также Лемминкяйнен. В состязании на пиру в Пяйвяле соперники силой слова создают животных.
Но если «Калевала» - это героический эпос, то есть у карел и эпос бытовой, семейный под названием «Кантелетар». Лучшего пособия по семейной жизни карелы пока еще не придумали, не сочинили. «Кантелетар» - это истории про то, как живут карелы, как они влюбляются, ссорятся, мирятся. Это вещь полна юмора. События в ней происходят с невероятной быстротой. И если судить о карельском характере именно по текстам, собранным в «Кантелетаре», то никакие карелы не медлительные. А наоборот, активные и стремительные. Рифмованные стихи из бытового эпоса «Кантелетар» на сцене просто поются. В начале 80-х годов прошлого века по этому произведению в Петрозаводске на сцене Финского драматического театра была поставлена пьеса. Она пользовалась необычайной популярностью в течение многих лет.
Архаические свадебные песни карелов немногочисленны. Они сохранились в беломорской и сегозерской Карелии. Обычно это песни-наставления - невесте, молодым, песни встречи двух родов. Свадебные песни могут исполняться с руническими и причетными напевами. Самые известные песни «Летел орел с востока» и «Мир ждал молодого месяца».
В свадебной традиции карелов-людиков, сегозерских карелов (в меньшей степени) к ХХ веку закрепились русские (пудожские, заонежские, свирские) свадебные песни, которые исполняются на русском, а с 30-х годов переводятся на карельский язык.
В системе жанров карельской музыкальной традиции своеобразием отличается «huhuhja» - призывы домашних животных. Сбором этого материала занимался в середине ХХ века финляндский исследователь Е. Ала-Кённи, записывая выкрики приладожских карелов и карелов Финляндии. Этот жанр имеет аналоги в эстонской женской пастушеской музыкальной традиции. Призывы исполняются только женщинами или девушками-пастушками. Текст импровизационный, функциональный, ритмика свободная, звукоряд выкриков неустойчивый, тесситура звучания постоянно повышается как в структуре в целом, так и на отдельных ее участках.
Широкое распространение в ХХ веке получила традиция частушек. Она сформировалась на основе карельских luhutpajot (коротких песенок) с медленным, протяжным напевом; русских частушек, рунических песен и песен городской традиции.
Карельские загадки впитали в себя многовековую народную мудрость, крестьянскую хитрость, северную основательность. В загадках таятся неожиданности, оригинальные и необычные аналогии, эротический юмор. Многие древние загадки так затемнены, что путем логического умозаключения их не разгадать. Надо их просто заучить наизусть и не забывать. Интересно, что сами карелы знают толк в загадках и умеют щелкать их, как орехи.
В карельских деревнях до сих пор живут люди, знающие сотни загадок, пословиц, баек.
Загадки обычно загадывают женщины, мужчины сами загадывать не соглашаются, но подсказывают «Загадай о рукавице…», явно намекая на двусмысленность загадки. Издавна удобным временем для загадывания считалось утро, вечером загадки были запрещены - боялись прихода «хозяйки загадок». Если человек не мог отгадать определенного числа загадок (три, шесть, девять), его изгоняли из числа присутствующих.
Многие карельские загадки сочинялись на грани дозволенного. Еще чуть-чуть, еще немножко, и они бы воспринимались как непристойности. Но в том-то и состоит мастерство загадывающего, что он эту грань не переступает. Слегка пощекотать воображение отгадывающего легкой эротической щекоткой, это возможно, это допустимо. А культивировать явные пошлости - недопустимо. Но порою, войдя в раж или заигравшись, эту тонкую грань «мастера загадок» все-таки переходили. И винить их за это не надо. Это сейчас сексуальная литература вполне доступна. Ее просто много. Хочешь - читай Фрейда. Хочешь - справочники попроще, да еще и с иллюстрациями. А в те далекие времена карелы именно через загадки получали реальное представление о «мужском и женском», о взаимоотношениях между различными полами.
Вот несколько примеров относительно невинных, как бы эротических, загадок, но на самом деле абсолютно не эротических. Тот, кто загадывает загадку, просто направляет наше внимание по ложному следу…
Девица одевается в тысячу платьев, а зад открыт. (Курица).
Качается, трясется, за мясо держится. Серёжкав ушах).
Мужик на печку поднимается, палка сзади висит. (Кот хвостатый)
Вор в чулан заходит, котомки на пороге оставляет. (Совокупление).
Не лишним будет добавить, что эти загадки были привезены из Олонецкойгубернии в конце века известным писателем Николаем Лесковым.
День и ночь в Карелии
В последнее время актуализировались споры о двух типах культуры - о жаворонках и о совах. Действительно, есть люди, которые ориентированы на дневное бытие, на технический прогресс, на рациональные способы освоения мира. И есть те, кто тянется к «ночной жизни», в которой преобладает интуиция и иррациональные формы познания.
Так вот, ночная составляющая в карельской культуре велика, значительна. По мнению некоторых исследователей, колдовство и магия занимают в культуре карел исключительное место. Многие предметы у карел считаются магическими. Например, ртуть, зубы и когти тотемных животных, цвет ржи, кусочек кожи с вырезанной на ней пятиконечной звездой (пентаграмма - знак-оберег у многих народов мира). Чтобы уберечь новорожденного от сглаза, кусочек его пуповины зашивали в кожаную ладанку. Ребенок ее носил. Считалось, что помогает.
Мы бы не стали так уж однозначно тягу к магии и к символике относить к ночной жизни. Но факты - упрямая вещь. У карел существовали запреты рассказывать сказки летом и днем. Сказочнику нужна темнота, чтобы он мог видеть в своем воображении то, о чем идет речь, и вызвать подобные впечатления у слушателей.
Именно в сумерках и ночью в сказке происходят самые важные события. Сказка выполняла защитную функцию, так как, согласно представлениям карел, рассказанная сказка образует вокруг дома обереговый, охранительный «железный» обруч, защищающий от вредоносного воздействия злых духов. Волшебные сказки больше распространены на севере Карелии. В северных сказках ощутимо родство с песенной эпической традицией. «Ночное» ярче проявляется в культуре именно северных карел, что, вероятно, связано с суровым климатом.
На юге были популярнее сатирические и бытовые сказки. С ясным и светлым содержанием. Одну из таких сказок мы и расскажем.
Как один парень царя проучил
Жил в далекие времена один царь. Очень любил он слушать сказки. По всему государству искали царские слуги сказочников для царя, - царь требовал каждый день новую сказку. А если ему рассказывали такую, которую он уже слышал однажды, он приказывал сказочника казнить. А как было узнать, слыхал он эту сказку или не слыхал?
Бывало, как только начнут ему во второй раз знакомое рассказывать, так царь сейчас же распоряжался отрубить рассказчику голову.
И вот пришел день, когда уже не осталось в этом царстве сказочников, которые решились бы выступить перед царем. А царь из себя выходит, кричит на слуг:
- Доставайте мне сказочника, откуда хотите! А не то всем вам конец!
Мечутся слуги, себя не помнят. И вдруг является во дворец какой-то незнакомый парень.
Пришел, с царем поздоровался и говорит:
- Хочешь, царь, мою сказку послушать?
А царь и рад-радёшенек. Торопится, в рот парню смотрит.
- Давай, давай, рассказывай скорее! И усаживает его подле себя в мягкое кресло.
Парень царю говорит: - Ну, слушай. Такую сказку ты еще, верно, не слыхивал. Было это давным-давно, когда мой дед и твой дед вместе сарай строили. Такой был длинный сарай, что если бы в нем бревно протянуть - белка за целый день не смогла бы от конца до конца проскакать. Вот это был сарай! Ты про такое не слыхал?
- Нет, не слыхал, - царь говорит, - а что дальше было?
- А дальше завтра расскажу, - ответил парень и ушел.
Наутро опять приходит. Царь его опять рядом с собой усаживает, торопит:
- Ну, так что же дальше-то было?
- Так вот, - говорит парень, - твой дед и мой дед в этом сарае быка вырастили. Такой был бык, что ласточке целый день лететь нужно было, чтобы с одного рога на другой перебраться. Ты про такого быка слыхал?
- Нет, - говорит царь, - не приходилось.
- А не слыхал, так на сегодня и хватит, - говорит парень. И опять ушел.
«Хитрый ты парень, - думает царь, - а только я все равно тебя перехитрю. Быть тебе, как и другим, без головы!»
Созвал он всех своих придворных и говорит:
- Когда завтра этот парень снова рассказывать начнет, вы все приходите слушать и, что бы он ни сказал, кричите: «Мы это слышали, слышали! Вот я его и подловлю».
Пришел парень и еще раз. Уселся, начал рассказывать.
- Когда твой отец и мой отец по соседству царствовали, взял твой отец у моего отца в долг тридцать бочек золота. На тридцати лошадях увез. Слыхали ли вы про это?
- Слыхали, слыхали! - закричали хором придворные.
- Ну, раз все слыхали, так отдавай, царь, долг! - говорит парень.
И пришлось царю золотом с парнем расплачиваться. Ведь не поспоришь, коли все хором кричат, что про этот долг слышали. Велел царь своим казначеям приготовить парню золото.
Собирали, собирали, да всего десять бочек набрали, больше у царя в казне не оказалось.
Разбогател наш парень, на тройке коней от царя уехал. Поучительная сказка, как и многие карельские пословицы.
В одиночку только с кашей воевать.
Родина - земляника, чужбина - черника.
Жизнь прожить - мозоль нажить, либо на руку, либо на язык.
Даже хорошая драка не стоит плохого лаптя.
Или вот еще - просто вершина светлой народной мудрости:
Что прожито - бело, что не прожито - темно.