Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.
Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
© Другие
лица России
Общие сведения
КРЫМЧАК‘И, этнолингвистическая общность евреев. Общая численность 1448 человек. Живут в основном в Крыму (Украина - 679 человек), в России (338 человек), в Узбекистане (173 человека). По данным Переписи населения 2002 года численность крымчаков, проживающих на территории России, составляет 200 человек.
В странах бывшего Союза считаются самостоятельным этносом, происхождение которого трактуется учёными по-разному. Говорят на крымчакском языке (близком крымскотатарскому языку). Верующие Крымчаки - иудаисты.
Название "Крымчаки" ("евреи-крымчаки") впервые появилось в официальных русских источниках в 1859 [вероятно, чтобы отличить крымских евреев-раббанитов от караимов и ашкеназов (см. Евреи)]. В документах крымских ханов до присоединения Крыма к России (1783) члены общины именовались евреями. В 14-16 веках главным центром евреев-раббанитов был город Каффа (современная Феодосия), в конце 18 века - Карасу-Базар (современный Белогорск), с 1920-х годов - Симферополь. К началу 19 века число Крымчаков достигало около 600 человек.
По переписи 1897 зафиксировано 3345 Крымчаков. В начале 20 века Крымчаки проживали также в Алуште, Ялте, Евпатории, Керчи. Перед 2-й мировой войной численность Крымчаков составляла 9,5-10 тыс. человек, в том числе основная часть в Крыму, 500-700 человек - на Черноморском побережье Кавказа (Новороссийск, Сухуми). В 1941 - начале 1942 подавляющее большинство Крымчаков было уничтожено во время немецкой оккупации Крыма. В 1948 по всему Крыму насчитывалось 700-750 Крымчаков, в СССР - не более 1,4-1,5 тыс. человек. В 1989 родным языком назвали крымчакский 505 человек, т.е. 34,9%, а русский - 900 человек (62,2%).
Большинство Крымчаков занималось ремёслами, часть - земледелием, садоводством и виноградарством, немногие - торговлей.
Крымчаки создали богатый фольклор: легенды, песни, загадки и пословицы ("джонки"). Фольклор и религиозные тексты Крымчаков публиковались на крымчакском языке, а также на идише, иврите и русском языке.
КРЯШ‘ЕНЫ, крещёные татары, керэшен (самоназвание), этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона, живут в основном в Республике Татарстан, небольшие группы - в Удмуртской Республике, в Республике Башкортостан и в Челябинской области. По данным переписи населения 1926, когда Кряшены учитывались не в составе татар, Кряшенов была 101,4 тыс. Численность в России по данным переписи 2002г. - 24 тыс. 668 человек, по переписи 2010 г. - 34822 чел.
Верующие - православные. Принявшие православие в 15 - 1-й половине 16 века быстро обрусели и в дальнейшем выступали как часть русского этноса. Ядро Кряшенов сложилось за счёт христианизации части татар Поволжья во 2-й половине 16-17 веках. Эта группа (численность на начало 18 века - около 17 тыс. человек) впоследствии получила название "старокрещёные". В 1-й половине 18 века были крещены около 3,5 тыс. татар, составивших группу "новокрещёных". К 60-м годам 18 века удельный вес Кряшенов в составе татар Поволжья и Приуралья достиг 7,6%. В 19 веке, особенно с 60-х годов, среди Кряшенов началось движение за переход в мусульманство. В начале 20 века около 40% Кряшенов перешли в мусульманство. К началу второго десятилетия 20 века доля Кряшенов в общей численности татарского населения Волго-Уральского региона снизилась до 4,2%.
В начале 20 века этноконфессиональная общность Кряшенов состояла только из групп, у которых самоназвание керэшен прочно закрепилось. Данная общность в переписях 1920 и 1926 выделялась даже в качестве самостоятельной этнической единицы. В последние годы наметилась тенденция к росту самосознания Кряшен, одним из отражений которого стало создание "Этнографического культурно-просветительского объединения кряшен".
По основным элементам культуры Кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы Кряшен связаны и с татарами-мишарями. Многие характерные черты традиционного быта Кряшенов уже исчезли. Традиционная одежда сохранилась лишь в виде семейных реликвий. Быт Кряшенов испытал сильное воздействие городской культуры. Кряшены развиваются как субэтнос татарского народа.
Д.М. Исхаков