Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
©~~~~~~~~~~~
Другие
лица России
«Лица России». Лакцы. «Огонь в крови», 2008
Click to view
Общие сведения
Л‘АКЦЫ, лак (самоназвание), народ в Российской Федерации. Живут в центральной части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), часть переселилась на равнину (Новолакский и другие районы), в города и за пределы Дагестана (Ставропольский край и др.). Общая численность 185 тыс. человек (по другим данным - 118,1 тыс. человек), в том числе в Российской Федерации - около 179 тыс. человек (106,4 тыс. человек), из них в Дагестане около 140 тыс. человек (91,7 тыс. человек).
По данным Переписи населения 2002 года численность лакцев, проживающих на территории России, составляет 157 тысяч человек.
Аварцы называют Лакцев тумал, даргинцы - вулугуни, лезгины - яхулви; в прошлом Лакцев часто называли казикумухцами. Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской семьи. Диалекты: кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык. Верующие - мусульмане-сунниты.
Лакцы - коренные жители Дагестана. На территории Лакцев существовало Казикумухское шамхальство, с 18 века - ханство, объединявшее, кроме Лакцев, лезгин-кюринцев, отдельные аварские и даргинские селения. Присоединённое в 1820 к России, ханство было в 1859 преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области, с 1922 - Лакский округ, затем район в составе Дагестанской АССР, поделённый в 1935 на Лакский и Кулинский районы. В 1944 часть Лакцев была насильственно переселена на равнину, на земли депортированных чеченцев.
Основные занятия - пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, просо, бобовые, с конца 19 века - кукуруза, картофель, с начала 20 века - садовые и огородные культуры) и животноводство (овцы, крупный рогатый скот, лошади и др.). Зимой скот перегоняется на зимние пастбища в Калмыкии. Были развиты отхожие промыслы.
Традиционные домашние промыслы и ремёсла - сукноделие, изготовление войлока, паласов, производство и лужение металлической посуды (села Кумух, Убра и др.), ювелирное ремесло (село Кумух), гончарство (село Балхар), золотое и серебряное шитьё (села Кумух и Балхар), шорное (село Унчукатль) и сапожное дело (село Шовкра), обработка камня (село Убра); село Кая славилось торговцами, село Кума - кондитерами, село Цовкра - акробатами и т.д. Знаменита расписная балхарская керамика (кувшины для воды, чаши, кружки, с 1960-х годов - фигурки, игрушки).
Традиционные поселения Лакцев располагались по склонам гор, современные - на более ровных местах. Дома - в основном двухэтажные (на 1-м этаже - хозяйственные, на 2-м - жилые помещения), с небольшими лоджиями, имели до 4 жилых комнат.
Мужская традиционная одежда - туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны, женская - туникообразное платье и штаны, имеет локальные варианты. В конце 19 века появились платья - распашные (бузма) и отрезные в талии. Зимой носили овчинные шубы. Обувь - кожаная и войлочная. Головные уборы - наволосники с платками, длинные покрывала. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы, у женщин - традиционные головные уборы (село Вихли), длинные штаны.
Основная пища - мучные, мясные и молочные блюда. Хлеб выпекался в специальной глиняной печи в форме купола во дворе. Овощные и картофельные блюда распространились с середины 20 века.
Основа традиционной социальной организации - сельская община (джамаат), управлявшаяся советом старейшин. Существовали патрилинейные родственные группы (тухумы), сословное деление, обычай кровной мести и платы за убийство, гостеприимство, взаимопомощь.
Сохранялись элементы домусульманских верований, мифологии, обрядность. Традиционные праздники - Новый год, начало весенних полевых работ, уборка урожая и др. Фольклор включает героический и исторический эпос, сказки, песни. Основные музыкальные инструменты - зурна и бубен. Поэзия на лакском языке известна с 17 века. Письменность первоначально на арабском алфавите. Первые книги на русском алфавите вышли в 1860-х годах по инициативе русского лингвиста П.К. Услара. Письменность на основе русского алфавита возобновлена в 1938. Развивается профессиональная культура. Сформировалась национальная интеллигенция.
А.Г. Булатова, Г.А. Сергеева
Очерки
Лакцы - (вулугуни, казикумухцы, лак, тумал, яхулви) - народ, исторически проживающий в центральной части нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы), с 1944 года и на равнине в Новолакском районе, а также в Ставропольском крае, Ростовской области, в Кабардино-Балкарии и других кавказских республиках. Численность в России по переписи 2002 года - 156 545 человек, в Дагестане число лакцев составляет 5,4 % всего населения республики (139732).Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской языковой семьи. Диалекты - кумухский, вицхинский, шаднинский, вихлинский, аракульский, барткинский, аштикулинский. Поэзия на лакском языке известна с XVII века. Письменность была Первоначально письменность была на основе арабского алфавита, первые книги на кириллице вышли в 1860-х по инициативе русского лингвиста П. К. Услара. Письменность на русской графической основе возобновлена в 1938 году. Распространен русский язык. Верующие: мусульмане-сунниты.
Лакский «треугольник»
В книге известного дагестанского ученого А. Г. Булатовой «Лакцы. Историко-этнографическое исследование (XIX - нач. XX в.)» даны четкие координаты территории, где с древности обитает этот удивительный народ. Там сказано, что она «представляет собою центральную часть нагорного Дагестана и имеет форму треугольника, одна из вершин которого обращена на север, в сторону Цудакарского ущелья, а его основанием служат горные вершины Дюльтыдага (4131 м над уровнем моря), Акулалу (3884 м), Пабаку (4098 м) и Кокма (3673 м), которыми земля Лакии отделяется от долины реки Самур и Азербайджана». Горные хребты также изолируют ее от Аварии и Даргинии. Поверхность этого труднодоступного плато достаточно сглажена и не имеет естественных препятствий для сообщения между его отдельными частями. Его каменистая почва, состоящая из сухой серой глины, часто перемешанной с булыжником и щебнем, практически бесплодна, а пригодная для земледелия пахотная земля, глина с черноземом, - это всего 6% общей площади Лакии. Кустарниковый лес с «вкраплениями» дубов, берез и чинар занимает тоже 6%, но многочисленные реки, текущие со снежных вершин юга на север, создают благоприятные климатические условия для сельского хозяйства.
Страна мастеров
Лакцы с давних времен выращивают пшеницу, рожь, ячмень, просо и бобовые, а с конца XIX столетия - кукурузу, картофель, садовые и огородные культуры. Стада крупного рогатого скота, овец и табуны лошадей пасутся на горных пастбищах с весны до осени, а с наступлением зимы перегоняются в Калмыкию. Там же, на склонах гор, располагаются селения, каждое из которых славится каким-нибудь традиционным промыслом. Например, в «городе мастеров» Кумухе живут ювелиры, оружейники и золотошвейки, здесь же изготавливают войлок и сукно, делают металлическую посуду, в Убре обрабатывают камень, в селах Унчукатль и Шовкра налажено шорное и сапожное дело, а расписная керамика из Балхара известна далеко за пределами Дагестана. Аул Кая славится торговцами, Кума - кондитерами, а Цовкра - канатоходцами и акробатами. Ближайшие соседи этих трудолюбивых умельцев величают по-разному: даргинцы зовут их «вулугуни», лезгины - «яхулви», а в древности лакцев часто называли «казикумухцами». Впервые под этим именем в европейской литературе их упомянул в своем «Описании путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» (1647г.) Адам Олеарий: «За Тарку в горах к западу находятся еще другие, которые зовутся «кумуки» или «казикумуки», каждое из этих племен имеет особых своих государей».
Христианское царство Гумик
Арабские источники VII-X вв. упоминают о существовании на территории современного Дагестана целого ряда феодальных владений - «царств», таких как Дербент, Табасаран, Сарир, Гумик, Туман и др., хотя многие из них, вероятно, были основаны в VI столетии и ранее. Лакцев ученые локализуют в царствах Гумик и Туман, причем первое название ассоциируется с селением Кумух, а второе - с областью Туман, ведь аварцы до сих пор зовут их «тумал» (во множественном числе - туман). Больше споров вызывает местонахождение древнего государства Сарир. Так, по некоторым данным, оно имело очень внушительные размеры, включая в себя не только нагорную и равнинную часть теперешнего Дагестана, но и сопредельные земли. В одном исследователи единодушны: эти царства были христианскими. (Известно, что еще в I веке в районе Дербента проповедовал Елисей, ученик апостола Фаддея, которого вместе с Варфоломеем Иисус Христос направил в Персию и на Кавказ). Религиозно-политические разногласия, приведшие к церковному расколу, были использованы двумя крупнейшими державами Средневековья - Византией и Персией. Монофизитам, то есть не верящим в двойную природу Христа - Бога и человека, покровительствовал Иран, халкедонитам, то есть православным, Византия.
Казикумухское шамхальство
Пока эти государства воевали между собой за кавказские земли, в Аравии возникла и быстро окрепла новая религия - ислам. Под его знаменами арабы, покорив Сирию и Месопотамию, уже в VIII столетии появились на Кавказе, начав его стремительную исламизацию. Происходило это так: арабам не раздавали земли в завоеванных странах, но побежденные должны были содержать общину завоевателей, то есть платить подоходный и поземельный налоги, а также поставлять припасы войскам. Однако это налоговое бремя несли только «неверные», а принявшие ислам от него освобождались. Те, кто смог сохранить свою веру под таким экономическим давлением, не устояли перед военным: нашествием в XIII веке мусульманской Золотой Орды. В XIV столетии на территории лакцев возникает новое, уже исламское, государство - Казикумухское шамхальство со столицей Кази-Кумух, ставшее через четыреста лет ханством, объединившим, кроме лакцев, отдельные аварские и даргинские селения.
И просто Лакский район
Присоединённое в 1820 году к России ханство было в 1859-м преобразовано в Казикумухский округ Дагестанской области, а с 1922г. - в Лакский округ, затем - в район в составе Дагестанской АССР, который был поделен в 1935 году на Лакский и Кулинский районы, существующие до сих пор в Республике Дагестан.
Горская демократия
Отношения между властителями и горячими лакцами складывались непросто: в 1640 году одно из выступлений против шамхалов закончилось изгнанием последних из Кумуха. Но чаще стороны пытались договариваться, а чтобы переговоры шли успешно, сначала заключался письменный договор между членами джамаата - сельской общины, высшим законодательным органом которой был сход мужчин (с 15 лет), а исполнительная и судебная власть находилась в руках старейшин. Так, из документа XVII века под названием «Соглашение жителей Казикумухского селения Унчукатль» можно узнать, что селяне договорились «не продавать эмирам свою недвижимость, свои поля и дома, на сделавшего это будет наложен штраф - один бык, а проданное возвращено». Далее следует наказание за нарушение норм общественной морали: «Если кто-либо скажет хотя бы полслова в пользу эмиров, то на него будет наложен штраф - один бык. Если кто-либо донесет эмирам на старейшин или на других жителей селения, то на него штраф - один бык».
По законам адата и шариата
На этом примере можно представить себе действие адата (от арабского - привычка), то есть правосудия, основанного на обычаях, существовавших у кавказцев в доисламский период. Оно активно использовалось и позднее, если не вступало в противоречие с шариатом - религиозным законом, который основан на богословском толковании Корана. В нем сказано: «Когда же они совершают какой-либо мерзкий поступок, они оправдываются так: «И наши отцы поступали так же, и Аллах велел нам поступать именно так». А ты, Мухаммад, отвечай: «Воистину, Аллах не велит совершать поступков мерзких. Неужели вы станете возводить на Аллаха то, о чем не ведаете?»Юристы Российской империи тщательно изучали обычное (адатное) право кавказских народов: историю его происхождения и перспективы развития. В книге «Адаты Дагестанской области и Закатальского округа: судоустройство и судопроизводство в частях Кавказского края военно-народного управления», изданной под редакцией И. Я. Сандрыгайло в 1899 году в Тифлисе, на основе глубокого анализа судебной практики сделан такой вывод: «Адат возникает, когда в нем является надобность, и предается забвению, когда надобность в нем минует. Сам народ смотрит на адат, как на дело ума человеческого и допускает изменение его, если видит в этом пользу для себя. При отсутствии адата на какой-нибудь случай по общему совещанию (маслаату) установляется решение, которое затем уже применяется ко всем аналогичным случаям и само превращается в адат. Таким путем создалось то разнообразие частных адатов, которое наблюдается не только в каждом округе, но даже в каждом селении. Таким же путем администрации удалось, действуя через влиятельных лиц, объединить многие адаты, а другие изменить или вовсе устранить из обихода. Следовательно, администрация имеет возможность, без особой ломки и потрясения в быте горских обществ, перейти со временем к суду по общим всей Империи законам».
История
В начале XIII столетия в Дагестане впервые появляются кочевники-монголы, в 1240 году они проникают в страну лаков, а в начале апреля осаждают и разрушают ее столицу Кумух. (Всего монголы уничтожали поселение восемь раз, но жители возрождали его.) В конце XIV века Лакия подверглась нашествию войск самого Тимура. Персидский автор Шереф-ад-дин Али Йезди в своем монументальном труде «Зафар-намэ» - «Книга побед» (1424г.) - сообщает о взятии Тамерланом (то есть «хромым Тимуром») укрепленных селений Кули и Тауса так: «Оба отряда согласованно сверху и снизу напали на крепость. Сколько ни бросали оттуда стрел и камней и сколько ни гибло храбрецов, другие верующие смельчаки, благодаря счастливой судьбе могущественного Тимура, храбро принимались за это дело. Жители крепости, видя эту небесную и земную беду, сверху и снизу опускающуюся, оробели и растерялись». А когда кочевники разгромили объединенную армию лакцев и аварцев в количестве 3000 человек, то «старейшины и вельможи казикумухские прибыли ко двору Тимура, признали свою вину, каялись, просили прощения и выполнили обычай подчинения и службы».
И легенда
Это взгляд победителей, а у побежденного, но не сломленного народа сложился эпос «Парту Патима», посвященный девушке-героине. Он состоит из трех частей: в первой и второй повествуется о мирной жизни лакского аула, об обычной горянке Патиме, которая с полным кувшином воды возвращается домой от родника и видит молодых мужчин-односельчан, занятых военной тренировкой. Они просят дать им воды, а девушка в ответ говорит, что хочет попробовать свои силы, сразившись с ними. Встретив отказ со стороны юношей, Патима переодевается в доспехи убитого брата, который с детства обучал ее воинскому искусству, и уже в мужском обличье вызывает на соревнование одного из насмешников - Ахмеда, обладавшего большой физической силой и сноровкой. Она побеждает, а посрамленный соперник просит прощения и влюбляется в смелую красавицу. В третьей, военной, части в село прибывает гонец с сообщением о приближении войска Тамерлана. Лакские воины собираются в столице своей земли Кумухе, чтобы вместе идти на захватчиков под предводительством Патимы. Увидев девушку во главе армии, монголы недоумевают, а сам Тимур презрительно улыбается. Но вскоре его отношение к противнику меняется: «Клинки о щиты ударяться стали, друг с другом противники драться устали, устали скакать скакуны боевые, монгольское войско смутилось впервые». Обе стороны решают выделить по одному богатырю для единоборства. Монголы выставили крепкого Тугая, от лакцев вышел Ахмед. Тугай мечом рассекает надвое юношу, но тут яростно вступает в бой Патима: «Тугай замахнулся, но сабле Тугая ответила девушки сабля кривая. Еще один взмах и еще один взмах, и пал перед ней обезглавленный враг». Далее она выдерживает поединок со старшим братом Тугая, который также падает с лошади, сраженный ею. Победив в этой битве, отважная горянка увлекает за собой лакских джигитов, которые, ринувшись на противника, обращают его в бегство. В финале воины, изгнавшие врага с родной земли, с победой возвращаются домой, а Патима оплакивает гибель своего возлюбленного…
Парту Патима или Жанна д’Арк из Кумуха
Ученые-этнографы на протяжении столетий гадают о том, является ли Парту Патима исторической личностью или представляет собой собирательный фольклорный образ героической женщины. В начале XX века Сайд Габиев в своей книге «Лаки, их прошлое и быт» писал: «У лаков есть своего рода Иоанна д'Арк - Парту Патима, которая некогда спасла родной край от нашествия монголов. Прозвище «Парту» возникло от названия местности, где находится могила девушки. О ее подвиге свидетельствует и надгробный памятник, который привлекает летом много паломников, преимущественно женщин, считающих ее святой девой». Через сто лет, когда никаких материальных следов пребывания храброй горянки на земле лакцев не осталось, Ангара Булатова подтвердила правоту коллеги: «У нас нет сомнений в исторической реальности нашей героини и ее подвига, так как часто именно в фольклоре сохраняется память о знаменательных событиях и значительных исторических деятелях. А в народе всегда существовало представление о том, что в годину тяжелых испытаний на его защиту поднимется новая Парту Патима…»
КУБАЧ‘ИНЦЫ (самоназвание: угбуган, угбуганти, уг'буг), народ в России, жители посёлка Кубачи Дахадаевского района в Дагестане (1900 человек, оценка); живут также в городах Кавказа и Средней Азии (более 3 тыс. человек, оценка). Переписью населения 1926 выделены как самостоятельный этнос (численность 2371 человек), в дальнейшем включались в состав даргинцев. По данным Переписи населения 2002 года численность кубачинцев, проживающих на территории России, составляет 100 человек.
Часть исследователей считает Кубачинцев субэтнической группой даргинцев, другие - самостоятельным этносом. Говорят на кубачинском диалекте даргинского языка. Верующие Кубачинцы - мусульмане-сунниты.
В исторических сочинениях Кубачинцы известны с 6 века как зирихгераны (персидский "кольчужники"), а с 15 века - как кубачи (турецкое "кольчужники"). В 5-10 веках Кубачи - центр Зирихгерана - одного из раннегосударственных образований Дагестана. С 1921 Кубачинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Республика Дагестан.
Основное традиционное занятие Кубачинцев - ремесла (металлообработка, резьба по камню и дереву, строительное дело, обработка кости). Женскими промыслами были ручное вязание, вышивка, ткачество (производство сукон), изготовление войлока и обуви из него. Ведущая отрасль традиционного ремесла - металлообработка включала: изготовление водоносных сосудов, ритуальной посуды, крышек к котлам; литьё бронзовых котлов, светильников; изготовление художественно отделанного холодного и огнестрельного оружия, а также разнообразных женских украшений, предметов мужского костюма (пояса, газыри), деталей конского снаряжения. В 16-17 веках оформились основные типы кубачинского орнамента растительного стиля. В 18-19 веках Кубачи стал крупнейшим на Кавказе центром изготовления лучших образцов оружия и ювелирных изделий.
В быту Кубачинцев в 19 - начале 20 века сохранялось значение родственных групп - тухумов, состоявших из кровнородственных семей (первоначально по отцовской, позднее и по материнской линии). Основу социальной организации Кубачинцев составляла сельская община - джамаат, внутренняя жизнь которой регулировалась нормами адата и шариата.
Жилища Кубачинцев - многокамерные, 3-4-этажные, порою до 5-6 этажей, плоскокровельные сооружения из камня. В самых нижних этажах располагались хлев, конюшня, на 2-м - сеновал, склад топлива, а в верхних этажах - жильё из многих комнат, кладовые для продуктов, домашние мастерские златокузнецов. Интерьер жилища Кубачинцев сохраняется и ныне у большинства жителей селения.
Традиционная женская одежда: платье-рубаха туникообразного покроя; парчовая шуба, с короткими рукавами (ныне вышла из употребления); головной убор: чухта (квадратная повязка с нашитыми разноцветными лоскутами), каза (белая, обычно вышитая полотенцеобразная накидка-повязка), кате - шерстяной платок-накидка, белые войлочные сапоги и вязаные узорные носки. Мужская одежда общедагестанского типа: рубаха туникообразного покроя, прямые штаны, бешмет и черкеска, сафьяновые или войлочные сапоги, овчинные шубы и папахи. В комплекс одежды входили серебряный наборный пояс, кинжал и газыри к черкеске.
Традиционная пища у Кубачинцев в целом аналогична пище других народов Дагестана.
Культура Кубачинцев при общности её с духовной культурой даргинцев и других народов Дагестана имеет и специфические черты.
М.М. Маммаев, М.О. Османов