Лица России. Латыши и литовцы

Jul 28, 2014 00:01


Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.

Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©

Другие лица России
Общие сведения

ЛАТЫШ‘И, латвиеши (самоназвание, восходит к имени латгалов), балтийский народ, основное, 59%, население Латвии (1390 тыс. человек). Живут также: в США: 87,564, в России: 18,979, в Австралии: 18,938, в Ирландии: 18,008, в Канаде: 20,000, в Бразилии: 20,000, в Украине: 5,079, в Великобритании: 5,000, в Швеции: 4,000, в Германии: 4,000, в Литве: 3,000, в Эстонии: 2,300, в Белорусии: 2,200, в Венесуэле: 400, в Франции: 300, в Норвегии: 200, в Грузии: 200, в Аргентине: 200, в Чили: 100. Общая численность 1540 тыс. человек.

По данным Переписи населения 2002 года численность латышей, проживающих на территории России, составляет 29 тысяч человек. До 1917 года на территории тогдашней Петербургской губернии проживало около 30 тысяч латышей-переселенцев из Латвии.

С XIII века латыши находились под немецким владычеством, затем под шведским, а с 1795 стали частью Российской Империи.

После революции в Ленинграде работал педогогический техникум, готовивший кадры учителей для латышских школ Ленинградской области, выходила газета. Существовали компактные латышские поселения и латышский совхоз «Красный Латыш» в Тосненском районе. Вследствии репрессий и войны число ленинградских латышей значительно сократилось и сейчас в Ленинградской области они проживают в очень небольшом количестве.

Говорят на латышском языке балтской группы индоевропейской семьи. Диалекты: среднелатышский, верхнелатышский, или латгальский, и ливонский. Литературный язык на основе среднелатышского диалекта. Письменность с конца 16 века на латинской графической основе. Верующие Латыши - в основном протестанты (главным образом лютеране), в Латгалии - католики.

Предками Латышей были балтские племена, поселившиеся на территории Латвии в 3-2-м тысячелетии до нашей эры. В начале 1-го тысячелетия нашей эры сформировались близкие в культурном отношении этнические образования: на побережье Балтийского моря - курши, севернее реки Даугава - латгалы, в бассейне реки Лиелупе - земгалы, в Юго-Восточной Латвии - селы. В 10-12 веках на землях латгалов возникают первые государственные образования - княжества Талава, Ерсика и Кокнесе. С конца 12 века началась немецкая колонизация Латвии, завершившаяся включением её в земли Ливонского ордена и других немецких княжеств. На территории Латвии распространилось католичество, с 1-й половины 16 века - протестантизм. В 1561 большая часть Латвии стала зависимой от Великого княжества Литовского, позднее - Речи Посполитой. В 1629 западная часть отошла к Швеции.

В 18 веке в результате Северной войны и разделов Польши 1772 и 1795 Латвия включена в состав Российской империи. В середине 19 века на основе среднелатышского диалекта сложился литературный язык. В 1920 Латвия получила независимость (в 1940-90 - Латвийская ССР в составе СССР). В 1990 ВС Латвии принял Декларацию о её независимости.

Традиционные занятия - земледелие (рожь, пшеница, ячмень, овёс, гречиха, конопля, бобовые, картофель, в Латгалии - лён) и животноводство (крупный рогатый молочный скот, овцы, свиньи, лошади), на побережье - рыболовство. Традиционные ремёсла - обработка дерева, кожи, металла, янтаря, ткачество. У Латышей различных областей - Латгалии, Курземе, Видземе, Земгалии и др. сохраняются особенности в культуре.

Традиционные поселения - однодворки (виенсетас), на востоке - деревни рядовой и уличной планировки (циемс, саджа). Расположение построек усадьбы (жилой дом - истаба, хозяйственные постройки - клеть, рига, хлев, баня) в различных районах различно.

Основной тип традиционного жилища - сруб на фундаменте из дикого камня. Крыши двускатные (в Видземе и Курземе - и четырёхскатные), из соломы, тростника или дранки. Жилые помещения располагались по обе стороны сеней (намс) с кухней. Латгальская истаба, близкая к русской и белорусской курной избе, имеет вид двух самостоятельных срубов с русской печью, соединённых холодными сенями (синцес). В 1920-30-х годах распространились многокамерные сельские дома типа коттеджей. В конце 1940-х годов началось переселение Латышей с хуторов в посёлки, местонахождение которых в основном совпадало с бывшими волостными центрами.

Традиционный женский костюм - длинная туникообразная рубаха, полосатая или клетчатая юбка, наплечная накидка (виллайне). Имелись местные различия в покрое, расцветке и украшении одежды. В Видземе рубахи украшались мережкой, накидки - белые, головной убор девушек - красный венок, расшитый бисером, замужних - белый вышитый чепец. В Земгалии рубаха украшалась белой вышивкой, юбка - особым браным ("цветочным") узором, накидка - богатым тканым узором; на голове носили шёлковый платок, завязывавшийся у девушек сзади, у замужних - под подбородком; девушки также носили металлические венки, замужние женщины - тюлевые чепцы. Курземский костюм (сохранялся дольше других, вплоть до середины 20 века) отличался металлическими поясами, ярко-синими накидками с металлическими украшениями, пряжками-сактами. На голове носили металлические или тканые на твёрдом каркасе вышитые бисером венки. Латгальский костюм состоял из рубахи с красным браным или вышитым узором, клетчатой (на севере - белой) юбки, белой накидки с сине-зелёной вышивкой, льняного наплечного покрывала (снатене). Головной убор девушек - красный вышитый бисером венок, замужних - полотенчатый. Аугшземский костюм отдельными чертами сходен с латгальским, видземским и земгальским: рубаха с прямыми поликами (в отличие от других латышских женских рубах) украшалась красной вышивкой, юбка - клетчатая или в светлую полоску, головной убор - полотенчатый (наматс), по праздникам надевали передник.

Мужская одежда более однообразна, состояла из кафтана (белого, серого или синего), штанов (одного цвета с кафтаном или клетчатых), рубахи, пояса, шарфа, шапки, перчаток. Штаны заправлялись в носки с цветным отворотом, обувь - сапоги или постолы. По праздникам обязательно надевалась чёрная или серая шляпа - ратене. И мужские и женские рубахи скалывались у ворота металлической пряжкой. Со 2-й половины 19 века традиционный костюм начал выходить из употребления.

Традиционная пища - мука, крупы, горох, бобы. Хлеб пекли кислый, в основном из ржаной муки. Из толчёного конопляного семени готовили так называемое молоко, служившее приправой к картофелю и кашам. Традиционные блюда - похлёбки из круп (путра) и овощей (капости), каши, клёцки из гороха или бобов, в праздники - пироги со шпигом, печенье, мясные блюда (например, на Рождество и Новый год - свиная голова с кислой капустой, на Пасху - яйца и студень), на Иванов день (Лиго) - "янов сыр" из творога. Традиционные напитки - сбитень из ржаной муки, ячменное пиво, берёзовый и кленовый соки.

Семья малая патрилинейная. Обычно хозяйство переходило к старшему сыну, остальные наследники получали свою долю деньгами, на которые обучались ремеслу, получали образование, уходили на заработки в города или в батраки. Было распространено примачество.

Наиболее развитые виды прикладного искусства - художественное ткачество, вышивка, вязание, плетение, резьба по дереву, производство керамических изделий, обработка металла, янтаря, тиснение по коже. Устное народное творчество включает сказки, предания, анекдоты, загадки, пословицы, поговорки. Богат песенный фольклор - дайны (песни трудовые, сатирические, бытовые, календарные и др.). Основные музыкальные инструменты - кокле (тип гуслей), смуйгас (волынка), скрипка, свирель и др. Народные песни являются важнейшей частью репертуара регулярно проводимых с 1873 праздников песни.


ЛИТ‘ОВЦЫ, летувяй (самоназвание лит. lietuviai, ед. ч. лит. lietuvis), народ, основное население Литвы (2924 тыс. человек). Живут также в Российской Федерации (70,4 тыс. человек), Латвии (34,6 тыс. человек), Белоруссии (7,6 тыс. человек), Украине (11,3 тыс. человек), Польше (15 тыс. человек), США (290 тыс. человек), Канаде (28 тыс. человек) и др. Общая численность 3,45 - 4,5 млн. человек. Общее число говорящих приблизительно в 5 млн. человек.

По данным Переписи населения 2002 года численность литовцев, проживающих на территории России, составляет 45 тысяч человек, по данным переписи 2010г. - 31 тыс. 377 человек.

Говорят на литовском языке балтийской группы индоевропейской семьи. Основные диалекты: жемайтский (нижнелитовский) и аукштайтский (верхнелитовский). Письменность с 16 века на латинской графической основе. Верующие - главным образом католики.

Основой формирования Литовцев были балтийские племена, предки которых, отождествляемые с носителями неолитической культуры ладьевидных топоров, проникли в бассейн рек Неман и Даугава в 1-й половине 2-го тысячелетия до нашей эры, ассимилировав местное население. В начале нашей эры здесь сформировались племена, вошедшие позднее в состав Литовцев, - собственно Литовцы, или аукштайты, жемайты, скальвы и надрувы, а также часть судавов, южные группы куршей, земгалов и селов, часть северных пруссов (бартов, нотангов, сембов). Скальвы, надрувы и часть пруссов образовали в 16 веке субэтническую группу летувинников (литовников).

В 9-12 веках складываются государственные образования - княжества-"земли": Делтува, Каршува, Летува и др., объединённые в 1-й половине 13 века в Великое княжество Литовское, включая северо-западные области Белоруссии (так называемую Чёрную Русь), со 2-й половины 13 века - западно-русские земли, к середине 15 века - вплоть до Верхнего Поднепровья и верховьев Оки и Волги. В 13-14 веках Литва вела борьбу с агрессией Тевтонского ордена, захватившего в 1283 земли пруссов и в 1382-98 - Жемайтию. После принятия католичества в 1387 усиливаются связи Литвы с Польшей, приведшие к образованию в 1569 единого польско-литовского государства - Речи Посполитой - и усиленной полонизации литовской феодальной верхушки. Литературный язык начал складываться на основе аукштайтского диалекта с 17 века.

В 1795-1815 этническая территория Литовцев вошла в состав Российской империи. В 1919 образована независимая Литовская республика, в 1940-90 - Литовская ССР в составе СССР. В марте 1990 Верхний Совет республики принял Акт о восстановлении Литовского государства, в мае - Декларацию о государственном суверенитете Литвы.

Основное традиционное занятие Литовцев - пашенное земледелие (рожь, ячмень, овёс, пшеница, горох, лён, с конца 18 века - картофель). Старинные орудия - двузубая соха, борона-суковатка, вытесненная в 19 веке плетёной, затем рамной бороной, коса (в западных районах), в центральных - полукоса (коса с короткой рукояткой), в восточных - зубчатый серп; молотили цепами и деревянными катками. Были развиты коневодство, разведение крупного рогатого скота и свиней. Традиционное бортевое пчеловодство в 16-19 веках сменилось на колодное, а в конце 19 - 1-й половине 20 века - на рамное. На морском побережье развивается рыболовство. Традиционные ремёсла - ткачество, вышивка, кузнечное, обработка дерева, резьба по дереву, плетение, гончарство.

Древнейший тип поселения - деревня с кучевой планировкой, в 16 веке распространилась уличная планировка, в 19-20 веках - однодворки (на западе они известны с древности). Усадьба состоит из жилого дома (в деревнях он ставился торцом к улице, перед ним разбивался цветник) и хозяйственных построек (кладовой-клети, риги, бани, скотного двора), расположенных вокруг открытого двора. Планировка усадеб в деревнях носит более строгий характер, чем на хуторе с разбросанными хозяйственными постройками. Древнейший тип жилища (нумас), служившего также хлевом, - однокамерная срубная постройка с открытым очагом в центре и дымовым отверстием в коньке крыши - по археологическим данным известен с 1-го тысячелетия нашей эры, с 16 века используется в основном как хозяйственная постройка и помещение для скота. На востоке распространяется курная изба с холодной пристройкой-сенями.

К 19 веку формируются 3 традиционных типа литовского жилища: жемайтский на западе, аукштайтский на востоке и юго-востоке, занеманский. Жемайтский срубный дом (троба) восходит к старинному нумасу: имеет четырёхскатную крышу, иногда с дымовыми отверстиями; в центре - нежилое помещение с очагом (каминас), на котором теперь готовят корм скоту (первоначально - единственным очагом в доме), по сторонам - жилые комнаты, теперь отапливаемые печами-голландками. Занеманский дом (гринча) близок к жемайтскому, имеет длинный узкий корпус с крыльцом в длинной стороне, ведущим в сени, и дополнительным входом с торца, ведущим в рабочие помещения, крыша двускатная, пологая, соломенная, черепичная или тесовая, в центре дома - кухня с сенями, с одной стороны от них - общая комната для повседневных работ с хлебной печью и отапливаемыми лежанками, с другой - спальня и помещение для гостей. Аукштайтская изба (пиркя) имеет прототипом курную избу, известную в Латгалии, у западных русских и белорусов. Состоит из жилой избы с чёрной русской печью, сеней и холодной светлицы-каморы. В 1-й половине 20 века распространились сельские дома современной планировки типа коттеджей.

Традиционная женская одежда - длинная рубаха, широкая юбка (обычно 2-3), передник, тканый или плетёный пояс, по праздникам - безрукавка. На голове девушки носили венки из лент и галуна, иногда - на твёрдой основе, замужние женщины - полотенчатый убор-намитку. Со 2-й половины 19 века распространились чепцы и платки. Одежда украшалась вышивкой, были распространены серебряные, янтарные, коралловые и стеклянные бусы. Верхняя одежда - покрывало-скара, зимой - сермяги, овчинные полушубки. По покрою, расцветке и технике изготовления тканей выделяются 6 основных вариантов костюма: жемайтский, аукштайтский, дзукский, клайпедский, капский и занавикский.

Мужская одежда раньше утратила национальную специфику, чем женская: она состояла из холщовой рубахи, полотняных, суконных или полушерстяных штанов, жилета, холщового или суконного кафтана, валяной шляпы; зимой носили сермягу, овчинные шубы и полушубки. Традиционная рабочая обувь Литовцев - лапти, кожаные постолы, в западных районах Литвы также деревянные башмаки (клумпяй), в праздничные дни - сапоги. В современной одежде используются народный орнамент и цветовая гамма; сохранились традиции вязания узорчатых перчаток, чулок и т.п.

Основу питания составляли ржаная, реже пшеничная мука, ячменная и овсяная крупа, горох, молоко, мясо. С конца 18 - начала 19 века широкое распространение получили картофельные блюда. Сохраняются традиционные блюда из тёртого картофеля с мясной, творожной и др. начинкой (цепелины), сыр с тмином и др.

В литовской деревне были сильны общинные традиции - помочи (галка), сябровство, посиделки и т.п. До 13-14 веков преобладали большие семьи, позже большая патриархальная семья сменилась малой. В традиционных семейных отношениях главную роль играл отец, двор передавался по наследству старшему сыну или зятю.

В свадебных обрядах особую роль играл сват (пиршлис) и конный глашатай (квеслис), оповещавший о свадьбе. Традиционная свадебная обрядность богата песнями, шуточными диалогами, играми. Важное значение имели календарные праздники с ряжением на Святки и Масленицу, гулянья с кострами, качелями и т.п. на Иванов день и др. Традиции народных гуляний сохраняются до настоящего времени. Для народного искусства характерны деревянная скульптура, художественное ткачество, ковка, обработка янтаря. Наиболее известные произведения фольклора - песни-дайны, трудовые, обрядовые, семейные, военно-исторические и др. С начала 20 века устраиваются праздники песен, вселитовские - с 1924. Богат сказочный фольклор, повлиявший на профессиональное искусство (поэма и балет на сюжет сказки "Эгле - королева ужей"). В фольклоре многочисленны этиологические предания, реликты древних мифов (о громовнике Перкунасе и др.).

тв и радио, проекты, фильмы, россияне, прибалтика, фольклор, наследие, менталитет, север, культура, общество и население, видео, образование и воспитание, единство и община, агитпроп и пиар, народы, сми, россия

Previous post Next post
Up