Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи.
Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
© Другие
лица России
Общие сведения
МОЛДАВ‘АНЕ, молдовень (самоназвание), народ в Молдавии. Численность 2,8 млн. человек. Живут также на Украине (324,5 тыс. человек), в России (172,6 тыс. человек), в Казахстане (33 тыс. человек) и других странах. По данным Переписи населения 2002 года численность молдаван, проживающих на территории России, составляет 172 тысячи человек.
Говорят на молдавском языке восточной подгруппы романской группы индоевропейской семьи; язык имеет 4 группы говоров - центральную, юго-западную, северо-восточную, северо-западную. Распространены также русский и украинский языки. Верующие - православные.
В этногенезе Молдаван выделяются 2 этапа: формирование этнической общности волохов - общих предков всех восточнороманских народов - и складывание молдавской народности. Волохи сформировались в ареале, охватывающем север Балканского полуострова и Карпатские горы, на основе группы фракийских племён, подвергшихся в первых веках нашей эры романизации, а затем с 6 века установивших контакты с расселившимися в этом регионе славянами. Молдавская народность стала складываться с 12 века в Восточном Прикарпатье в результате этнического взаимодействия расселившихся там волохов и восточных славян. Территория расселения Молдаван в 14 веке вошла в состав Молдавского княжества; в его пределах завершилось в 14 веке формирование молдавской народности. В 17 веке начал создаваться молдавский литературный язык. В 16 веке Молдавия попала под власть Османской империи. В конце 18 века левобережье Днестра, позднее (в 1812) земли между реками Прут и Днестр (Бессарабия) были отвоёваны у Турции и присоединены к России.
В конце 19 - начале 20 века среди Молдаван, населявших в России Бессарабскую, частично Подольскую и Херсонскую губернии, происходила дальнейшая консолидация. В 1918 Бессарабия была присоединена к Румынии. В левобережных районах Днестра, населённых Молдаванами, в 1924 была создана Молдавская АССР (в составе УССР). В 1940 после включения Бессарабии в СССР на части территории Молдавской АССР и большей части Бессарабии была образована Молдавская ССР, с 1991 Республика Молдова.
Основные традиционные занятия - животноводство, с середины 19 века - земледелие (озимая пшеница, яровой ячмень, кукуруза), виноградарство и садоводство; домашние ремёсла - ткацкое, ковроделие, гончарное, обработка дерева, кожи, камня. В некоторых районах Молдавии были распространены рыбный, охотничий и другие промыслы.
Для традиционного сельского жилища характерна трёхкамерная планировка: прихожая (тиндэ) отделяет жилое помещение (кэмарэ) от гостиной (каса маре). В центральных и южных районах сохранились черты древнего молдавского жилища - завалинка и галерея с фасадной стороны. Современные дома, не утратив национального колорита в архитектуре, имеют больше комнат, улучшенную планировку. Во внутреннем убранстве сохраняется традиция украшения комнат настенными коврами (скоарцэ, рэзбой, ковор), ковровыми дорожками (пэретар, лэичер, кадрел), покрывалами (чергэ, полог), полотенцами.
Традиционная мужская одежда состояла из белой рубахи, белых штанов, тёмного жилета или меховой безрукавки; женская - из белой орнаментированной рубахи, шерстяной несшитой юбки, шерстяного или полотняного фартука. Мужской головной убор зимой - барашковая шапка, летом - соломенная шляпа; женский - полотенцеобразный убор, платок. Обувь и у мужчин и у женщин - так называемые опинчь (типа постол) из кожи. В некоторых сёлах на севере республики и в Приднестровье в праздничные дни женщины носят традиционный костюм или его отдельные части.
В традиционной пище значительное место занимали блюда из кукурузной муки, молочные продукты, овощи. Мамалыгу из кукурузной муки, заменявшую хлеб, варили ежедневно. Характерные блюда - овощной суп (чорбэ), слоёный пирог с брынзой (плэчинте), голубцы, завёрнутые в виноградные листья (сармале), протёртая фасоль с толчёным чесноком (фасоле фэкэлуите) и др.
Устное народное творчество представлено календарной и семейной обрядовой поэзией, сказками, героическим эпосом ("Богатырь Груя", "Кодряну" и др.), историческими, лирическими и другими песнями, пословицами, поговорками. Крупнейший памятник лиро-эпической народной поэзии - баллада "Миорица". Народные песни преимущественно одноголосные, в некоторых районах (в основном на границе с Украиной) - двухголосные. Наиболее распространённые музыкальные инструменты - кобза (струнный), най (духовой типа флейты Пана), чимпой (волынка), скрипка. Традиционные танцы - хора, жок, молдовеняска; исполняются обычно в сопровождении оркестра.
МОНГ‘ОЛЫ, монголоязычные народы, группа народов, говорящих на монгольских языках алтайской семьи: халха, ойраты и др. (собирательно Монголы) в Республике Монголия, баоань, дунсян, дауры, барга, монгоры и собственно Монголы в КНР, моголы в Афганистане, буряты и калмыки в России. Численность Монголов в Республике Монголия - свыше 2 млн. (1989, перепись), в КНР - 5,24 млн. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность монголов, проживающих на территории России, составляет 3 тысячи человек.
Говорят на монгольских языках, которые делятся на группы, диалекты и говоры. Письменность в Республике Монголия с 1945 на основе кириллицы, в КНР - так называемая старомонгольская письменность на основе графики, заимствованной у уйгуров (13 век). С 1990 в Республике Монголия предпринимаются попытки возродить старомонгольскую письменность.
К числу протомонгольских этносов, вероятно, относятся дун-ху, сяньби, хи и шивэй (упоминаемые древнекитайскими источниками), которые вступали в контакт с тюркскими и тунгусо-маньчжурскими племенами. Этноним Монголы, возможно, топонимического происхождения, впервые встречается в форме мэн-гу, мэн-ва, мэн-гу-ли в китайских хрониках 7-10 веков. В 13 веке часть племён, обитавших на территориях современной Республики Монголия и северо-восточного Китая, объединилась под властью Чингисхана и подчинила себе ряд соседних племенных союзов и государственных образований (киданей, уйгуров, кипчаков, тангутов, меркитов, найманов и др.), положив начало монгольской этнической общности. В 15 веке монголоязычные народы разделились на западную и восточную группы; в 16 веке восточная группа распалась на северную и южную. Северные Монголы, населявшие территорию Республики Монголия с 16 века, стали называться халха (ныне их потомки составляют более 80% населения). Южные Монголы, населявшие районы Внутренней Монголии, влились в состав монголов КНР. Западные Монголы (ойраты) образовали в 17 - середине 18 века Джунгарское ханство; их потомки частично вошли в состав монголов Республики Монголия, КНР и калмыков России.
Материальная и духовная культура всех Монголов в основном одинакова. Традиционное занятие - кочевое скотоводство: уже много веков стадо монгольских кочевников включает "пять видов скота" - лошади, овцы, козы, верблюды, крупный рогатый скот (коровы, яки, сарлаки), обеспечивавшие Монголов всем необходимым для жилья, одежды, питания.
Традиционные поселения: временные - круглые в плане или вытянутые с Востока на запад; постоянные - прямоугольной планировки, делятся на кварталы; юрты и хозяйственные постройки, окружённые забором (хашаны), тесно примыкают друг к другу, выходят на улицы глухими стенами. Жилище - разборная переносная юрта; деревянный остов покрыт войлочными кошмами; выход, как правило, обращён на юг, северная часть юрты - для гостей, восточная - женская, западная - мужская.
Традиционная мужская и женская одежда халатообразного покроя, летняя - на тонкой подкладке, зимняя подбивается мехом или простёгивается с шерстяной подкладкой. Халат (дэли) запахивается слева направо, застёгивается у ворота и на правом боку, перепоясывается многометровым шёлковым поясом. Пазуха служит карманом; длинные обшлага рукавов заменяют рукавицы; под халатом - штаны и рубаха. Праздничную одежду шили из шёлка, она дополнялась безрукавкой. Головные уборы отличались по форме и материалу у различных этнических и социальных групп. Мужчины носили поясной набор: нож, огниво, табакерку в специальном футляре, женщины - украшения из серебра, кораллов, бирюзы (головные, налобные, нагрудные, вплетающиеся в косы, браслеты, кольца). Обувь - сапоги (гутулы) с загнутыми вверх носами из прочной кожи на толстой подошве, в них вкладывался войлочный чулок.
Традиционная пища - мясо (в основном баранина, реже говядина или конина), которое едят слабопроваренным, с соусом в виде наваристого, густо посоленного бульона; запасая мясо впрок, его вялят на солнце, коптят, делaют мясную муку; едят варенные на пару и жаренные в кипящем жиру пирожки, суп с лапшой и овощами (картофель, капуста, репа) и др. Разнообразны молочные продукты - мягкие сыры, сухой творог, пенки, масло; напитки - чай с молоком, иногда с солью, поджаренной мукой, маслом, пенками, кислое коровье молоко, кумыс из кобыльего, в гобийских районах - из верблюжьего молока, молочная водка (архи). Едят также дичь, рыбу, дикие злаки, чеснок, ревень, лук, ягоды, изредка грибы.
Буддизм проник к Монголам в конце 12 - начале 13 века, но в форме школы гелугпа утвердился лишь с конца 16 - начала 17 века. К началу 20 века в Монголии действовало более 700 больших и малых монастырей, храмов, часовен. В период социализма традиционная, в том числе буддийская, культура страны практически была разрушена. С 1990 началось её возрождение. Вплоть до середины 20 века в некоторых районах существовало шаманство. У Монголов богатый фольклор, в том числе героический эпос (монгольский "Гэсэр", ойратский "Джангар"), разнообразное музыкальное творчество (протяжные песни, горловое пение, инструментальная музыка).
Монголы Республики Монголия сложились в нацию, ядро которой составляют халха. Практически слились с халха дариганга, хотогойты, сартулы, узумчины, хорчины, чахары и другие субэтнические группы. Консолидируются с халха проживающие в западных районах РМ и ещё сохраняющие отличия в языке и культуре дэрбэты, баяты, захчины, олёты, торгуты, мингаты, а также немонгольские по происхождению хамниганы, тюркоязычные в прошлом хотоны и др. Язык халха лёг в основу современного монгольского литературного языка. После революции 1921 в Монголии были заложены основы тяжёлой и лёгкой промышленности (горнодобывающей, строительной, деревообрабатывающей, пищевой и др.), проведено кооперирование аратских хозяйств, сопровождавшееся переходом кочевников на оседлость. Однако после 1990 начался процесс реномадизации, т.е. возврат к кочевому образу жизни. Республика Монголия вступила на путь перехода к рыночной экономике.
Монголы КНР (самоназвание монгол, у китайцев мэнгу) живут в автономных районах Внутренняя Монголия, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский, в провинциях Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян, Хэбэй, Хэнань, Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань. Монголы сохраняют свою племенную принадлежность. Говорят на трёх диалектах монгольского языка: центральный (чахары, тумэты, джаруны, сунниты, оннюты, ордосцы, хэшиктэны, хучиты, удзумчины, халха и др.), западный, или ойратский (торгуты, олёты, дэрбэты, хошуты, хойты и др.), северо-восточный (барга, буряты, хорчины, харчины и др.). Основное занятие: скотоводство (овцы, лошади, верблюды, крупный рогатый скот, козы). Развиты охота, собирательство, ремёсла (изготовление сёдел, упряжи, украшений, утвари), растёт роль земледелия. В городах преимущественно заняты в промышленности. Жилище - юрта монгольского типа. Оседлые Монголы живут в домах северокитайского типа. Одежда состоит из левополого халата: летом матерчатого, зимой мехового, с застёжками на правом боку, длинного пояса и штанов. Широко распространены украшения у женщин - серебряные браслеты, кольца, коралловые или бирюзовые бусы и др., у мужчин - поясной набор (нож, огниво и др.). Головной убор: летом - шляпа, зимой - меховая шапка. Обувь - кожаные сапоги с загнутым носом, украшенные цветными аппликациями. Пища носит сезонный характер, летом преимущественно молочные продукты, в том числе молочный чай, кумыс, зимой - мясо (баранина, говядина, конина), лапша. Из квашеного молока гонят водку. В масле пекут кусочки теста (борцог), крупные из тонкого теста мясные пирожки (хушур), на пар‘у приготовляют бууз - типа открытых пельменей. Широко используют продукты собирательства (дикий лук, чеснок, ягоды, грибы и др.). Курят мужчины и женщины. Семья малая, моногамная. Дети, в том числе добрачные, до недавнего времени желанны в семье. В хозяйстве и быту широко распространены различные формы взаимопомощи. Ранней формой религии был шаманизм, в 13-14 веках из Тибета пришёл буддизм жёлтошапочной секты. Построены многочисленные монастыри, служба ведётся на тибетском языке. В монастырях проводятся ежегодно праздничные театральные мистерии цам. Развит культ гор, на перевалах местом поклонения являются кучи камней (обо). Развит культ Чингисхана. Среди праздников особо выделяется надом - народные игрища (конские скачки, стрельба из лука, борьба). Богаты и разнообразны песенное и танцевальное искусства, жанры устного народного творчества. Развивается образование, здравоохранение, наука, искусство.
Н.Л. Жуковская, А.М. Решетов