Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
©~~~~~~~~~~~
Другие
лица России
«Лица России». Орочи. «Три солнца», 2010
Click to view
Общие сведения
‘ОРОЧИ, орочисэл, нани (самоназвание, последнее заимствовано от амурских нанайцев: на - земля, ни - человек, перевод - "местный житель"; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности)- один из древних, но малочисленных народов в России. Численность 915 человек. По данным Переписи населения 2002 года численность орочей, проживающих на территории России, составляет 900 человек, по данным переписи 2010 года - 596 человек.
Живут в Хабаровском крае дисперсно, преимущественно на реке Тумнин близ города Советская (в прошлом Императорская) Гавань, на Амуре. Говорят на орочском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Распространён также русский язык.
В Хабаровском крае орочи живут на побережье Татарского пролива в районе города Советская Гавань. Большинство из них расселено по реке Тумнин, в селах Новое Омми, Гурское Комсомольского района. Говорят орочи на орочском языке, который, относят к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. Однако в области морфологии он ближе к тунгусской подгруппе. В языке выделяются тумнинский, хадинский, хунгарийский диалекты. В 1989 году родным считало орочский язык 17,8 %, в то время как русский язык назвали родным 82,2 % орочей. Письменность орочей была создана в начале 2000-х годов.
По переписи 2002 года в Хабаровском крае из 426 орочей владеют орочским языком лишь 4,2% (18 чел.), русским - 99,8% (425 человек). Формирование орочей происходило на склонах Сихотэ-Алиня, на территории от залива Де-Кастри на севере до реки Ботчи на юге. В этом длительном процессе принимали участие элементы различного этнического происхождения, как местного (нивхские, айнские и не только), так и эвенкийского и других. В результате сложились пять территориальных групп: амурская, хунгарийская, тумнинская, приморская (хадинская) и коппинская.
Цикл аудиолекций «Народы России» - Орочоны
Click to view
Хотя орочи были крещены еще в XIX веке, их жизнь и поведение в обществе и в природе регулировала система традиционных религиозных верований и запретов. Мир для орочей был населен добрыми и злыми духами. У них (у духов) просили удачи, им приносили жертвы. Весьма почитались Тэму - хозяин (или хозяйка) водной стихии и касатка - священное животное, имеющее власть над морскими зверями и рыбами. Известны были и другие духи - хозяин скал (каггаму), хозяин грома и погоды (агди эзэни).
По народным представлениям, Земля - это огромная лосиха, имеющая восемь ног, хребет ее - цепь гор, шерсть - деревья, пух - трава и кустарники, паразиты в шерсти - звери, а вьющиеся вокруг нее насекомые - птицы.
Интересен календарь орочей. Год делился у них на месяцы, соответствовавшие фенологическим (природным) явлениям и промысловым занятиям: гуси биани - «месяц прилёта орла» туа - «месяц ворона» зонка - «месяц, когда течет с крыши» илакта биани - «месяц цветов» нада биани - «жаркий месяц» (7-ой) омо хукканку ини - «первый месяц охоты с петлями» амукин хукканкини - «последний период охоты с петлями» мийэ - «месяц плеча» ичэ - «новый месяц»- январь.
Орочи имеют смешанное происхождение - в их состав вошли местные и пришлые, главным образом тунгусские (эвенкийские), этнические элементы. Почти все Орочи жили оседло.
Основные традиционные занятия - охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская, и рыболовство. Оружием охоты служили лук со стрелами, копьё, ставились ловушки, петли, самострелы и др. Огнестрельное оружие, капканы появились в 19 веке. Рыбачили круглый год, летом - в маленьких долблёнках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу - колотушками, рыбу (кета, горбуша, таймень и др.) ловили сетями, неводом, устраивали ловушки, били острогой.
Традиционные ремёсла - кузнечное (остроги, серебряные украшения и др.), обработка дерева, бересты, изготовление нарт, лодок, лыж (подклеенных мехом). Женщины обрабатывали шкуры животных, шили одежду и обувь, вышивали. У Орочей было развито ездовое собаководство.
Современные Орочи работают в сельском хозяйстве, занимаются традиционным охотничье-рыболовецким хозяйством, заняты в леспромхозах, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.
Зимнее жилище (конца 19 века) - срубная полуземлянка; летник - корьевой домик с двускатной крышей, промысловое жилище - двускатный шалаш, чум.
Одежда (мужская и женская) - распашной халат (из ткани, рыбьей кожи, оленьей замши), у охотников - юбка, безрукавка с ременными завязками на груди. Зимой мужчины надевали поверх (женщины под халат) кожаный передник. Летний головной убор (мужской и женский) - большая берестяная в форме невысокого конуса шляпа, зимой мужчины носили круглую шапочку с меховыми наушниками, женщины - ватную или меховую шапку. Обувь - унты из рыбьей кожи поверх ноговиц, торбаса из оленьих или нерпичьих шкур.
К началу 20 века сохраняли пережитки патриархально-родового строя. Жили небольшими селениями по 2-7 патрилинейных рода. Существовала коллективная собственность на промысловые охотничьи и рыболовные угодья.
Христианство было воспринято Орочами формально. Сохранялись традиционные верования (анимизм, шаманство).
А.В. Смоляк
Очерки
В реке Тумнин нерестится осетр
Люди, живущие в больших городах, от природы оторвались. Смену времен года почти не чувствуют. Птиц и животных не видят. То ли дело народ по имени орочи. Основными занятиями орочей издревле являются охота и рыболовство, и поэтому с природой они живут в едином ритме. Имеют даже свой природный календарь. В нем нет привычных для нас названий. Временные отрезки называются по-другому, гораздо более осмысленно.
Январь (беэ ича) - половина зимы. Март ( беэ туа) - конец зимы. Июнь (беэ джумачи) - подготовка балаганов к рыбной ловлеСентябрь (беэ гикку) - месяц гона изюбрей. И так далее.
Современные орочи, а их по уточненным данным 2009 года, всего 915 человек, проживают в Приморье и Хабаровском крае по берегам рек Тумнин и Амур. В Хабаровским крае орочи живут на побережье Татарского пролива в районе города Советская Гавань. Большинство из них расселено по реке Тумнин, в селах Новое Омми, Гурское Комсомольского района. Говорят орочи на орочском языке, который относят к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. Однако в области морфологии он ближе к тунгусской подгруппе. В памяти народной хранят орочи много легенд и мифов. Некоторые из них, теперь уже записанные на бумаге, просто поражают воображение.
На промысел уходили артелями
Чем же занимались орочи зимой и летом? Охотой и рыболовством. На промысел уходили артелями, но охотились индивидуально. Семьи оставались в зимних селениях. На месте промысла жили в общем жилище, но каждый охотник имел свой амбар, в котором хранил снаряжение и продовольствие. Охотничье оружие состояло из лука (бэн), копья (гида), охотничьего ножа (кучэн) и самострела. Для охоты на водоплавающую и боровую дичь и белку применяли стрелы с различными наконечниками - костяными четырехгранными, ромбовидными, железными листовидными. Самострелы (дэнгу) использовали на соболя и лисицу, выдру (усули), медведя (сэмми). На пушного зверя ставили различного рода ловушки давящего типа (хипитаока, дои, ланги), черканы (капаалана), защемляющие - на лис (касока), на переправах через ручей - петли (хукка).
На лося, кабаргу, изюбря, косулю, кабана, оленя, а также на медведя охотились круглый год. Осенью лося и изюбря приманивали манком - берестяной трубкой (ынггутанки, холбоока), кабаргу - берестяным свистком (пипу, пича). Зимой и весной крупных копытных преследовали на лыжах.
Что же касается рыболовства, то орочи занимались этим круглый год. Добывали частиковых, карповых, осетровых рыб, летом и осенью - проходных лососей. Пользовались острогами - двузубыми (дюнгни, сэпэнгку), трезубыми (мэньмэ, акигда) и шестизубыми (сичинки), крючковыми снастями, удочками и приманками (бэмэукэ). Применяли сети из крапивных нитей - подледные мешкообразные (анга), плавные и ставные (чидя, давамагда). Лосося ловили и ловушками (уки), и неводами, заимствованными у русских.
Просматривая сказки орочей про животных, рыб и птиц, мы обратили внимание на ту, в которой есть очень весомое нравоучение, преподнесенное в убедительной форме. Это сказка о выдре.
Жила одна выдра. Говорит выдра: «Ворона, приходи ко мне в гости».
Пришла ворона к выдре. Выдра повесила котёл над огнем. Прыгнула в котел. Вылезла оттуда. Принесла форель. Стала варить форель в котле. Сварила форель и угостила ворону.
Ворона поела и говорит: «Приходи и ты, выдра, ко мне в гости».
Пошла выдра к вороне, пришла к ней в дом. Ворона повесила котёл над огнем. Котёл закипел. Ворона прыгнула в котёл. Сварилась ворона в котле и тут же околела.
Прочитав такую сказку, мы сразу поймем, что нельзя бездумно подражать друг другу. Что хорошо для выдры, то плохо для вороны.
Земля - это огромная лосиха
Как жили орочи, по каким законам? Хотя орочи были крещены еще в XIX веке, их жизнь и поведение в обществе и в природе регулировала система традиционных религиозных верований и запретов. Мир для орочей был населен добрыми и злыми духами. У них (у духов) орочи просили удачи, им приносили жертвы.
Весьма почитались Тэму - хозяин (или хозяйка) водной стихии и касатка - священное животное, имеющее власть над морскими зверями и рыбами. Известны были и другие духи - хозяин скал (каггаму), хозяин грома и погоды (агди эзэни).
Космос представлялся орочам состоящим из Верхнего, Среднего и Нижнего миров. Творец Верхнего мира (буа, буа эндури) - верховное божество, управляющее Вселенной с помощью множества помощников. Творцом Среднего мира, людей и животных, считался герой Хадау. Сотворив земной мир, он поссорился с женой, и оба они окаменели: Хадау превратился в почитаемую скалу на реке Кеппи, а его жена - в высокую гору на Сахалине.
По народным представлениям Земля - это огромная лосиха, имеющая восемь ног, хребет ее - цепь гор, шерсть - деревья, пух- трава и кустарники, паразиты в шерсти - звери, а вьющиеся вокруг нее насекомые - птицы. Замечательная картина мира получается, правда, немного страшноватая!
Под магическое звучание бубна
Какой народ без музыки? Есть она и у орочей. Музыка орочей различная: лирическая, эпическая, игровая, звукоподражательная, инструментальная, обрядово шаманская и ритуальная. Как правило, она всегда связана с медвежьим праздником. Есть у орочей и свои музыкальные инструменты: дудуманку - однострунная смычковая лютня или пупан - тальниковая свистковая флейта и многие другие. Много музыкальных погремушек: ачиан - пластинчатые металлические подвески-погремушки, пэайа - круглые подвески-погремушки, лэли - набор разнообразных подвесок-погремушек на женском переднике.
В шаманских традициях главное место занимает ритуальное импровизированное пение (йaйa), которое сопровождается магическим звучанием бубна (унту) и конусных подвесок на специальном поясе (сиса). Церемониальная музыка, звучащая на медвежьем празднике, включает инструментальные наигрыши, исполняемые на ударном бревне (узазинки) в сопровождении скандированных напевов.
В наши дни традиционная культура орочей находится на грани исчезновения. И тем не менее в Ванинском районе Хабаровского края образованы национальные общины «Промысловик» и «Север», работает рыболовецкая артель.
В художественной мастерской поселка Ванино (906 км от Хабаровска) шьют национальную одежду, обувь, молодежь занимается резьбой по дереву. Некоторые старожилы ведут кружки вышивки, национальных ремесел. В поселках Датта и Орочи открыты неполные средние школы. В основном дети учатся в Хабаровске. Педагог Г. С. Абрамова разработала учебник (картинный словарь) орочского языка для начальной школы и дошкольных образовательных учреждений (2002, издательство «Дрофа», Санкт-Петербург).
Если вы захотите спросить орочей про погоду, то это можно сделать с помощью такой фразы: боа эинэну они бини?
В качестве ответа можно услышать следующее: эинэну маяга эдинэини - сегодня сильный ветер.
А на вопрос, какая река у вас самая большая? (Аити уди хам сагди су боадусу?), ответ будет таким: районаду чу сагди ули - Тумнин (Тумнин - самая большая река в районе). В этой реке, кстати говоря, нерестится сахалинский осетр.
ОР‘ОКИ, ульта, ольча, ульча (самоназвание, "оленные", от ула "олень"; ороками их называли айны, вслед за ними - японцы и нивхи с реки Тымь на Сахалине; ульчи с Амура именовали их в соответствии с самоназванием ольчами; соседи - русские применяли этноним орочоны), народ в России на острове Сахалин, преимущественно в его восточной части (в районах Ногликский, Поронайский и др.). Численность 180 человек. По данным Переписи населения 2002 года численность ороков, проживающих на территории России, составляет 400 человек.
Делятся на две этнографические группы: на северных в посёлке Вал и на южных, близ города Поронайска, в заливе Терпения. Говорят на орокском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Распространён также русский язык. Язык бесписьменный. Верующие Ороки - православные.
Предполагают, что этническую основу Ороков составили местные и тунгусские (эвенкийские) этнические элементы, смешавшиеся с группами ульчей и нивхов.
Основные традиционные занятия - оленеводство (вьючное, верховое, нартовое), летом - добыча морского зверя (нерпа, тюлень), рыболовство, зимой - кочевая охота на пушного и крупного зверя. Южные Ороки были оседлы, держали упряжных собак, занимались рыболовством и морским промыслом.
Передвигались на лодках-долблёнках из тополя, лыжах, нартах.
Современные Ороки работают в оленеводческих и рыболовецких хозяйствах, живут в посёлках.
Жилище - двускатный чум, крытый корой или рыбьими шкурами.
Традиционная одежда (мужская и женская) - распашной халат, под ним нагрудник. На охоту мужчины надевали короткую куртку, шубу из оленьих шкур, юбку из нерпичьих шкур.
Цикл аудиолекций «Народы России» - Ороки
Click to view
Для традиционной пищи характерны "дары моря", юкола.
Существовали патрилинейные роды.
Ороки сохраняли традиционные верования (анимизм, культ медведя, шаманство и др.).
А.В. Смоляк