Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
©~~~~~~~~~~~
Другие
лица России
«Лица России». Табасараны. «Табасаранские ковры», 2010
Click to view
Общие сведения
ТАБАСАР‘АНЫ, табасаран (самоназвание), табасаранцы, народ в России. Численность в РФ 93,6 тыс. человек. Табасараны - коренное население Дагестана. Численность в Дагестане 78,2 тыс. человек. Живут в юго-восточной части Дагестана (Хивский и Табасаранский районы), на равнине (Дербентский район), а также в предгорной зоне Табасаранского района. Общая численность 97,5 тыс. человек.
Численность табасаранов - в ЮФО - 121,4 тыс. чел.(2002). Из них в РД проживают 110,1 тыс. чел. (в 1989 г. - соответств. 78,2 тыс. чел.), остальные - в РФ, странах СНГ. Родным считают язык своей национальности 98,4 % табасаранов. По данным Переписи населения 2002 года численность табасаран, проживающих на территории России, составляет 132 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 146 тыс. 360 человек.
Соседи табасаранов - лезгины, даргинцы, агулы, азербайджанцы, кумыки. На протяжении многовековой истории ни с одним из них у табасаранов не было конфликтов и столкновений на этнической основе. Районы с табасаранским населением - Табасаранский, Хивский, Дербентский. Табасараны проживают также в Махачкале, Дербенте, Дагестанские Огни, Каспийске и т.д.
Табасараны антропологически относятся к балкано-кавказской ветви большой европеоидной расы.
Цикл аудиолекций «Народы России» - Табасараны
Click to view
Язык табасаранов принадлежит к нахско-дагестанской группе северо-кавказской семьи. Литературный язык в советское время - на основе хивского диалекта. Распространены русский, азербайджанский и лезгинский языки. Руссским языком свободно владеют 59,8% табасаранов. Говорят на табасаранском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Диалекты: северный и южный. Литературный язык на основе южного диалекта. Письменность на русской графической основе. Распространены также азербайджанский (Табасаранский район) и лезгинский (Хивский район) языки. Верующие - мусульмане-сунниты.
Табасараны упоминаются и в "Армянской географии" (7 век). До начала 19 века на территории Табасаран существовало два владения: во главе с кадием (северные Табасараны) и майсумом (южные Табасараны), которые делились на бекства. Кроме владений существовали союзы сельских обществ (Кырах, Чуркул, Кухрук, Сувак, Нитриг, Дрич и др.). В 1-й половине 19 века Табасаран был присоединён к России.
Основные занятия Табасаран - земледелие (зерновые - пшеница, ячмень, рожь, просо, полба, кукуруза; бобовые - горох; огородные и бахчевые культуры, садоводство, виноградарство) и скотоводство (в Нижнем предгорье - преимущественно выгонно-стойловое с преобладанием крупного рогатого скота - коровы, быки, буйволы; в Верхнем предгорье - отгонное, главным образом овцы).
Традиционные ремёсла - ковроткачество (известные центры - села Хучни, Аркит, Тинит, Ерси), обработка дерева (села Хурик, Ханаг, Джули), гончарство (Джули), узорное ткачество, резьба по дереву и камню, кузнечное производство, шерстяное, бумажное, льняное ткачество, валяние шерсти (изготовление войлочных изделий), выделка кожи, изготовление узорчатых носков (джорабов). Из ремёсел сохраняются производство ковров и ковровых изделий (ворсовых и безворсовых), изготовление узорчатых джорабов, деревянной утвари.
Селения имели ступенчатую, скученную или более свободную, разреженную горизонтальную планировку. Для горных поселений характерно расположение на естественных укреплённых местах (по склонам гор), непригодных для земледелия. В каждом селении был гим (годекан), который обычно располагался около кузницы, позже около мечети; здесь решались важнейшие хозяйственные и общественные дела, касающиеся всего селения.
Традиционные жилища каменные, чаще двухэтажные с жилыми комнатами на втором этаже, большими лоджиями или галереей на аркаде или навесными балконами, объединялись с хозяйственными помещениями в один комплекс. Дома Г-образные, П-образные и квадратные в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком. Многие дома имели опорный центральный столб "мурхвал", часто украшенный резьбой.
Традиционный мужской костюм общедагестанского типа - нательная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи; обувь - низкая кожаная - дирихи (типа постолов) с суконными или войлочными ноговицами, вязаными шерстяными носками, мягкие кожаные сапоги, башмаки без задников на деревянной подошве. Украшением мужской одежды являлись пояс с металлическими пряжками, подвесками, пластинками, оружие (кинжал) и газыри.
Традиционный женский костюм - туникообразное платье, шаровары, головной убор - чухта и платки, пояс (целиком серебряный либо позолоченный; из плотного материала с серебряной пряжкой впереди); нагрудное украшение из серебряных монет, налобное украшение, нашивное украшение - передник, обшитый монетами; кольца, серьги, браслеты. Украшениями служили серебряные застёжки, нашивные подвески, монеты, пластинки. Обувь - кожаные чувяки и шерстяные носки джорабы с цветным орнаментом. Традиционный костюм почти вытеснен современной одеждой.
Пища Табасаран - растительная (зерно, бобы, дикорастущие травы) и мясо-молочная. Основное повседневное блюдо - хинкал с мясом и без мяса. Приправой для хинкала служили: кислое молоко с чесноком и толчёными орехами. Готовили пироги с начинкой (из дикорастущих трав, творога, варёного на молоке риса, рубленого мяса, из требухи, яиц и молока), блины. Готовили голубцы, пельмени, плов, каши (крупяные, мучные), блюда из птицы. Молочные продукты: свежее и кислое молоко, творог, сметана, масло, сыр, айран (пахта). Хлеб (лепешки) на закваске, реже пресный. Употребляли в пищу овощи, зелень, фрукты (садовые, дикорастущие), сладости. Основной напиток - айран.
Родственные группы у Табасаран обозначаются терминами тухум, насил, джинс, къам, мерасар. Наиболее употребляемое из них - тухум. Джамаат состоял из нескольких тухумов. Каждый тухум когда-то имел закреплённые за собой пахотные земли, лес, сенокосные и пастбищные участки, мельницы, загоны для скота. В традиционном общественном быту Табасаран стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести; существовали различные формы искусственного родства - побратимство, отдача в другие семьи малолетних детей на воспитание (аталычество) и передача ребёнка на кормление в дом зажиточного крестьянина.
Счёт родства ведётся по отцовской и материнской линиям. В 19 веке преобладала малая семья, но до начала 20 века распространены неразделённые семьи, состоявшие из трёх, а иногда и более поколений и включавшие в свой состав несколько брачных пар. Непременное условие внутрисемейных отношений - заботливое, уважительное отношение к женщине (жене, матери, сестре, дочери).
Высокого уровня достигло искусство художественной обработки дерева, в том числе орнаментированная резьба. Достаточно полно представлены различные жанры фольклора (легенды, предания, мифы, исторические сказания, притчи, сказки - волшебные, бытовые, обрядовые и внеобрядовые песни, пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор). Из народных праздников наиболее древний - "эбелцен" (праздник весны). Табасараны создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор. Разнообразны музыкальные инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, дудук, свирель, бубен. Традиционная культура испытала влияние культуры азербайджанцев и лезгин.
Б.М. Алимова, Г.А. Сергеева
Очерки
Табасаранцы (табасараны) - один из коренных народов юго-восточного Дагестана, исторически проживающий в Табасаранском, Хивском, Дербентском районах, а также в городах Дербент, Каспийск, Кизляр, Дагестанские Огни и Махачкале. Численность в Российской Федерации по переписи 2002 года - 131785 человек, из которых 53,6 тыс. (40,7 %) живут в городах, а 78,2 тыс. (59,3 %) - в сельской местности. В Дагестане число табасаранцев составляет 4,3 % всего населения республики (110152).Говорят на табасаранском языке, относящемся к лезгинской ветви нахско-дагестанских языков. Занесен в книгу рекордов Гиннесса как один из самых сложных языков в мире, в нем существует три диалекта: нитрихский, сувакский, галинский (этегский), каждый из которых объединяет группу говоров. В основу литературного языка положена фонетическая и грамматическая система нитрихского диалекта, в нем есть заимствования из арабского, иранского, тюркского, русского и разных северокавказских языков. Письменность с 1932 года на основе кириллицы.
«Кавказ подо мною…»
Величавая красота этой древней земли, находящейся между Восточной Европой, Ближним и Средним Востоком, воспета почти всеми классиками русской литературы XIX столетия, среди них - Пушкин, Лермонтов, Толстой. Но те картины повседневного быта горцев, которые писатели воспринимали отстраненно, как часть пейзажа, на самом деле были далеки от идиллии, они, скорее, отражали суровые жизненные условия, в которые природой было поставлено население этих мест. Например, строки Александра Сергеевича Пушкина: «А там уж и люди гнездятся в горах, и ползают овцы по злачным стремнинам…» в реальности объясняются просто. В Дагестане (в переводе с тюркского «Стране гор») часто встречаются аулы, в которых крыша одного дома служит двором другого, расположенного выше по склону. Такая «архитектура» селений вызвана острым дефицитом плодородной земли, ведь все пригодные для пашни участки используются для сельскохозяйственных целей: под зерновые культуры, в том числе и кукурузу, овощи, виноград.
Страна гор и «мигрантов»
Так горцы живут уже много столетий, и это доказано археологическими раскопками, проведенными у аула Чох, в ходе которых было установлено, что за шесть тысяч лет до Рождества Христова люди здесь занимались земледелием и скотоводством. Дагестан IV-III тысячелетий до нашей эры ученые относят к куро-аракской культуре бронзового века, охватывавшей большую часть Передней Азии и испытывавшей на себе влияние Балкан, Карпат и Средиземноморья. Об уровне развития этой культуры можно судить по следующему факту: уже к началу первого тысячелетия до н.э. местные жители были вооружены железным оружием, которым вместе с воинами соседнего государства Урарту сражались с ассирийцами. Им они смогли дать отпор, а скифам и киммерийцам нет. Часть народа ушла выше, в горы, те, кто не отступил, постепенно ассимилировались с победителями. Одной из теорий, объясняющих многонациональность современного Дагестана (в республике существует только четырнадцать официальных языков), является миграция. Из нее следует, что при прохождении Кавказа - буфера между цивилизациями Европы и Азии, каждая волна переселенцев на протяжении тысячелетий оставляла часть своего народа на его территории, вытесняя в высокогорье прежних жителей этих мест и смешиваясь с оставшимися и покорившимися.
Государственность от Кавказской Албании
В IV веке до нашей эры двадцать шесть живших в междуречье Куры и Терека племен, одним из которых были таваспары, создали государство, именовавшееся Кавказской Албанией. Причем само слово «Албания» в трудах античных историков трактовалось и как «горная страна», и как «гора языков». Греческий историк Страбон свидетельствует, что ее храбрые воины успешно противостояли войскам римских полководцев, желавших покорить Кавказ - Лукуллу в 69-67гг. и Помпею в 66-65гг. до н.э. И все же в IV веке Албания прекратила свое существование.
И царства Табасаран
После ее распада таваспары, предки современных табасаранцев, образовали самостоятельное государство Табасаран, которое, начиная с VII и до конца XII столетия, было известно как царство с единоличным властителем - царем. В разное время на его территорию вторгались кочевые племена гуннов и хазар, оно подвергалось набегам со стороны сасанидской Персии, а с середины VII века начинаются регулярные походы арабов под предводительством полководца Мервана, которые в 739 году, наконец, завершаются мирным договором. Процесс дробления государства на ряд самостоятельных территориальных единиц отражен в арабской книге XII столетия «Путешествие Абу-Хамида аль-Гарнати в Восточную и Центральную Европу», в которой сказано: «В странах Дербента Баб - Мин ал - Абваб имеется государство, называют его Табасаран. В нём - 24 волости, и в каждой есть главный начальник, подобный эмиру». В начале XIII века это независимое государство попадает под влияние татаро-монгольских орд, принесших его народу большие бедствия. С этого времени и до середины XV столетия сведений о нем в исторических источниках нет. Ученые полагают, что Табасаран больше не выступал на политической арене в качестве самостоятельной силы и что начало его политического упадка было положено именно монгольскими завоевателями. В XV веке табасаранцам пришлось столкнуться с государством сефевидов, они первые приняли удар шахских войск, причем их семидесятитысячное войско составляло треть всей дагестанской армии.
Через бекства
В XVII столетии Табасаран включал в себя весь нынешний Табасаранский район, а также часть Касумкентского и Хивского. На севере он граничил с Кайтагом, на юго-востоке - с Дербентом, на юго-западе - с Хивом и на юге - с Кюринским владением. Границы с Хивом и Кюрой проходили отчасти по реке Гюльгерычай. В середине этого века произошёл распад Табасарана на два феодальных владения - северное, управляемое кадием, и южное - подвластное майсуму. Кроме них здесь существовали союзы сельских общин (магалы), известные в литературе под названием Девек-Елеми, которые испытывали на себе сильное влияние феодалов. Майсумство и кадийство делились на более мелкие политические единицы - бекства, причем каждое бекство имело свой центр, а Девек - Елеми распадался на ряд союзов сельских обществ. С середины 1730-х годов в связи с походами Надир-шаха существовавшие политические и экономические русско-дагестанские отношения были значительно ослаблены. Однако в ходе борьбы с иранскими завоевателями отдельные союзы сельских обществ обращались к России с просьбой принять их под юрисдикцию империи. 21 июля 1806 года уцмий, кадий, майсум и другие феодалы Табасарана стали подданными Российского государства, а в октябре 1813-го состоялось присоединение всего Дагестана. И все же мир там не наступил: горцы воевали и против русского царя, и против местных владетелей.
К Табасаранскому району
Только в 1860 году мятежный Дагестан вошел в состав России под «военно-народным управлением», и в нем были образованы округа. Население Северного Табасарана вошло в состав Кайтаго-Табасаранского округа, а Южного - в Кюринский. Советская власть установилась на территории Дагестана весной 1920-го, а год спустя была образована Дагестанская автономная ССР в составе РСФСР. Деление на округа было упразднено, и появилась новая административная единица - район: из 16 округов образовали 26 районов. 16 апреля 1929 года считается днем появления Табасаранского района в его современных границах, с 1934 года его центром становится селение Хучни.
Составляющие успеха: сырье, красители, свободное время и талант
Табасаранское село Хучни, а также аулы Халаг и Аркит с давних времен были центрами ковроткачества. Ковер пришел с мусульманского Востока и в большинстве своем принадлежит культуре ислама, сурово запрещающего изображение людей и животных. Здесь, в Дагестане, распространению художественного ткачества способствовало несколько факторов: наличие сырья - овечья шерсть, натуральных красителей, свободного времени у женщин, мужья которых почти все время воевали или охотились, а также талант народа. О прочности местных красок упоминал еще Геродот в своем описании Кавказских гор: «В тамошних лесах есть и деревья, покрытые листьями такого рода, что их растирают, смешивают с водой и этим составом рисуют себе на одежде узоры. Эти узоры не смываются и стареют вместе с тканью, как бы вотканные в нее с самого начала». Орнаментальный, построенный на сложной системе символических знаков, ковер до сих пор является у мусульман неотъемлемой частью всего уклада жизни, традиционно организуя интерьер и органически включаясь в его убранство: настил на пол, завеса на дверь, покрывало, попона, ритуальный предмет. В современном европейском доме он тоже находит свое «прикладное» место - на полу, на скамье, на столе, на стене, но особенно ценится как «hand made» - рукотворное произведение.
Ковер как «память ручного труда»
В художественном ткачестве применяется техника полотняного плетения, когда на ткацком станке натягиваются нити основы, а сквозь них с помощью челнока или пальцев руки протаскиваются нити утка. (Пальчики должны быть тонкими и нежными, поэтому в табасаранских аулах за станок усаживаются девочки с десяти-двенадцати лет.) При видимой простоте основных типов переплетений процесс ткачества достаточно длительный: один ковер может создаваться в течение года. Сколько дум и мечтаний пройдет за это время в голове мастерицы… Наверно, не считал никто, но все они уложатся в яркий узор, а потом передадутся вместе с мягкостью, чрезвычайной тонкостью плетения, плотностью бархатистого, низко подстриженного ворса тому человеку, которому посчастливится приобрести это чудо, называемое «табасаранским ковром» …
Айран и хинкали - залог долголетия
10 мая 2011 года один из новостных каналов Центрального телевидения России показал сюжет, который был посвящен празднованию 121-го дня рождения табасаранца Магомета Лабазанова, проживающего в Кизлярском районе Дагестана. Свое хорошее самочувствие в такие преклонные годы дедушка Магомет объяснил чистым горным воздухом, физическим трудом, здоровым рационом питания и пристрастием к натуральным кисломолочным продуктам - кефиру и айрану. А любимым блюдом назвал хинкали, которые женщины его аула готовят по праздникам. Их фирменного рецепта он не знал, так как «не мужское это дело», но в книге «Кухня народов СССР», вероятно, приведен аналогичный. Итак, для фарша необходимо 500г мякоти парной баранины, три луковицы, соль, черный молотый перец. Для теста - полкило пшеничной муки, полстакана воды, соль. Мясо вместе с луком пропустить через мясорубку, всыпать в фарш соль и перец, влить теплой воды, сколько заберет рубленое мясо (примерно 0,5 стакана), тщательно вымешать. На деревянную доску просеять муку, собрать ее холмиком, сделать в нем углубление, в которое влить воду, всыпать щепотку соли и замесить некрутое тесто. Раскатать тонким слоем и вырезать из него кружки величиной с тарелку, положить на каждый кружок по ложке фарша и, соединив края теста, сформировать хинкали грушевидной формы, затем опустить их в подсоленную кипящую воду и варить при слабом кипении 10-15 минут, пока не всплывут на поверхность. Готовые хинкали вынуть шумовкой и подать на стол горячими, предварительно посыпав мелко изрубленной зеленью. Все, приятного аппетита!
РУТ‘УЛЬЦЫ, рутулы, самоназвание: мых адбыр, мюхадар, народ в Российской Федерации (19,5 тыс. человек). Рутульцы - коренное население Дагестана. Численность в Дагестане (Рутульский и Ахтынский районы, основное селение - Рутул) 14,95 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность рутульцев, проживающих на территории России, составляет 30 тысяч человек.
Живут также в Азербайджане (Нухинский район). Общая численность 20,4 тыс. человек. Говорят на рутульском (или мухадском) языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Диалекты: мухадский, шиназский, мюхрекский, ихрекский, борчинско-хновский. Разрабатывается письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.
Ранняя история Рутульцев связана с государственным образованием Кавказская Албания, в котором территория расселения народов Южного Дагестана, в том числе Рутульцев, известна была как страна гелов. В 16 веке на территории Рутульцев существовал союз сельских общин Рутульский магал. В 1812 он был присоединён к России.
Основные занятия - животноводство (разведение крупного рогатого скота и отгонное овцеводство) и пашенное земледелие. Возделываемые культуры - яровая и озимая пшеница, рожь, ячмень, просо, полба. Традиционные домашние промыслы - сукноделие, ковроткачество, производство войлока, шерстяной вязаной обуви, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и др.
Цикл аудиолекций «Народы России» - Рутульцы
Click to view
Преобладающей формой семьи у Рутульцев была малая, хотя в 19 - начале 20 века сохранялись отдельные большие неразделённые отцовские семьи.
Наиболее крупной родственной группой был тухум во главе с самым старым его членом. На совете глав отдельных семей тухума решались дела о разделе имущества, договаривались о браках и т.д.
Селения строились в труднодоступных местах. Для усиления обороноспособности возводились крепостные стены, сигнальные и оборонительные башни. Типы жилища: наиболее ранний - одноэтажный или приподнятый на высоких каменных столбах однокомнатный дом, стоящий отдельно от хозяйственных построек; двухэтажный без двора и надворных построек; одноэтажный или двухэтажный дом с небольшим открытым двором, где имеются хозяйственные и подсобные помещения.
Традиционная одежда однотипна с одеждой других народов лезгинской группы. Одежда мужчин: туникообразного покроя рубаха (ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска северо-кавказского типа с газырями. Головной убор - папаха из длинноворсной овчины (бармак), обувь - вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы (келамбы). Верхняя одежда - распашной длинный халат - валжаг; в пограничных с Азербайджаном селениях - короткая, до бёдер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Головной убор - мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. Обувь - вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В женской одежде значительное место занимали серебряные украшения.
Основная пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб нескольких видов из пресного и кислого теста. Наиболее распространённые блюда: хинкал разных форм и размеров, просяная и толоконная каши, пироги с различными начинками.
Среди национальных праздников самый большой годовой праздник - эр; знаменовал начало весны и календарного года. Театрализованным маскарадным представлением завершался сельский праздник в конце зимы. У Рутульцев развиты разнообразные жанры фольклора: сказки, легенды, обрядовые песни, пословицы, поговорки, ашугская поэзия.
А.Г. Булатова, Г.А. Сергеева