Лица России. Тюрки, турки, турки-месхетинцы и удины

Aug 25, 2014 00:01


Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были. ©
~~~~~~~~~~~
Другие лица России
«Лица России». Турки-месхетинцы. 2011

image Click to view


Общие сведения


Т‘УРКИ, тюрк (самоназвание), народ, основное население Турции. Численность в Турции 50 млн. человек. Живут также в Германии (1,35 млн. человек), Болгарии (750 тыс. человек), Нидерландах (160 тыс. человек), Франции (150 тыс. человек), на Кипре (140 тыс. человек), в Македонии (110 тыс. человек), Греции (100 тыс. человек) и других странах мира. Общая численность 53,3 млн. человек.

По данным Переписи населения 2002 года численность турков, проживающих на территории России, составляет 92 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 105 тыс. 58 человек.

В состав Турков входят субэтнические группы скотоводов-кочевников и полукочевников, восходящие к тюркским племенам, не слившимся с местным населением и сохраняющим патриархальный уклад: юрюки, тюркмены, тахтаджи, абдалы, зейбеки, чепни. Часть их перешла к оседлости и ассимилируется Турками. Говорят на турецком языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: анатолийская группа (с юго-западными, центральными, восточными, северо-восточными, черноморскими, юго-восточными, кастамонуйскими, караманскими диалектами) и румелийская, или восточнофракийская, группа. Арабское письмо с 13 века, латинская графика с 1928. Подавляющее большинство Турков - мусульмане-сунниты.

Турецкая народность сложилась к середине 16 века из двух основных этнических компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племён, главным образом огузских и туркменских, мигрировавших в Малую Азию с востока в период сельджукских и монгольских завоеваний 11-13 веков, и местного малоазийского населения: греков, армян, лазов, курдов и др. Часть тюрков проникла в Малую Азию с Балкан (узы, печенеги). После османских завоеваний в Юго-Восточной Европе (14-16 века) заметную роль в этнической истории Турков сыграли южнославянские народы, албанцы, румыны, молдаване, венгры. Формирование турецкой нации завершилось к началу 20 века, ко времени распада Османской империи и образования Турецкой Республики. К этому периоду относится и складывание литературного языка.

Б‘ольшая часть Турков занята в сельском хозяйстве. Пашенное земледелие и садоводство особенно развиты в Эгейском, Средиземноморском (пшеница, ячмень, овёс, бобовые, цитрусовые, хлопок, табак, маслины, фрукты, виноград) и Черноморском (кукуруза, табак) районах. В засушливых районах Центральной и Восточной Анатолии земледелие нуждается в искусственном орошении и сосредоточено в горных и речных долинах. Основную роль здесь играет пастбищное скотоводство (козы, овцы). У юрюков (на юге и юго-западе Турции) - кочевое, полукочевое и отгонное скотоводство. Традиционные промыслы, особенно ткачество и производство ковров, сохраняют свою роль в крестьянском быту. Турецкие сёла невелики, обычно имеют мечеть, кофейню, постоялый двор, водоём, выложенный каменными плитами, часто с высеченными на них изречениями из Корана и именем строителя. Равнинные поселения обычно скученные, горные - разбросанные или хутора. Преобладающий тип сельского жилища на равнине - глинобитный, квадратный в плане, с плоской или низкой четырёхскатной крышей, с окнами и входом, обращёнными во внутренний дворик. В западных районах встречаются двухэтажные дома на каменном или глинобитном фундаменте с круговой верандой и внешней лестницей; в лесистых районах - деревянная прямоугольная в плане хижина с двускатной крышей из веток (кулюбе), в Восточной Анатолии кое-где сохранились полусферические землянки (дам), в Северной Анатолии - срубные жилища (избе). В горных районах дома из грубо обработанного камня. У кочевников-юрюков - переносные шатры из козьей ткани (карачагыр) и войлочные шалаши (алачики), изредка встречаются юрты. Существует деление дома на мужскую (селямлык) и женскую (харем) половины.

Внутреннее убранство состоит в основном из ковров, циновок, кошм; мебель ограничена низким столиком и кроватью, вещи хранят в сундуках и внутренних нишах. Для отопления и приготовления пищи посредине вырывают очаг (тандыр) глубиной до метра; в богатых домах он служит только для выпечки хлеба, а пищу готовят на специальном очаге. Для отопления используются также жаровни (мангалы). Традиционная одежда сохраняется в основном в деревнях, особенно у женщин: шаровары, широкая рубаха и широкое длинное платье, на голове - большой платок; некоторые женщины продолжают носить чадру. Мужской костюм состоит из штанов, рубахи, пояса-кушака, короткого жилета и куртки; на голове носили фески и тюрбаны, запрещённые в 1925, сейчас носят европейские головные уборы. У юрюков сохраняются войлочные накидки, толстые длинные шерстяные носки (юрюк чорабы) и кожаные постолы (чарык). В традиционной пище преобладают мучные (лепёшки, каши, пловы) и молочные (сыры, брынзы, сушёный творог и похлёбки из него, напитки из кислого молока - айран, йогурт) блюда. Распространены похлёбки (чорба) на мясном бульоне с крупяной заправкой, супы из молочных продуктов. Мясные блюда - шашлык, кавурма, кебаб - главным образом из баранины. Разнообразны блюда из овощей, гороха, фасоли, чечевицы и различные сладости. Излюбленные напитки - чай, кофе и шербет. В семейных отношениях сохраняются патриархальные и исламские обычаи. Сильна власть отца, женщина занимает приниженное положение. Брак патрилокален. Браки нередко заключаются в раннем возрасте и без согласия молодых. Обязателен выкуп за невесту; часто мужчина оказывается не в состоянии выплатить его и остаётся холостяком. Сохранились большие семьи. Нередки случаи кровной мести. В субэтнических группах сохраняется родо-племенное деление.

Устное народное творчество представлено эпосом ("Огузнаме" и др.), историческими сказаниями (дестанами), лирическими песнями (тюркю), куплетами типа частушек (мани). Популярны анекдоты о Ходже Насреддине и Бу Адаме. Большую роль в развитии фольклора сыграли народные певцы - ашики и озаны. Из танцев преобладают круговые - халай, ромейка. Популярны национальная борьба (гюреш), конноспортивная игра с метанием дротиков (джирид), уличный театр (орта оюну) и теневой театр (карагёз). Широко отмечаются мусульманские праздники, соблюдаются посты. В субэтнических группах сильны пережитки домусульманских верований. Большой семейный праздник - обрезание мальчика. В деревнях отмечают земледельческий весенний праздник (хыдреллез) и праздник окончания сельскохозяйственных работ (касым).

Д.Е. Еремеев

Цикл аудиолекций «Народы России» - Тюрки

image Click to view



Т‘УРКИ-МЕСХЕТ‘ИНЦЫ, тюрк (самоназвание; распространены также названия турки, турки-джавахцы, месхетинские турки, ахалцихские турки, месхетинцы, кавказские турки), народ, живущий в Казахстане (около 90 тыс. человек), Азербайджане (около 70 тыс. человек), России (от 50 до 70 тыс.), Киргизии (около 30 тыс.), Узбекистане (около 15 тыс.), Украине (около 7 тыс.); общая численность на территории бывшего СССР - 260-280 тыс. человек (оценка).

По данным Переписи населения 2002 года численность турков-месхетинцев, проживающих на территории России, составляет 3257 человек.

Говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Верующие - мусульмане-сунниты.

В этногенезе Турков-месхетинцев участвовали два основных компонента: грузинское племя месхов и тюрки, массовое появление которых в Малой Азии и Закавказье началось в 11 веке. Район Месхетского хребта сделался пограничной областью, разделявшей сферу влияния грузинских царей и турецких султанов. Массовые миграции, вызванные нашествием монголов в 13 веке и походом Тимура в 1395, увеличили численность тюркских элементов в пограничных юго-западных районах Грузии и особенно в Месхетии (относительно слабее защищённой от вторжения с юга), что облегчило впоследствии ассимиляцию османскими турками части её населения. С вхождением в 1555 в состав Османской империи территория Самцхе-Саатабаго (Месхети) оказалась в ареале воздействия турецкого этноса. Ассимиляция турками коренного населения происходила по религиозному и языковому направлениям. Переход в ислам всячески поощрялся; в Османской империи в местностях со смешанным населением разговорный турецкий язык становился языком межнационального общения. В результате возник общий этноним тюрки-турки (в турецком языке эти слова не различаются), обозначавший земледельцев-мусульман, говорящих на местных диалектах турецкого языка. К новому этнониму часто делалось добавление, конкретизирующее место проживания данной группы крестьян (в Месхетии - турки-месхетинцы).

Ко времени присоединения Ахалцихского региона в составе Грузии к России (в 1829) мусульмане-месхетинцы составляли меньшинство населения этого региона; на протяжении 19 - 1-й трети 20 века их доля постепенно возрастала от 1/3 до 2/5. Ко 2-й половине 19 века для месхов-мусульман турецкий язык был уже родным, став языком общения в семье. К концу 1930-х годов у месхетинских мусульман имелся общий этноним "турки-месхетинцы"; местные месхи (православные с 19 века) называли их "турками". В 1928 - 37 Турки-месхетинцы подверглись репрессиям. С началом Великой Отечественной войны было мобилизовано практически всё взрослое мужское население (более 40 тыс. человек, 26 тыс. из них погибли). В 1944 Турки-месхетинцы были принудительно выселены из южных и юго-западных пограничных районов (Ахалцихского, Адигенского, Аспиндзского, Ахалкалакского и Богдановского) в Среднюю Азию и Казахстан. Всего было депортировано 115,5 тыс. человек, из них около 17 тыс. погибли в пути. Депортированные Турки-месхетинцы были рассредоточены по отдельным посёлкам в различных областях Узбекистана, Казахстана и Киргизии как "специальные переселенцы". В 1956 с Турков-месхетинцев были сняты ограничения по специальному поселению, часть из них стала возвращаться в различные районы Кавказа. С конца 1950-х годов среди Турков-месхетинцев нарастало движение за возвращение в Месхетию. После ферганских событий 1989, когда Турки-месхетинцы Ферганской области Узбекистана стали жертвами межнационального конфликта, более 16 тыс. человек было эвакуировано в среднюю полосу России, в течение полутора лет более 90 тыс. человек переселились в Азербайджан, на Северный Кавказ, Казахстан, Украину.

Современная материальная культура Турков-месхетинцев, некогда очень близкая к турецкой и грузинской, имеет среднеазиатский колорит. Основными чертами бытовой культуры и семейной обрядности Турки-месхетинцы близки к туркам Малой Азии, азербайджанцам и грузинам. После депортации 1944 испытали сильное влияние урбанистической "общесоветской" культуры.

Я.Б. Бройдо, В.Ю. Прохоров, А.Г. Осипов

Цикл аудиолекций «Народы России» - Удины

image Click to view



УД‘ИНЫ, уди, ути (самоназвание), народ в Азербайджане (6,1 тыс. человек), также в Грузии и России. Общая численность около 8 тыс. человек. По данным Переписи населения 2002 года численность удин, проживающих на территории России, составляет 4 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 4 тыс. 267 человек.

Говорят на удинском языке нахско-дагестанской группы кавказского языка. Диалекты - варташенский и ниджский. Распространены также азербайджанский и армянский языки. Верующие - христиане (монофиситы и православные).

Удины - потомки утиев, одного из древнейших племён Восточного Закавказья. Постоянные миграции тюркских племён в Восточное Закавказье способствовали ассимиляции большей части Удин, принимавших ислам и переходивших на азербайджанский язык. Часть Удин, принявшая христианство (армяно-григорианская церковь), усвоила армянский язык и стала осознавать себя армянами. Потомки этих Удин населяют село Нидж и частично город Варташен в Азербайджане. Православные Удины сохранили самосознание, самоназвание, язык, в основном традиционную культуру.

Традиционные занятия Удин - поливное земледелие, рисоводство, шелководство, в небольших размерах скотоводство, в Грузии - виноградарство. Из ремёсел наиболее развито гончарство (изготовление посуды и черепицы). Сёла Удин располагаются в предгорной зоне, имеют свободную разбросанную планировку. Усадьба включает хозяйственный двор, фруктовый сад и огорожена плетёной или каменной оградой. Дома одноэтажные из камня или сырцового кирпича на высоком каменном фундаменте, крыша двух- или четырёхскатная, соломенная, позднее - черепичная. В центре жилого помещения находился открытый очаг-костёр, в конце 19 века вытесненный камином с дымоходом; позднее появилась железная печь-времянка. К началу 20 века появились каменные двухэтажные дома с галереей (эйван), с широкими застеклёнными окнами.

В конце 19 века одежда Удин была аналогична одежде карабахских армян. У мужчин - чоха с газырями и широким вырезом на груди, под ней более короткий архалук, наглухо застёгнутый, со стоячим воротником, нательная рубаха гурат, штаны. Архалук подвязывали ремённым поясом с серебряными бляшками и кинжалом. На ногах - вязаные носки и обувь из сыромятной кожи (чарыхи), а также из более мягкой кожи (чусты и полусапожки). Головной убор - конусообразная овчинная папаха. Женская верхняя одежда: широкие длинные штаны, очень широкая юбка, поверх которой архалук длиной до колен, со сборками в талии, с длинными разрезными по всей длине рукавами. Архалук подпоясывался широким серебряным поясом с крупной пряжкой, у менее состоятельных - матерчатым поясом (куштук). На ногах вязаные носки и чарыхи, у состоятельных Удин коши (кожаная обувь на каблуке без задника). Женский головной убор состоял из нескольких платков, украшался на лбу серебряной цепью с серебряными монетами, у висков - полосками ткани с серебряными монетами. Замужние женщины закрывали нижнюю часть лица платком (яшмаг). Современные Удины носят одежду городского типа.

Основу питания Удин составляли растительные продукты: фасоль, рис, грецкие орехи, овощи, зелень, фрукты, ягоды. Хлеб выпекали из пшеничной муки в печи торнэ. Большое место в питании занимали различные виды плова - из риса, фасоли, изюма, хурмы, каштанов, грецких орехов. Рис ели также с кислым молоком. Популярны были жареные и варёные каштаны, которые Удины продавали скупщикам из Баку и Тифлиса. Из грецких орехов приготовлялось ореховое масло. Много блюд из овощей, в том числе из тыквы, капусты, баклажан, помидоров. Употреблялись дикорастущие зелень, фрукты, ягоды, особенно крапива и щавель, из которых готовили суп, начинку для хинкала (подобие пельменей). Важную часть питания Удин составляли молочные продукты (заквашенное молоко, сливки, сметана, масло, в том числе топлёное), различные виды яичниц. На праздники, торжества, с приездом гостя были обязательны мясные блюда (чихиртма из курицы, голубцы с мясной начинкой и др.). Распространены были блюда из осетрины, севрюги, лососины, раков, миног. Напитки - настои из ягод, трав, водка из винограда, плодов груши, яблок, кизила, тута. Из сладких блюд - мёд, халва с мёдом.

В 19 веке у Удин преобладала малая семья. Большие патриархальные семьи сохранялись в основном в Нидже. Браки были строго экзогамны: запрещалось жениться родственникам до 7-го колена. Нередки были национально-смешанные браки.

Н.Г. Волкова

тв и радио, проекты, средняя азия, фильмы, россияне, сельское хозяйство, фольклор, наследие, быт, менталитет, кавказ, культура, общество и население, видео, образование и воспитание, единство и община, агитпроп и пиар, фото и картинки, народы, сми, россия

Previous post Next post
Up