Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»
Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными - такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.
©~~~~~~~~~~~
Другие
лица России
«Лица России». Удэгейцы. «Тайга ходи», 2010
Click to view
Общие сведения
УДЭГ‘ЕЙЦЫ, удээ, удэхэ, удихэ (самоназвание), народ в России, одна из многочисленных народностей Севера, коренные жители Дальнего Востока России, антропологически относятся к байкальскому типу североазиатской малой расы монголоидов (численность 1902 человек). Общая численность около 2000 человек. По данным Переписи населения 2002 года численность удэгейцев, проживающих на территории России, составляет 2 тысячи человек, по данным переписи 2010г. - 1 тыс. 496 человек.
Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского края (в районах Нанайском, Хабаровском, имени Лазо, Пожарском, Красноармейском, Тернейском и др.), в основном, в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня или у правых притоков Уссури и Амура.
Говорят на удэгейском языке, относящимся к амурской группе тунгусо-маньчжурским языков, наиболее схож с орочским, количество носителей уменьшается с каждым годом. Язык бесписьменный. Преобладают традиционные верования - анимизм, шаманизм.
На протяжении своей истории удэге контактировали с нанайцами и эвенками, наиболее тесные связи были с орочами. До конца XIX века русские исследователи удэгейцев и орочей не разделяли, а считали одним народом. До прихода русских удэгейцы не знали письменности, основной религией был шаманизм и анимизм, а главными занятиями - охота (главным образом на изюбра и лося), рыболовство (на крупных реках) и собирательство (в основном, женьшеня).
Русские принесли письменность (русскую, первый алфавит на удэгейском языке был составлен лишь 1930-е гг), большое внимание уделялось обращению удэгейцев в христианство. Лишь в отдалённых районах сохранился шаманизм в чистом его виде. Однако, большинство удэгейцев, за исключением вождей и шаманов, продолжало жить в бедности, работая и на русских промышленников. Лишь октябрьские события 1917 года повысили грамотность и благосостояние всех народов Севера. Удэгейцы стали полноправными гражданами страны.
В этногенезе северных групп Удэгейцев прослеживаются отдельные палеоазиатские элементы, у южных Удэгейцев - древнекорейские, бохайские, тюркские, тунгусские, маньчжурские. В 1860-х годах началось освоение Уссурийского края русскими; взаимодействие с новопоселенцами оказало влияние на экономику, культуру Удэгейцев.
До настоящего времени Удэгейцы не консолидировались в единую этническую общность. Несмотря на государственную политику по сселению, укрупнению селений, хозяйств и т.п., Удэгейцы не прекращали (за редким исключением) жить по тем же рекам, на огромных расстояниях друг от друга, где обитали и в прошлом. В 1960-70-х годах продолжали существовать анюйская, хорская, самаргинская, бикинская, тернейская и другие этнографические группы Удэгейцев.
Традиционное хозяйство Удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве; последнее было второстепенным, особенно у Удэгейцев, живших преимущественно в верховьях притоков реки Уссури. Промысловые орудия Удэгейцев носили индивидуальный характер: пушного зверя добывали в основном ловушками; самострелами пользовались также для добычи крупных животных. Их также били копьями, приманивая звуками берестяной трубы. Лук со стрелами (хотя огнестрельное оружие было известно в 19 веке) оставался "универсальным" оружием и в 20 веке. Различные остроги, удочки, крюки, небольшие сети - орудия индивидуального лова преобладали в рыболовстве. Только в приморских районах строили ловушки на лососёвых; здесь же был известен подлёдный рыболовный промысел.
Для обитателей притоков реки Уссури были характерны и другие промыслы - пантовый и женьшеневый.
У Удэгейцев существовало разделение труда: мужчина занимался промыслами, воздвигал жилища и другие постройки, делал лодки, лыжи, нарты и т.п.; женщины сохраняли (на длительный срок) рыбу и мясо, выделывали шкуры и кожи, изготовляли из них одежду и обувь.
Селения Удэгейцев были малочисленными и разбросанными на десятки километров одно от другого. Селение являлось территориально-соседской общиной. По данным 1897, в каждом селении жили семьи различной родовой принадлежности, которая строго учитывалась при заключении браков. Члены каждого рода жили дисперсно - одни и те же роды расселялись в разных территориальных группах.
В районах расселения Удэгейцев пользовались разнообразными зимними жилищами: от срубных полуземлянок с двускатной крышей и кановым отоплением до трёхкамерных двускатных шалашей с двумя-тремя очагами. Летние жилища имели большее разнообразие: четырёхугольные домики, конические чумообразные, двускатные.
Женская и мужская одежда Удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из рыбьей кожи. Под халатом - штаны с ноговицами, у женщин - длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась орнаментом. Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенкийского в виде сапожка.
В пище жителей притоков Амура и у приморских Удэгейцев преобладала рыба, у обитателей притоков Уссури - мясо. Удэгейцы употребляли много рыбьего жира.
Религиозные верования существенно различались у Удэгейцев разных территориальных групп. У приморских и амурских Удэгейцев среди духов-хозяев значительное место занимали духи воды - касатка (ей приносили жертвы), дух-хозяин рыб, хозяйка лососевых Мамаса давани и др. Повсеместное распространение имело почитание Буа - духа-хозяина вселенной; духа тайги, гор Онку. Удэгейцы почитали тигра, молились его следу. Добыв медведя, непременно устраивали всеобщую трапезу, во время которой соблюдалось множество табу. Множеством запретов сопровождался культ духа огня Пудя. Духу-хозяину гор, тайги приносили жертвы в горах, на перевалах. Покровительнице охоты Сангия мама устраивали жертвенник у дерева близ селения; в жертву приносились кусочки рыбы, жгли багульник.
Шаманизм играл большую роль в жизни Удэгейцев. С деятельностью шамана были связаны различные ритуальные предметы: множество зооморфных и антропоморфных изображений, фигурок духов у самого шамана и у других лиц, которым он шаманил. Помимо шаманского бубна Удэгейцы пользовались круглыми погремушками с рукоятями, однострунными скрипками, флейтами - дудочками, варганами - металлическими и деревянными. Танцевали Удэгейцы по большей части во время шаманских камланий. Богат фольклор Удэгейцев: мифы и сказки, исторические предания, загадки, пословицы, поговорки.
Среди прикладных искусств: вышивка, мозаика, аппликация (одежды, обуви, головных уборов и др.), резьба, тиснение, раскраска и др.
А.В. Смоляк
Очерки
Удэгейцы - коренной малочисленный народ Российской Федерации, живущий на Дальнем Востоке: на северо-востоке Приморского и юго-востоке Хабаровского краев, на Камчатке и на Сахалине. Ближайшими соседями удэгейцев были орочи, с которыми они до конца XIX столетия считались одним народом. Перепись 1897 года установила их общую численность - 2407 человек. В современной России (2002г.) проживают 1657 удэгейцев, в том числе в Приморском крае - 918, Хабаровском и Камчатском краях - 613 и 16 человек соответственно, в Сахалинской области - 12.Удэгейский язык относится к южной, амурской подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. Делится на говоры, объединяющиеся в диалекты, такие как: самаргинско-хунгарийский, хорско-анюйский и бикинско-иманский. Алфавит создан на базе кириллицы в 1930-е годы. В 1990-х разработан новый вариант письменности (алфавит, грамматика, учебные пособия).Религия - анимизм, шаманизм, православие.
Дикие люди удэгай
Так в книге «История империи Цзинь», написанной в 1345 году, говорится о кочевых племенах, живших на крайнем северо-востоке могущественного китайского государства. В начале XX века обитателей склонов Сихотэ-Алиньского хребта, побережья Татарского пролива и Японского моря знаменитый путешественник и исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев называл «лесными людьми». Сами же они себя именовали «народом удэ, удээ, или удэхэ», а свое происхождение вели, как следует из мифов, от брака заблудившейся в тайге дочери охотника и медведя. В пределах этой территории удэгейцы расселялись очень просторно, за десятки километров друг от друга, в основном по большим и малым рекам, откуда происходило название их этнических групп, например, живущие на Хунгари - хунгарийские удэгейцы, на Нахтоху - нахтохуские.
Похищение шоомийских «сабинянок»
Общины были тесно связаны семейными узами: женщины одного рода всегда получали мужей из другого. Традиция прервалась только однажды, за что нарушители были строго наказаны. Легенда, или тэлунгу, повествует о выступающем в море мысе с береговыми воротами, которые удэгейцы называли «Сангасу», что означает «дыроватые камни», и о том, что в давние времена «одни люди жили на реке Нахтоху, а другие - на реке Шооми, которые взяли себе жен с Нахтоху, но, согласно обычаю, сами в обмен дочерей своих не дали. Нахтохуские удэгейцы отправились на Шооми и, воспользовавшись отсутствием мужчин, силой забрали столько девушек, сколько им было нужно. Шоомийцы погнались за ними на лодках. Когда они достигли мыса Сангасу, то не помолились, а, наоборот, с криками и руганью вошли под береговые ворота. Здесь, наверху, они увидели гагару, но птица эта была не простая, а Тэму - властительница морей. Один юноша выстрелил в нее и не попал. Тогда каменный свод обрушился и потопил обе лодки вместе с людьми».
От юрты - к городскому дому
Удэгейцы строили постоянные (зимние) и временные (промысловые) селения. На местах некоторых из них, расположенных на реках Хор, Бикин, Самарга, поселки существуют до сих пор. Типы их постоянного жилища (юрта, туэдзя, кава, хумала) видоизменялись в зависимости от района, но чаще имели двускатную форму, сооружались из деревянных плах и нескольких слоев коры кедра или лиственницы. Внутри они разделялись перегородками на две или три части, из которых центральная часть с очагом являлась жилой, а боковые - хозяйственными. На реке Хунгари были распространены также полуземлянки со срубными стенками из двух-трех венцов, двускатной крышей и отапливаемыми нарами - канами. Весной, выезжая на свои промысловые места в тайгу, они возводили временные хижины полуцилиндрической формы или прямоугольные в плане домики из коры с двускатной крышей. Их хозяйственные постройки представляли собой небольшие срубные амбары на сваях (дяли) или помосты тоже на сваях для хранения запасов пищи, охотничьих и рыболовных снастей. Точнее эволюцию удэгейского жилища на протяжении XX столетия можно описать словами Владимира Арсеньева: «…сначала юрта, потом китайская фанза, за ней русская крестьянская изба, затем городской дом».
Высокая мода по-удэгейски
Традиционное хозяйство удэгейцев основывалось на охоте и рыболовстве, причем последнее было второстепенным, особенно у обитателей верховьев реки Уссури, где чаще добывали оленьи панты и женьшень. У них было четкое разделение труда. Если мужчины занимались различными промыслами, строили жилье, мастерили лодки, нарты, лыжи, ловушки для зверей, домашнюю утварь из бересты, дерева или лозы, то женщины готовили пищу, сохраняли на длительный срок мясо и рыбу, выделывали шкуры и кожи, шили из них одежду и обувь, слывя среди соседних народов искусными рукодельницами.Вот как привлекательно изображены у Арсеньева нахтохуские удэгейцы: «Цвет их кожи можно назвать оливковым, со слабым оттенком желтизны. Летом они так сильно загорают, что становятся похожими на краснокожих индейцев. Впечатление это еще более усугубляется пестротой их костюмов. Длинные, прямые, черные как смоль волосы, заплетенные в две коротких косы, сложены вдвое и туго перетянуты красными шнурами. Косы носятся на груди, около плеч. Чтобы они не мешали, когда человек нагибается, сзади, ниже затылка, они соединены перемычкой, украшенной бисером и ракушками. Одежда их состоит из трех кафтанов: двух нижних, матерчатых, и одного верхнего, сшитого из тонкой изюбровой кожи, выделанной под замшу. Рубашки застегиваются у правого плеча и сбоку, как поддевки, и надеваются с напуском вокруг талии. Рукава около кистей стягиваются особыми нарукавниками. Затем принадлежностями костюма являются короткие штаны и наколенники, привязываемые ремешками к поясу. Головной убор включает в себя белый капюшон, спускающийся на спину и плечи, и маленькую шапочку, на которой в стоячем положении прикреплен беличий хвост и несколько красных шнурков с кисточками. Весь костюм, от головы до ступней ног, спереди и сзади, обшит цветными полосами и обильно украшен красным орнаментом, изображающим спиральные круги, стилизованных рыб, птиц и животных. Каждый мужчина и даже мальчики носят у пояса два ножа: один - обыкновенный охотничий, а другой - маленький кривой, им они владеют очень искусно, ведь он заменяет им шило, струг, буравчик, долото и все прочие инструменты»
Поселись там, где поют: кто поет, тот худо не думает
Эта старинная пословица, наверно, точно характеризует удэгейцев, главной чертой общественного устройства которых является взаимовыручка. Их современная музыка представлена несколькими локальными стилями: иманским - район реки Большая Уссурка (Иман), пос. Санчихеза; бикинским - река Бикин, поселок Красный Яр; хорским - бассейн реки Хор, село Гвасюги; анюйским - река Анюй, Арсеньево; самаргинским - река Самарга, поселок Агзу. В интонационном отношении она заметно отличается от музыки соседних народов - нанайцев, ульчей, орочей, хотя и включает родственные напевы и жанры. Все мелодии удэгейцы называют «дзага», что обозначает форму звукового поведения, которая реализуется в жанрах песенной лирики, сказаниях с песенными вставками, шаманских импровизациях, наигрышах на музыкальных инструментах и звукоподражаниях зверям и птицам.
У всего живого есть своя мелодия
Свои дзага имеют люди, животные, духи, ритуальные предметы, инструменты. Песенная лирика обозначается общим термином «йэхэй», при этом каждая группа удэгейцев обладает своей отличительной системой напевов. Вставки в сказаниях у самаргинских, анюйских и хорских удэгейцев называются «яваний», у иманских и бикинских - «янгку» (или «яйти»). Эти напевы являются «прямой речью» героев, их характеристикой, а также олицетворяют магическое действие: шаманское камлание, перемещение в иной мир, демонстрацию силы перед соперником, предсказание будущих событий. Музыкальные фрагменты исполняются по-разному: возгласным речитативом, ритмизованным скандированием или говорением. Особое значение во вставных мелодиях имеют припевные слова, повторяемые в конце каждой строки. Они - своеобразная энциклопедия исторических мелодий, сложившихся на различных этапах истории удэгейцев. Так, напевы «яй» (ей, янгку, яйти) исполняются как бы голосом духа, вселившегося в шамана. При этом практикуются специфические способы звуковоспроизведения, основанные на «клокотании в горле», гудении с подключением носового резонатора - так называемый «замогильный голос». Интонационная сторона «яй» зависит от состояния шамана: композиция должна содержать не только напевы, сопровождаемые звучанием бубна (унгту) и трубчатых конусных погремушек на поясе (янгпа), но и выкрики, стоны, шумные вдохи, шипение, звукоподражание. Некоторые виды женского шаманского пения обычно звучат без инструментального сопровождения и называются «хаундэ» - песня сумасшедшего. Они основываются на многократном повторении мелодии с постепенным эмоциональным и динамичным нарастанием. По традиции, шаманское действо предваряется гонгой или такун-такун - игрой на ритуальных инструментах, в которой принимают участие все желающие. В звуковой арсенал удэгейцев входят не только музыкальные инструменты, но и охотничьи манки, детские игрушки и обрядовые атрибуты. Они умеют имитировать голоса птиц и животных, обитающих в тайге, в том числе очень редких - певчего сверчка, индийской кукушки, дикого голубя, коршуна-рыболова, которых соседние и родственные этносы просто «не слышат».
Флора и фауна Приморья
Удивительно, но удэгейцы, относящиеся к коренным народам Севера, проживают на территории, которая находится на широте Средиземноморья. Благодаря тому, что миллионы лет назад Великое оледенение обошло этот край стороной, здесь сохранились редчайшие растения и животные. В хвойных и лиственных лесах, где преобладают такие деревья как лиственница, кедр, пихта, ель, белая и желтая березы, осина, липа, дуб, ясень, обитают занесенные в Красную книгу России дальневосточные леопарды, гималайские медведи, красные волки, уссурийские пятнистые олени и амурские тигры.
Хозяин тайги
По данным социологического исследования, проведенного Всемирным фондом дикой природы (WWF), каждый четвертый россиянин не знает, что в стране живут тигры. Между тем амурский тигр обитает в уссурийской тайге тысячи лет. Суровые условия сделали его крепким и выносливым, снежные морозные зимы он переносит легко. Он крупнее своих южных сородичей (длина тела самца от носа до кончика хвоста 2,7-3,8м, высота в холке - до 115см, вес - до 270кг), его шерсть гуще и светлее. По рыжеватому фону, образуя сложный узор, идут поперечные тёмные полосы. Рисунок на его шкуре уникален, как отпечатки пальца у человека: трудно найти двух тигров с одинаковым узором. Черные полоски, несмотря на их яркость, служат ему маскировкой, а большие белые пятна на черной тыльной стороне ушей имеют совсем иное предназначение. Когда тигрица идет по лесу, она ставит уши так, чтобы черно-белое поле было видно следующим за ней тигрятам. Зимой, когда температура понижается и дуют леденящие ветры, шкура тигров светлеет, становится густой и пушистой, а на брюхе образуется толстый слой жира. Больших снегов царь тайги не боится - ходить по ним ему помогают широкие лапы, а бежать по насту он может со скоростью 50 км/час. Обладает острым зрением, слухом и огромной силой: тушу убитого животного массой в центнер легко переносит в зубах, а препятствие высотой в рост человека с такой ношей даже перепрыгивает. В день ему необходимо съедать около 10 кг мяса, в год - до 70 крупных копытных, среди которых олени, косули, кабаны, лоси, рыси, медведи. Амурского тигра принято считать «кабаньим пастухом», но в предгорьях Сихотэ-Алиня его основная добыча - изюбрь. Охотясь за ним во время гона, хищник прибегает к своеобразной военной хитрости: он приманивает самцов, имитируя их брачный рев. Арсеньев описывает это так: «Издалека слышался рев старого быка, но только ноты его голоса были расположены не в том порядке, как обыкновенно у изюбрей. На рев тигра громким голосом ответил изюбрь. Видно, принял тигра за своего соперника по турниру и готовился вступить с ним в бой». Уссурийский тигр, не имеющий врагов в природе, может жить до 40-50 лет, но погибает гораздо раньше. Причина - хозяйственная деятельность человека и браконьерство. В Приморье сейчас строятся дороги и промышленные объекты, в большом количестве вырубаются леса, исчезают животные, на которых он традиционно охотится. Тигру, в день пробегающему до ста километров, тесно в отведенных для его обитания заповедниках - Сихотэ-Алиньском (347 тыс. га) и Лазовском (116 тыс. га). Но за их пределами хозяина тайги часто поджидает смерть, ведь браконьерство стимулируется высокими ценами на любую часть его туши на черном рынке Китая и Кореи.
Амба - амурский тигр
Совсем по-другому к амурскому тигру относилось коренное население Приморья. Так, его место в пантеоне удэгейских духов - властелинов гор, лесов, воды и огня - одно из самых почетных. Охотники молились его следу и, чтобы не накликать беду, называли не «тасху» (тигр), а «амба» (большой). Дерсу Узала, герой одноименной книги Владимира Арсеньева, случайно убив тигра, навсегда потерял покой: «Моя теперь шибко боится, раньше моя постоянно один ходи, ничего бойся нету, а теперь чего-чего посмотри - думай, след посмотри - думай, один тайга спи - думай».
Глобальный тигровый саммит
Через сто лет после этой неудачной «охоты» в Санкт-Петербурге прошел Глобальный тигровый саммит. На нем руководители тринадцати стран - Бангладеш, Бутана, Вьетнама, Индии, Индонезии, Камбоджи, Китая, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Непала, России и Таиланда - приняли программу, направленную на восстановление популяции исчезающих красавцев-хищников. От Российской Федерации, на территории которой обитает 90% амурских тигров, декларацию, подтверждающую намерение содействовать предотвращению вымирания этих диких животных, подписал глава правительства Владимир Путин.