К Серафиму за миром

Oct 14, 2014 19:20

По теме: Краткие истории. Серафимо-Дивеевский монастырь | Елена Дивеевская | «Места силы» России | Святое и ценное в России | Заповедная тропа «Житие Серафима Саровского» | Книга Степашкина о Саровском

Там чудеса
Корреспондент «Русской планеты» побывала в Дивееве на торжестве в честь памяти Серафима Саровского

Каждый год 1 августа село Дивеево Нижегородской области становится, пожалуй, самым людным местом в России. Тысячи паломников со всех уголков страны приезжают или приходят сюда, чтобы почтить память преподобного Серафима Саровского. Большая их часть останавливается в палаточном городке. ©
~~~~~~~~~~~



___
«От автостанции направо, вдоль палаток с вещами, потом еще раз направо - к источнику, а там увидишь, куда люди идут» - указывает дорогу к моему сегодняшнему ночлегу местная жительница, торгующая квасом.

Я продвигаюсь мимо многочисленных торговых палаток, сплошь завешенных юбками, косынками и ночными рубашками. Женщины охотно выбирают себе наряды, готовясь к праздничным богослужениям, которые будут проходить вечером и потом еще почти всю ночь. На улице многолюдно, все в радостном настроении и вместе с тем суетливы, как в новогоднюю ночь.

У источника преподобной Александры Дивеевской толпится народ. Люди стоят в очереди в купальню, поливают друг другу на голову из ведер и ковшей, отдыхают от жары на скамейках, дети плещутся босиком в ручье. Тут же ходит цыганка с младенцем и попрошайничает.

По узкой дороге, иногда толкая друг друга набитыми сумками, движутся паломники. Пять минут ходьбы, небольшой рывок на пригорок - и нам открывается вид на палаточный городок. Всего около 60 больших военных палаток, а еще полевая кухня, столовая, буфет, туалеты, душ, умывальники, стоящий отдельно и хорошо охраняемый передвижной пункт правительства Нижегородской области. Со стороны леса лагерь огражден окопами, в которых дежурят солдаты. По «улицам» городка патрулируют сотрудники МЧС и полиции, в отдельной палатке дежурят медики, батюшки раздают благословение, в отдельной палатке исповедуют.

Всем прибывающим нужно зарегистрироваться. Девушка-волонтер проверяет мой паспорт, записывает данные в журнал, а сотрудник МЧС «прописывает» меня в палатке № 5.

На входе в мою палатку обнаруживаю приклеенный скотчем тетрадный листок с надписью «для священников». Немного помешкав, я все же рискнула зайти.

- Проходите, проходите, здесь священников нет, - встретил меня приветливый детский голос, раздавшийся с верхнего этажа деревянных нар.

Десятилетняя Даша в нашей палатке была за коменданта - присматривала за вещами, объясняла вновь прибывающим паломникам, где в лагере столовая, где туалет, где мобильники можно зарядить. Она приехала сюда из Дальнего Константинова вместе с дедушкой-священником еще 26 июля. Дедушка все время был на службе в монастыре, и никто его не видел. А девочка жила одна, и лишь иногда родственник звонил ей по телефону.

- Лучше на нижней полке ложись, - посоветовала мне девочка, - здесь наверху настоящая баня.



___
Время около двух часов дня. Перед трапезной выстроилась огромная очередь на обед.

- Через час очереди уже не будет, и можно спокойно поесть, - сказала Даша и не обманула.

Кормили в лагере бесплатно, а еще всем паломникам выдавали воду в бутылках. На обед подали неплохую рыбную похлебку, менее привлекательную кашу на воде и мандаринчик.

Пообедав, я отправилась к святыням - в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

По дороге мне то и дело встречались нищие и цыгане-попрошайки. Некоторые вели себя даже агрессивно. Один смиренный на вид мужчина задушевно играл на свирели возле источника. Иногда он останавливался и тоже просил подать «ради Христа и Святой Божией Матери». Но, видимо, подаяний было мало, и он вдруг надрывно закричал:

- Да вы все идете прямо в ад! Знайте об этом!

Возле входа в монастырь нищие и вовсе хватали за руки. Одна бабушка подошла ко мне и попросила сразу ни много ни мало 100 рублей. На поездку к какому-то источнику, как она объяснила. Ни дать было совестно. Поразило обилие цыган в Дивеево. И не только попрошаек, но и просто мирно гуляющих, нарядных представителей этого древнего племени. Местная жительница поведала мне, что у них здесь целое поселение, где-то рядом с источником. Часто местные так и говорят - «ходил к цыганам купаться».

Я остановилась у сувенирной лавки. Вдруг продавщица быстро накинула платок на голову и рванула из-за прилавка. Я обернулась и увидела крестных ход. Многие, кто был в этот момент на улице, сели под иконы. «Нужно обязательно успеть преклониться перед каждой иконой» - пояснила потом продавщица.

За два дня крестный ход проходил не раз. Шли из Нижнего Новгорода, Городца, Павлова, Дзержинска и других городов. Мероприятие это, пожалуй, для людей крепких и физически и духовно, хотя участвуют в нем и старики и дети. Так путь из Нижнего Новгорода в Дивеево продлился 15 дней. За день паломники проходили от 13 до 30 километров. Ночевали в школах, больницах, колхозах попутных сел.

Вход в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь через рамки-металлоискатели. Крупные сумки досматривают полицейские, тут же кинологи с четвероногими стражами.

На территории монастыря полицейских, сотрудников МЧС, медиков еще больше, чем в палаточном лагере.

Идет служба, которая транслируется на большом экране. Подавляющая масса людей повторяет слова богослужения, крестятся, многие стоят в длинных очередях на исповедь - ее одновременно проводят более десяти батюшек по всей территории монастырского комплекса. Кто-то мирно гуляет с фотоаппаратом в руках, кто-то толпится у монастырских торговых лавок. Дети беззаботно бегают и валяются на подстриженном газоне. Где-то в укромном местечке можно увидеть стоящих на коленях и упершихся макушкой о землю богомольцев. А всего тысячи и тысячи людей. Большая часть всех паломников, пожалуй, это в меру воцерковленные женщины предпенсионного возраста. Они приезжают в Дивеево на многочисленных туристических автобусах из разных городов России. Потом старушки-богомолки из соседних селений. Мужчины прибывают сюда чаще в составе большой, многодетной, патриархальной семьи, либо это такие православные активисты - организаторы крестных ходов или православных молодежных движений вроде «Православных витязей». Как полагается и месту и событию, много здесь странников с опущенными бородами, юродивых, и конечно, страждущих и ищущих исцеления.

Приехали и почетные гости - врио губернатора Нижегородской области Валерий Шанцев, глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин, председатель законодательного собрания Нижнего Новгорода Евгений Лебедев, и традиционный гость праздника кинорежиссер Никита Михалков.

Самым почетным гостем среди священнослужителей стал управляющий делами Московской патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.

- Приходя к преподобному Серафиму, люди укрепляют свою веру: здесь особая сила, благодать дается. Как учил преподобный Серафим, христианин - тот, кто живет благодатью. Надо стяжать благодать святого духа. Стяжать благодать мешает грех. А добродетельной жизнью мы, напротив, приобретаем благодать, поэтому творение добрых дел очень важно, - обратился митрополит Варсонофий к верующим.

Митрополит Варсонофий напомнил, что в этом году совпало сразу несколько памятных дат: это 111-летие со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского, 260 лет со дня рождения батюшки Серафима, 700-летие преподобного Сергия Радонежского. Особо Варсонофий выделил еще одну дату - 100 лет со дня начала Первой мировой войны.

- Помните, без мира в душе не будет и мира на земле, - закончил свою речь митрополит.

Как только были сказаны последние слова, толпа верующих выстроилась в живой коридор перед Троицким собором. Все ждали появления митрополита Варсонофия.

Когда он вышел, многие пытались дотронуться до его руки или хотя бы облачения. Одна монахиня изловчилась даже надеть четки на руку митрополита.

«Надо стяжать благодать святого духа» - говорил Варсонофий. И правда, отовсюду были слышны разговоры о благодати святого места Дивеевского монастыря: «приехали за благодатью», «хотим ощутить благодать Серафима». «Не знаю что такое рай, я его не видела, но Дивеево - это точно райское место, там такая благодать» - говорила женщина, ехавшая со мной в автобусе. А что собственно люди вкладывают в это слово - благодать? Как это чувство влияет на них?

- В городе, честно сказать, столько проблем накопилось. Хочется совсем отрешиться от этих забот и рассмотреть себя более пристально. Само место, сама атмосфера благочестия целительно влияют на душу: появляются новые мысли, по-другому начинаешь относиться и к событиям своей жизни и к людям, которые тебя окружают, - говорит Евгений Смирнов, участник крестного хода Нижний Новгород-Дивеево.

Виктория Гутрова, многодетная мама из Нижнего Новгорода, тоже не приехала, а пришла в Дивеево, захватив с собой двух малолетних детей. По ее признанию, этот путь стал для нее своего рода соломинкой, за которой она потянулась, «так как жизнь трудна и часто жестока».

- Я совсем недавно пришла в церковь. Я многодетная и уже не молодая женщина. У меня четверо детей, двое взрослых, а младшим всего только восемь и пять лет. Жизнь не удается… я чувствую, что начинаю впадать в уныние.… А тут еще друзья один за другим умирают, - сбиваясь, говорит Виктория. - Не знаю сама, как решилась на такой подвиг - поучаствовать в крестном ходе. Было очень и очень тяжело, порой невыносимо. Но это было для меня нужно, так как без испытаний и пряник не будет сладким. Думаю, что жизнь моя поменяется после Дивеева в лучшую сторону.



___
О благодати мы разговорились и с моей соседкой по палатке - Надеждой Соловьевой из села Кужадон Нижегородской области. У этой женщины с печальными, смеющимися глазами необыкновенный взгляд на жизнь, на людей, на взаимоотношения человека и Бога. Она во всем видит его промысел. Почти к каждой свое фразе она неизменно прибавляет - «с Божьей помощью» или «видно, так Богу угодно».

- Сам праздник - это помощь безусловная батюшки Серафима. И в течение всего года ее чувствуешь. За этим и приезжаем в Дивеево, - объясняет мне баба Надя. - Раньше я приезжала с сыном, но четыре года назад он умер от диабета. Молодой был, всего 26 лет. Здесь ему всегда становилось легче. Три года подряд я ездила сюда одна, как сирота. А в этом году Богу было угодно, чтобы со мной поехала Настенька - дочка моей подруги. Я очень рада, что так все устроилось.

Чем позднее становилось, тем больше народа прибывало на монастырскую площадь. Люди были в ожидании Божественной литургии, которая начиналась в час ночи.

Но я отправилась в лагерь. Все места в палатке уже были заняты. Кто-то, как я, укладывался совсем. Кто-то решил только отдохнуть перед ночной службой. Бабушка Надя тоже готовилась ко сну. Неожиданно она очень близко придвинулась ко мне и дала краткое наставление:

- Главное - жертвовать собой, постоянно жертвовать собой. Ни постом, ни молитвой без жертвы не спасешься.

В тишине еще долго разговаривали две старушки, как и положено, о чудесах. Слово «чудо» звучало здесь, пожалуй, даже чаще, чем «благодать». Люди ждали чудес и искали их буквально повсюду - в причудливой ветке дерева, в тени от фонаря…

- Стою я в храме, смотрю, а стены все розовые. Я говорю матушке - как красиво, стены розовые, а она отвечает - это все для тебя. Я ее не поняла. А когда служба закончилась, оказалось, что стены белые, вот как.

- Это еще что, - отвечает ей другая. - Сегодня перед входом в храм кошечка стояла и одну лапку поджавши, держала всю службу, и опустила только, когда все закончилось.

- Ладно хоть не крестилась, - раздался чей-то голос из другого конца палатки.
Текст и фото: Полина Троянова
«Русская планета», Нижний Новгород, 5 августа 2014

святыни, серии, путешествия и туризм, поволжье, наследие, христианство, символы, храмы и монастыри, регионы, культура, юбилеи, памятники и достопримечательности, общество и население, нравы и мораль, города и сёла, современность, православие, даты и праздники, музеи и выставки, традиции, святые, россия

Previous post Next post
Up