Ещё о
живописи Мордовии и Поволжья Высокий крест художника Виктора Беднова
Спецпроект «Столицы С»: Март-галерея Сергея Суворова
В «Столице С» стартует спецпроект «Март-галерея Сергея Суворова». Популярный в Саранске художник представляет на суд публики материалы о своих талантливых и гениальных коллегах, живших и творивших в Мордовии в конце ХХ - начале ХХI веков.
©Ещё в
проекте Виктор Беднов у мольберта
Зачем Мастер обращался к традициям предков. Четвёртый очерк известного саранского художника Сергея Суворова о мастерах Мордовии.Берег реки Мокша… Мордовки на зеленом холме занимаются отбеливанием домотканых холстин, из которых будут шить рубашки. Труд тяжелый, однообразный. Сначала срезают ножницами узелки, подшивают края, вместе с золой кладут в корчагу, заливают горячей водой и оставляют примерно на сутки. Потом полощут и, слегка просушив, несут на реку. Снова полощут, толкут пестами в ступах и, наконец, вновь расстилают - для окончательной просушки… Именно такой сюжет заслуженный художник России Виктор Андреевич Беднов использовал в одной из своих самых известных картин - «Беление холстов» 1967 года…
Меняется жизнь. Уходят в прошлое народные традиции. Нам проще купить в магазине готовую рубашку, платье, чем вручную ткать, белить и шить… Меняется культура. Традиционную живопись, как и домотканое полотно, пытаются подменить чем-то искусственным, синтетическим. Вернее, сама живопись не угасает, потому что «традиция» в духовном смысле живет до тех пор, пока остаются ее носители, но на передний план выходят новые методы, больше связанные не с реалистическим искусством, а с актуальностью и проблематичностью. Таким образом, происходит подмена. Утрачивается что-то настоящее, живое… В символическом смысле домотканые холсты, тянущиеся к вершине холма, олицетворяют еще сохраняющиеся связи с «традицией». Это пути к ней. А река в верхней части картины - образ самой «традиции» - течет с начала времен и сохраняет память предков…
Беление холстов, 1967
Виктор Андреевич Беднов родился в знаменитом селе Кочелаево. Он стал третьим художником, которого подарил нам этот живописный уголок Мордовии. По совету первой учительницы Беднов поступил в Пензенское художественное училище. Деревенский мальчишка погрузился в мир искусства и быстро в нем освоился. С большим азартом постигал ремесло. Жадно впитывал знания. Особое впечатление произвела Третьяковская галерея. Окончив училище и отслужив в армии, Беднов обосновался в Саранске. О нем вспоминают как о трудолюбивом, требовательном - причем, не только к себе, но и к окружающим. Он во всем ценил основательность, правдивость. Искусство Беднова максимально искренно. Заинтересованный какой-либо темой он мог не спать по двое суток. Работал истово. Никогда не опускался до конъюнктуры. Не любил искусственной красивости, вычернутости. И поэтому его картины и этюды не кажутся наигранными. Они естественны и лаконичны…
Между тогдашними мэтрами Александром Мухиным и Владимиром Илюхиным часто случались трения, конфликты. Создавались коалиции. Начались разброд и шатания. Поэтому председателем Союза художников Мордовии решили избрать молодого и перспективного Беднова. В то время он написал картину «На мокше» - первый вариант «Беления холстов». Эта работа сразу прогремела на всю страну! Ее приобрело министерство культуры СССР. Возглавив местный Союз художников, Беднов активно помогал коллегам. Валентину Попкову пробил мастерскую. Уговорил Николая Рожкова переехать из Ичалок в Саранск. Сделал все, чтобы ему предоставили мастерскую и жилье. Они вместе ездили на этюды. Спорили о том, каким должно быть искусство. Благодаря Беднову, в республики формировалась органичная творческая среда. Художник дружил с композитором Гавриилом Вдовиным и поэтом Леонидом Талалаевским. Они часто собирались вместе.
Первая персональная выставка Беднова прошла в 1964 году. Именно тогда оператор телевидения Владимир Ильин (в будущем - заслуженный деятель искусств РСФСР, снял картины «Жизнь Клима Самгина», «Хрусталев, машину!», «Трудно быть богом») познакомил его со своим другом Владимиром Викторовичем Черячукиным. Это был удивительный человек. Выходец из семьи белоэмигрантов. Его мать знала пять иностранных языков. Дедушка до революции служил при министре внутренних дел. Сам Владимир Викторович, как и его отец, был инженером-строителем. Молодые люди быстро нашли общий язык «на почве искусства» и сдружились. Общение с Ильиным, который прекрасно разбирался в живописи, и с семьей Черячукиных, давало Виктору Андреевичу духовную пищу для творческого развития. Беднов начинает собирать специализированную искусствоведческую библиотеку…
Одну из самых знаменитых работа Беднова - «День памяти» - можно увидеть в Музее имени Эрьзи
В 1970 годах друзья из Пензы пригласили его с супругой на выставку английского футуристического искусства. И вот одна из искусствоведов, стоя перед картиной какого-то абстракциониста, уж очень сильно расхваливала синие и фиолетовые мазки, заполнявшие весь холст. Виктор Андреевич сразу как-то сник, а потом не выдержал: «А вот если я возьму кисть и сделаю два мазка по этой работе, заметит ли автор? Так какое же это искусство?!»
В творческих поездках по Мордовии Беднов обогащался как художник, создавая этюды к будущим работам, проникался народным духом. Он старался запечатлеть каждую деталь. Это наглядно видно в работах «Шоксарские косари», «Агрономы Пиксин и Волков на жатве», «Хлебная страда». Виктор Андреевич часто гостил у сельчан - хотел видеть их жизнь изнутри. Однажды встретился с пожилым учителем музыки. Разговорились. Старик пригласил художника в дом, присел на лавку возле печки и поведал о своей нелегкой судьбе. Дело в том, что с рождения «музыкант» был горбуном. А кто за такого замуж пойдет? Вот и прожил один до самой старости. Беднова не оставила равнодушным эта история. Он написал картину «В избе». Ссутулившийся старик сидит на лавке в темном углу, держит папироску, на стене висит керосиновая лампа. Но больше всего в этом произведении впечатляет печка, она какая-то живая, неровная, с синими и красными вкраплениями кирпича. Она похожа на орган, или небывалый музыкальный инструмент. Только кто теперь скажет, какой? Давно это было…
Увядающая жизнь (натюрморт с кистями), 1979
Не выходит из памяти еще одна картина - «Вербы», написанная на академической даче. На дощатом круглом дачном столе в прозрачном кувшине стоят зеленые веточки этого весеннего символа. А рядом в стаканчике голубые первоцветы. Экспрессивно процарапанный фон мелкими колючими штрихами вносит эмоциональность, напряжение, энергию. А серебряный свет проникает в каждую частичку холста. Он мягкий, приносящий с собой весеннюю свежесть и теплоту…
На одном из сельских кладбищ Теньгушевского района Беднов увидел необычную картину - возвышавшиеся над могилами дубовые кресты! В два, а то и в три человеческих роста! Такие нигде больше не ставят. Оказывается, согласно шокшанским поверьям, их высота соответствовала размерам жизненных деяний ныне усопших, и тому, как о них помнят родственники и друзья. «Вот какая память у коренных жителей!» - восхищено рассказывал своей жене Виктор Андреевич. Художник часто приезжал в эти глухие места и делал зарисовки. А потом четыре года работал над картиной «День памяти». Вырезал кресты из картона, компоновал их, искал единое выражение в цвете и в итоге пришел к практически монохромной композиции. Слухи о том, что Беднов задумал что-то особенное дошли первого секретаря Мордовского обкома КПСС Петра Елистратова. Он любил живопись и часто общался с художниками. В один из воскресных дней Елистратов пришел в мастерскую Беднова и попросил показать «День памяти». Художник сбросил занавеску с холста. Долгая пауза. Наконец, Елистратов очень серьезно произнес: «Ты только не сломайся с этой работой, только не сломайся». «Да что вы, Петр Матвеевич, я же от всей души», - выдохнул художник… Судьба у картины оказалась сложной. В 1971 году ее убрали с еще не открывшейся выставки - некоторые «товарищи» подговорили начальство. 18 лет пролежала работа, свернутой в рулон. И лишь во второй половине 1990-х ее разместили в постоянной экспозиции Музея имени Эрьзи… Согласно легендам древних шокшан, высокий дубовый крест подобен Мировому Древу, которое связывает нашу реальность с миром предков. На самых высоких ветвях сидит верховный бог Инешкипаз. Чем выше древо - тем ближе к нему… Чем выше крест - тем сильнее связь небесного и земного…
Мордовская ярмарка, 1966
Владимир Черячукин вспоминает, как ездил с Бедновым в Кочелаево. В доме, где провел детские годы, жили уже другие люди. Они разрешили зайти внутрь. Именно там Виктор Андреевич рассказал другу историю, как еще мальчишкой решил стать художником. Ночью он сидел за столом. Была страшная гроза. Всполохи молний разрезали небо за окном. На душе было неспокойно и тревожно. «Это была неземная красота, которую мне захотелось запечатлеть навсегда, донести другим людям!» - поделился воспоминаниями Беднов… Он создал много этюдов и картин, воспевающих красоту родного края. Неделями пропадал в творческих поездках по селам и деревням…
Виктор Беднов (в центре) на открытии своего вернисажа, осень 2010
Сейчас мастерская опустела без Мастера. На массивном мольберте палитра с его профилем, который еще в 1968 году отлил из олова Валентин Попков. Это был подарок Беднову на 30-летие. Рядом в баночке сохнут цветы. На стене висит этюд к тому самому «Дню памяти» с могильными крестами. Творчество художника навсегда связало нас с традициями предков. Это его предназначение. Его высокий крест…
Личное дело
Виктор Андреевич Беднов родился 10 ноября 1938 г. в селе Кочелаево. Образование получил в Пензенском художественном училище. Заслуженный художник России с 1999 г, заслуженный деятель искусств МР. Член Союза Художников СССР с 1965г. Лауреат нескольких премий МАССР. Лауреат Серебряной премии российской академии художеств 2011 г. Участник региональных, зональных, всесоюзных выставок. Произведения Виктора Беднова находятся в Пензенской картинной галерее, Художественном фонде РФ, музее им. Эрьзи, Костромском областном музее и многих других. Умер 17 сентября 2013 г.
Сергей Суворов
«Столица С», Саранск, 28 марта 2015