По теме:
Лицо России. Виртуальный музей резных наличников Оригинал взят у
deadokeyЕлецкие деревянные кружева
Летопись русской усадьбы
В недавнем путешествии по Липецкой области мне удалось посетить Задонск, Чаплыгин и Елец. В Ельце хорошо сохранилась старая часть города. Среди каменных строений и церквей ближе к окраине находится множество старых домов с деревянными кружевами.
Я обошел две улицы - Советская и Ленина. Из одного такого старого наклонившегося купеческого дома вышел хозяин, взял меня за фотоаппарат и показал анфиладу дома, печь-голландку, коридор, сени и свою коллекцию антиквариата... / Дата фотографий: 2015 год, 15 марта.
2. Улица Советская. Храм Успения Пресвятой Богородицы, классицизм, построен между 1815 и 1850
3.
Часто деревянные памятники хранители наследия обходят стороной. Во многих старых городах только единицы домов с наличниками включены в реестр памятников.
Основная особенность раннего периода Елецкого деревянного зодчества - применение дуба как основного строительного материала. Жилые дома в Ельце вплоть до середины XVIII века строились исключительно деревянными, и наиболее распространенным строительным материалом был дуб. Из него срублены были крепостные стены города и жилые дома. Благодаря прочности дуб был непревзойденным по долговечности материалом. В условиях Елецкого климата сруб из дуба может простоять несколько веков. Если бы не частые пожары... Крытые в основном соломой, дома быстро загорались, и пламя от них мгновенно перебрасывалось на соседние.
4.
5.
6.
Статистика по пожарам в Ельце сохранилась в документах: "В нынешнем столетии вытерпел он (город - А. Н.) сильныя пожары. Первый в 1745 году июня 22 дня весь город без остатку и со всеми слободами сгорел. Второй в 1761 году июля 31 дня также немалая часть дворов выгорела. Третий в 1769 году 10 дня згорело одних домов 824, церквей 5, лавок 208 и протчаго весьма много, после чего начал он строиться по плану Ея императорским Величеством, весьма изрядно имеет прямыя и широкия улицы"1. В 1787 году, когда был написан этот документ, в городе было 1163 жилых дома, из них лишь 56 каменных, 128 деревянных на каменных фундаментах и 979 деревянных сплошных, то есть срубом стоявших прямо на земле. Вполне понятно, что последним труднее всего было сохраниться до нашего времени, так как нижние венцы их, соприкасаясь с землей, постоянно подгнивали. Ни один дом из "сплошных" не дошел до нашего времени.
7. Ажуръ
8.
После таких пожаров центр вновь отстраиваемого по плану города должны были составлять исключительно каменные дома. Деревянная застройка допускалась лишь за современными улицами: Советская, Свердлова, частично Профсоюзная, ул. Октябрьская до Бабьего базара также целиком застраивалась каменными домами. Здесь и сложилось основное городское ядро, заселенное сплошь богатыми людьми. Те, кто не в состоянии был выстроить каменное жилье, по приказу выселялись в район улицы Комсомольской, где им выделялось несколько кварталов застройки. Покрытие крыш соломой в городе категорически запрещалось. И хотя соломенные покрытия заменил тес, луб (то есть древесная кора), а в наиболее богатых домах - металлическая кровля, крыши сохранили традиционные черты ската.
9.
10.
Известно, что на Руси наличник как декоративный элемент стал использоваться лишь в XVIII веке. До этого его роль играли конструктивные элементы окна - брусья-косяки с поперечным брусом - притолокой. В Ельце таких простейших окон не найдено. Но есть наличник, сохранившийся лишь частично (см. адрес внизу поста). Его истоки - в оформлении окон первых мазанок Петербурга начала XVIII века.
Второй тип наличников можно условно отнести к "барочным". Их, при всей амплитуде времени, в которой они изготавливались (от первой половины XIX до середины XX века), объединяет то, что рисунок их навеян наличниками каменных строений конца XVII - середины XVIII века. Поразительно то, что они донесли до нашего времени отголоски уже не существующих, но давно бытовавших в Ельце каменных палат и храмов той эпохи, позволяют лучше понять истоки народного творчества, его живучесть. В большинстве своем даже современный мастер, берущийся порадовать свой дом замысловатым наличником, при всей свободе творчества, порой несознательно, но внесет в его рисунок какой-либо элемент, триста лет назад украшавший елецкий храм.
Третий тип наличников - "с солнышками". Название это условно, но оно почти всегда подтверждается, когда речь идет о солярных украшениях зданий, которые являются древнейшими из сохранившихся деревянных жилых домов Ельца. Если второй тип наличников может украшать здания, строившиеся на протяжении всех последних 150 лет, и имеет разнообразный рисунок, то наличники третьего типа всегда относятся к периоду развития классицизма конца XVIII - первой половины XIX века и позже никогда практически не применялись. Их отличает строгость пропорций, чистота исполнения рисунка в виде прямых лучей восходящего солнца или листьев-лучей, вписанных в полукруг или ромб - верные признаки классических традиций. Такие наличники были современны эпохе классицизма - от истоков до последних его дней и никогда не были эклектичны. Это очень характерно для Ельца в отличие от северного города и деревни. Для периода развития архитектуры, когда бытовали такие наличники, характерно нечетное количество окон: по главному фасаду - три, пять, семь окон. Правильные, классические пропорции оконных проемов в домах этого периода подчеркивались наличниками с высокой верхней доской - фризом, отчего окно, да и весь фасад дома кажется выше, стройнее. Завершает фриз тонко прорисованный горизонтальный карниз, часто заканчивавшийся треугольным фронтоном и иногда имевший "дентикулы" - сухарики, метким ритмом проходившие под карнизом. Наличники этого типа могли иметь на одном фасаде разный рисунок и завершения, но располагались они всегда в определенном ритме.
Изображение солнца в декоре таких наличников - древняя память народа об языческих временах. В представлении наших предков окно - не только источник света, но и проем, сквозь который злые силы могут наблюдать их жизнь. Священное изображение солнца должно было отгонять эти силы так же, как и семантический заклинательный орнамент на одежде в местах незащищенных: вокруг ворота, на рукавах у запястья, по нижнему краю подола. От этих древнейших, тысячелетней давности представлений идут и елецкие традиции оформления жилищ.
К последнему, четвертому типу наличников можно отнести все остальные. Это и пропильная, сквозная резьба конца XIX века, широко распространенная по всему городу.
11.
12.
13. Пустой дом
14.
15.
16.
17. Хозяин этого дома зазвал меня в гости. "Зала" - имела 3 окна, вторая гостиная - 2 окна.
18. Зала. Анфилада уходит левее в гостиную, направо в коридор.
Простейший тип городского жилого дома для Ельца рубежа XVIII - XIX веков - дом-крестовик с двумя внутренними, продольной и поперечной стенами сложился таким образом, что в парадной части дома, выходящей на улицу, как правило, было две комнаты, одна из которых - "зала" - имела 3 окна, реже 2, вторая гостиная - 2 окна. В дворовой части находились в одной половине кухня с сенями, в другой - спальня. В центре стояла изразцовая печь-голландка, топившаяся из сеней и обогревавшая сразу три комнаты. Часть печи, выходившая в большую комнату, имела, как правило, скошенное по диагонали "зеркало", что позволяло обогревать дальний угол "залы". Кроме того, на кухне была русская печь, замененная почти повсеместно плитами или утраченная совсем. Таким образом, получалось четкое функциональное зонирование: передняя часть дома - парадная гостевая, задняя - зона спален и хозяйская. Позже, когда дома стали строить в семь окон по фасаду, и прибавилось еще по одной комнате в дворовой и парадной части, то и тогда функции их сохранились. Появилась анфилада со сквозным проходом через комнаты и еще одна печь. В наиболее богатых городских особняках появились коридоры, разделяющие парадную и дворовую половины.
19.
20. Картина с Лениным одного из местных художников
21. В наиболее богатых домах были коридоры, разделяющие парадную и дворовую половины дома
22. В центре стояла изразцовая печь-голландка, топившаяся из сеней и обогревавшая сразу три комнаты
23.Справа настенные часы "Орловского часового завода"
24. Сундуки обклеены старыми деньгами
25. Елецкий пентхаус
Выйдем с улицы Советской на улицу Карла Маркса и посмотрим дома на улице Ленина.
26. Улица Ленина, 57
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40. А вот на закуску - стилизация на деревянные наличники в камне
41. А остановился я в Ельце в отеле БазиликОбслуживание на уровне европейских городков, такое в нашей глубинке редко встретишь, про wi-fi даже не буду говорит, он там есть.
42. Завтрак с видом на церковь Михаила Архангела, 1788 год - колокольня, 1828 год - трапезная
43.Можете на всякий случай записать адрес гостиницы: г. Елец, ул. Мира, 88/17, это в 20 метрах от центральной площади и
сайт.
Из деревянного зодчества советую посмотреть в Ельце следующие адреса:
1. Сохранившийся частично простой наличник конца XVIII века в прирубе дома № 35 по улице Островского в Черной слободе. Окно сохранило и подлинный одностворчатый ставень на кованых навесах с металлическим прутом-шкворнем, продевавшимся в отверстие оконной коробки и накрепко замыкавшимся изнутри дома. Во второй половине XIX века такие ставни в Ельце почти не делались.
2. Наличники в псевдо-русском стиле на зданиях кожвендиспансера по улице Ленина, жилого дома по улице К. Маркса, № 36, бывшего дома Заусайлова по улице Ленина.
3. Наличники "со львами" в стиле модерн на здании школы Трансвзрывпрома по улице Ленина.
Источники: А. В. Новосельцев. "Елецкое деревянное зодчество".
Спасибо, есть что добавить?