Ранее:
Основатели религий в реальной жизни: Иисус Основатели религий в реальной жизни: Будда Основатели религий в реальной жизни: Мухаммад Основатели религий в реальной жизни: Мани Основатели религий в реальности: Заратустра Основатели учений в реальности: Конфуций Великий египетский реформатор Эхнатон Основатели учений в реальности: МоисейМартин Лютер по праву считается первым и величайшим из реформаторов. Его учение преодолело не только границы Германии, но и Европы. В отличие от своих великих предшественников, о нем не спорят, существовал ли на самом деле такой человек. И еще. Основатели и реформаторы древности происходили из царских семей, происхождение Лютера более чем скромное.
10 ноября 1483 года у горняка Ганса Людера и его супруги Маргариты родился сынишка. Согласно обычаю на следующий день отец дал ему при крещении имя святого дня его рождения - Мартин. Супружеская чета проживала в городе Айслебен, но сами были родом из Мёры (Möhra), местечка около Айзенаха в Тюрингии. Дед Мартина, Гейне Людер, был крестьянином, обладавшим двором, с которого он должен был платить подать. Наследственная подать, которую обязаны были платить Людеры, была феодальной рентой, но при этом они обладали правом свободного передвижения.
Вообще-то написание фамилии будущего реформатора варьировалось: Lüder, Luder, Loder, Ludher, Lotter, Lutter или Lauther. Поэтому, помня, что его фамилия в детстве звучала иначе, для простоты будем писать привычное имя. Итак, Мартин рос в многодетной семье, где с легкостью раздавались затрещены. Однажды мать настолько сильно наказала ребенка за съеденный орех, что у того носом пошла кровь, а отец так сильно его избил, что мальчик днями напролет избегал его, пока тот не пошел с ним на мировую. Из семерых детей Мартин более всех любил своего брата Якоба.
В четыре с половиной года Мартин пошел в школу, куда ходил без каникул. Даже в воскресенье дети пели в церкви. Соседский мальчуган, Николаус Ёмер, впоследствии зять Лютера, иногда носил его в школу на спине. Девять лет (1488-1497) ребенок посещал мансфельдскую латинскую школу, в которой сначала учили читать, затем писать.
Потом на целый год отправился учиться в Магдебург. Там будущий основатель протестантизма учился у "братьев общей жизни" (Canonici Regulares Sancti Augustini Fratrum a Vita Communi), благочестивой общины, происходившей из Нидерландов и именовавшейся так потому, что в ней добровольно объединялись клирики и миряне под руководством духовного лица для общей жизни монастырского типа, но не давая монашеского обета. Здесь, в отличие от городской школы, розгами не наказывали. Причина, по которой Лютер оставил Магдебург и на Пасху 1498 года отправился в Айзенах, неизвестна. Впрочем, у Людеров там жили родственники, возможно, они надеялись на их помощь.
Там Лютер провел три года, обучаясь в латинской школе св. Георга. Наконец, отец решил отправить 18-летнего недоросля в Эрфуртский университет учиться на юриста. В феврале 1505 года вторым из 17 соискателей он сдает экзамен на магистра. Он должен был приступить к занятиям на юридическом факультете, но произошло событие, круто изменившее не только жизнь Лютера. 2 июля 1505 года он гостил у родителей в Мансфельде и когда возвращался к себе, то недалеко от Эрфурта его застигла сильнейшая гроза. Молния ударила близ него, и Мартин упал, воскликнув: "Святая Анна, помоги, и я стану монахом!"
По каноническому праву данный при подобных обстоятельствах обет не должен связывать и может быть расценен как мольба о помощи. Однако Мартин решил исполнить обет, данный бабушке Иисуса Христа (Святая Анна в апокрифических Евангелиях называлась матерью Марии), и 15 июля того же года постучался в ворота августинского монастыря в Эрфурте. Брат Мартин облачился в белый подрясник с капюшоном и стал новициатом-послушником. А отец разгневался и вновь стал обращаться к сыну на "ты", хотя незадолго до этого из уважения к господину магистру обращался на "Вы". Он категорически отказался дать свое согласие на вступление сына в монастырь.
Как бы то ни было, отец потом смягчился и дал согласие, которое, по большому счету, и не требовалось. 2 мая 1507 года новопосвященный патер Лютер отслужил в монастырской церкви свою первую мессу - Primiz. В общем мало чем примечательная жизнь продолжалась вплоть до октября 1510 года. В следующем месяце 27-летний брат Мартин по предписанию ордена был направлен в Рим по поводу спора о характере подчинения немецких монастырей августинцев. В Вечном городе он читал мессы, посетил семь главных церквей, катакомбы и другие святые места.
Папа Юлий II, в понтификат которого (1503-1515) Лютер посетил Рим, был скорее полководцем, дипломатом и меценатом, нежели пастырем душ. "Каков бы ни был частный характер Юлия II, он прежде всего спаситель папства, - отмечал крупнейший историк культуры Якоб Буркхардт. - Он достиг глубокого понимания подлинных основ и условий папского авторитета, восстановлению которого посвятил себя со всей силой и страстью своей неколебимой души. Без подкупа, по общему желанию, он взошел на Престол Петра и немедленно прекратил торговлю высшими должностями и званиями".
При нем музеи Ватикана обогатились многими шедеврами античной скульптуры: Лаокоон, Венера, Торс, Клеопатра и другие. По свидетельству Вазари, при нем раскопки производились именно для поиска статуй. Словом, не самый плохой был папа, но великолепие папского двора в эпоху Возрождения указывало на кризис церкви. Как раз во время пребывания брата Мартина в Риме в начальной стадии находилось строительство собора Св. Петра. Находясь рядом с творениями мировой культуры, создаваемой современными ему гениями и творениями прошлых веков, Лютер ничего этого не замечал.
Не будучи революционером, думающим о преобразовании общества, Лютер тем не менее ставит перед властью нелицеприятные вопросы: "Почему папа, который теперь богаче богатейшего Красса, не предпочтет строить собор Святого Петра на собственные деньги, а требует их от бедных верующих?" Его 89-й тезис гласит: "Заботится ли папа, разрешая продажу индульгенций, о спасении душ больше, чем о деньгах?"
Шесть недель ожидания прошли без толку. Миссия, с которой прибыл Лютер с товарищем, окончилась пшиком. Их даже не подпустили к вышестоящим инстанциям. В начале апреля 1511 года Лютер вернулся в Эрфурт. Верность его церкви сохранилась, но пребывание в Италии вызвало в нем антипатию ко всему "романскому", в котором он видел хитрость и лукавство. Той же осенью его перевели в Виттенберг. 19 октября 1512 года теологический факультет присудил патеру Мартину Лютеру степень доктора, сведущего в Библии (doctor biblicus). До конца дней своих Лютер останется профессором Виттенбергского университета, ведя курс по чтению Библии.
Брат Мартин задался вопросом, как обрести милость Божию и вопреки учению католической церкви ответил: sola fide - только с помощью веры, и sola scriptura - только с помощью Священного Писания. Он также выступил против торговли индульгенциями и призывал лишить папу - "жалкого, смердящего грешника" - светской власти и заставить его заниматься Библией и молитвенниками. Безусловно, Мартин Лютер - религиозный реформатор, но нельзя забывать, что он также писатель и переводчик на немецкий язык Библии, чем утвердил нормы общенемецкого литературного языка, так называемого Standarddeutsch или Hochdeutsch.
Попутно заметим, что Мартин Лютер никогда не прибивал свои знаменитые тезисы к церковным вратам. По крайней мере, не осталось никаких свидетельств такой акции, и сам Лютер об этом нигде не упоминал. 95 тезисов оказались "прибитыми" благодаря гуманисту и реформатору Филиппу Меланхтону, который в предисловии ко второму тому сочинений Лютера написал о том, что Мартин "публично прибил их к дверям церкви вблизи замка Виттенберг". Между прочим, во время этого события сам Меланхтон находился совершенно в другом месте и видеть этого никак не мог.
3 января 1521 года папа Лев Х своей буллой Decet Romanum Pontificem - "Надлежит римскому епископу" - окончательно предал Лютера и его сторонников отлучению. По имперскому праву вслед за отлучением должно было последовать изгнание. Однако император "Священной Римской империи германской нации" Карл V отнюдь не спешил в деле с Лютером. Для него оно не было первостепенным, кроме того, папство чересчур влезало в светские дела, интригуя против избрания нового императора в Германии. Лютер вполне мог оказаться на костре, как это произошло с богемским реформатором Яном Гусом, но его взяли под свою эгиду несколько имперских князей.
Современники Мартина Лютера - ученые-гуманисты превозносили его как "немецкого Геркулеса", "виттенбергского соловья", который способствовал зарождению у немцев чувства национальной общности. По иронии истории Реформации, у истоков которой стоял Лютер, отбросила формирование немецкой нации как культурного, так и государственного единства, по сравнению с другими странами Западной Европы. На своем гербе Лютер выгравировал одно латинское слово: Vivit ("он живет"). Несмотря ни на что, Лютер по-прежнему остается крупнейшей исторической фигурой, рождающей споры. В этом смысле - он живет.
В заключение хочу задать один вопрос: родоначальником какой конфессии или церкви принято считать Мартина Лютера? Конечно же, многие ответят, что он был основателем лютеранской церкви и протестантской конфессии. И, как это ни странно, ошибутся. Потому что ни к тому, ни к другому Мартин Лютер не имеет ровным счетом никакого отношения.
Реформаторское течение, основателем которого был скромный монах из Эрфурта, он сам называл "евангельское христианство", подчеркивая этим названием, что, по его мнению, авторитет Священного Писания для любого христианина должен стоять выше церковной традиции, авторитета Священного Предания и постановлений соборов (то есть, проще говоря: "Истина лишь в Библии"). Название "лютеранство" появилось лишь спустя пятьдесят лет после смерти основателя данной церкви, да и то прижилось не сразу.
Что касается протестантизма, то к этому термину сам Лютер не только не имел никакого отношения, так еще и яростно выступал против его использования для обозначения конфессии. Появился он следующим образом: в 1526 году Шпейерский рейхстаг (съезд высших аристократов империи и представителей от городов) по требованию немецких князей, симпатизирующих реформаторам, приостановил действие Вормсского эдикта против Мартина Лютера, согласно которому он был объявлен еретиком.
Однако 2-й Шпейерский рейхстаг в 1529 году под прямым давлением папы и императора отменил это постановление. В ответ на такое вопиющие вмешательство Рима в имперские внутренние дела шестью князьями и четырнадцатью свободными городами Священной Римской империи на рейхстаге в Германии был подан так называемый шпейерский протест. По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий - "протестантизм".
Так что, как видите, никакого "лютеранства" и тем более "протестантизма" Мартин Лютер не создавал. Что, правда, вовсе не отменяет его выдающихся заслуг в реформировании христианской церкви...
Игорь Буккер