Краткие истории. Катальная горка в Ораниенбауме

May 17, 2015 01:23

Катальная горка в Ораниенбауме
Как развлекалась русская знать в XVIII веке

1762-1774 гг. время постройки Катальной горки и Павильона || 532 м составляла протяженность трассы || 70 км/ч достигала скорость спуска || 84 000 000 руб. было потрачено в 2011 году на реставрацию Павильона, приуроченную к 300-летию Ораниенбаума. ©Другие краткие истории



Царский аттракцион

Ледяные горки под Санкт-Петер­бургом заливали еще при Петре I. Обер-архитектор Варфоломей Растрелли сделал катания всесезонными, - правда, исключительно для знатных особ, - соорудив в 1757 году в Царском Селе рукотворную гору, с которой можно было спускаться в специально оборудованных колясках как зимой, так и летом.




___Бюст Ринальди работы скульптора В. Э. Горевого, расположенный на Манежной площади в Санкт-Петербурге

Через несколько лет его переплюнул Антонио Ринальди, построив в Ораниенбауме Павильон с Катальной горкой для молодой императрицы Екатерины. К работе итальянец подошел с русским размахом: «стартовая площадка», на которую вела лестница из Павильона, располагалась на отметке 22 м (примерно на высоте 10-этажного дома), сама деревянная трасса протяженностью более полукилометра включала дополнительный подъем, который преодолевался за счет инерции, с последующим, еще более резвым спуском. Езда осуществлялась по врезанным колеям в одноколках, выполненных в виде гондол, русских саней, триумфальных колесниц и диковинных зверей; при этом дамы занимали сидячее место, кавалеры же стояли на запятках. Рассказывали, что Екатерина Алексеевна заставляла прокатиться «с ветерком» всех, кто оказывался на ее Собственной даче в Ораниенбауме, в том числе иностранных послов. И вскоре молва о царском аттракционе, получившем название «русских горок», достигла не только Европы, но и североамериканских колоний.



___Интерьер Павильона выполнен русскими и итальянскими мастерами в элегантном барочном стиле

Изящная монументальность

С годами Екатерина все реже наведывалась на Собственную дачу. Горка ветшала, приходила в негодность, и в 1801-м новоиспеченный самодержец Павел Петрович (ненавидевший все, что было связано с его матерью) велел закрыть ее. Полусгнившие деревянные скаты, равно как и каменное оформление, были разобраны. Единственным напоминанием о забавах галантной эпохи остался Павильон. Считается, что в этом монументальном и одновременно ажурном сооружении Ринальди отдал последнюю дань барокко, приветствуя классицизм: постройка сочетает в себе оба стиля. Это единственный в России сохранившийся памятник архитектуры XVIII века, в интерьере которого в качестве напольного покрытия использован искусственный мрамор. Да и тот чуть не погиб: в 1930 годы в помещениях Павильона - Вестибюле, Круглом зале, Охотничьем и Фарфоровом кабинетах - проводились выставки… рогатого скота. Племенные быки и мясомолочные телки, наводя ужас на амуров и психей, едва не уничто­жили наборный пол толщиной всего несколько миллиметров.



___А в оформлении парадной лестницы уже чувствуется классицизм

Первая реставрация Павильона была проведена в 1951-1958 годах, последняя на сегодняшний день - в 2011 году. Теперь это один из наиболее популярных туристических объектов двор­цово-паркового комплекса Ораниенбаума, по своей красоте уступающий разве что Большому Меншиковскому дворцу.

Алексей Шлыков
«Русский репортер», №48 (376), 22 января 2015

20-й век, правители, 18-19-ее века, путешествия и туризм, наследие, средневековье, народ и элиты, ссср, культура, архитектура и дизайн, памятники и достопримечательности, города и сёла, современность, история, санкт-петербург, отдых и развлечения, российская империя, музеи и выставки, биографии и личности, турция и византия, россия

Previous post Next post
Up