Ещё о
живописи Поволжья Первый дизайнер. Светлый мир Николая Арбузова
Спецпроект «Столицы С»: май-галерея Сергея Суворова
Николай Тимофеевич Арбузов воспитал целую плеяду профессиональных художников и дизайнеров.
©Ещё в
проекте Они успешно трудятся не только в Мордовии, но и в Москве, Санкт-Петербурге и за рубежом, выполняя крупные производственные, градостроительные и частные заказы…Арбузов родился в небольшом городке Хвалынске Саратовской области - на родине знаменитого Кузьмы Петрова-Водкина. Оттуда началось его путешествие в мир живописи. Образование получил в престижном Пензенском художественном училище. Затем вместе с другом Михаилом Петровичем Ефстафьевым получил распределение в Саранск. Некоторое время был главным архитектором при Совете министров МАССР, а потом ушел в армию. Его товарищ устроился в Художественный фонд…
2.
Свою будущую супругу Николай встретил еще в Пензе. Надежда Александровна вспоминает: «Была осень. Я ехала утром на работу. Стою на задней площадке троллейбуса, а молодой человек в джинсах и «вареной» рубашке сидит лицом ко мне и читает… художественный журнал! Удивительное дело! Я сразу обратила на него внимание. И вдруг нас начала обгонять лошадь, запряженная в телегу. Она везла большую канализационную трубу, которая задела обшивку троллейбуса. Раздался скрежет. Я закричала. Все стали активно обсуждать происшествие. Потом парень с журналом вышел вместе со мной. Мы направились в одну проходную. Как выяснилось позже, Николай подрядился делать панно к октябрьским праздникам в организации, где я работала… В общем, нас лошадь познакомила…»
3.
4.
После армии Николай Арбузов окончил Харьковский художественно-промышленный институт по специальности «художник декоративного искусства» и по приглашению Ефстафьева снова приехал в Мордовию. Было много заказов и работы в Художественном фонде. Следует заметить, что в то время Арбузов был единственным специалистом в республике, имеющим такое образование. Вместо дизайнеров использовали художников-прикладников. Также Николай Тимофеевич преподавал в училище им. Сычкова. Бывшие студенты вспоминают о нем с любовью и уважением. Многогранный был человек. Хорошо разбирался не только в живописи, но и в строительстве. Председатель Союза дизайнеров Мордовии Иван Щанкин с благодарностью вспоминает о своем учителе и коллеге: «Арбузов остается для нас примером для подражания. Когда мне предложили преподавать, я сказал, что не смогу, как Николай Тимофеевич, а хуже просто не пожелаю. Он очень переживал за студентов. Стремился, чтобы они нашли себя в профессии, передавал им весь накопленный опыт. Обучал работать с разными материалами - гипсом, металлом, витражной технике… Если у студента что-то не получалось, сам брал в руки кисть. Все показывал на личном примере…»
5.
6.
Арбузов не только контролировал рабочие моменты во время строительства различных объектов, но и объяснял, как правильнее сделать тот или иной элемент. И строители его понимали. Николай Тимофеевич не просто предоставлял чертежи, а специально вычерчивал лекала. Главная задача - чтоб все было в строгом соответствии с проектом. «Если вы хотите, чтобы объект соответствовал вашим задумкам, - говорил он ученикам, - сделайте все возможное - найдите нужный материал, контролируйте и т. д. Но никому не говорите потом, что я, мол, хотел вот так, а вышло по-другому. Это никому не интересно…»
7.
Однажды студентам вместо Арбузова прислали другого преподавателя. И они возмутились. Устроили «забастовку». Требовали вернуть Николая Тимофеевича. Для молодежи тогда все обошлось. А вот начальство стало хуже относиться к Арбузову. Получилось, что своим авторитетом он перечеркнул административные распоряжения…
8.
В советское время Николай Тимофеевич вместе с коллегами занимался оформлением фасадов зданий МВД, старого Главпочтамта, проектировал эмблему университета. На его счету много различных работ республиканского значения. Надежда Александровна вспоминает, как супруг создавал чеканку для почтового ведомства: «Очень трудоемкий процесс. Сначала Николай наносил очертания будущего рисунка на огромные листы алюминия, затем их клали на посыпанные песком столы. После этого окончательно выбивали изображение. А потом металл загибали в соответствии с чертежом…»
9.
10.
В середине 1990-х годов Арбузов вместе с другими художниками и дизайнерами работал над интерьерами будущего Музея боевой и трудовой славы. С Владимиром Рябовым создавал для него монументальную скульптуру Георгия Победоносца. В 2000-х Николай Тимофеевич совместно со Щанкиным реализовал проект ресторана «8 чудо света». Тогда для Саранска это было новое слово в дизайнерском искусстве. По словам директора ресторана Ирины Мордовиной, Арбузов сделал уникальные художественные росписи - изображения чудес света. Это настоящие произведения искусства, которые со временем нисколько не устаревают. Кстати, интерьер в данном случае начал выполнять просветительскую функцию…
11.
В житейском плане Арбузов был очень скромным. Не обращал особого внимания на быт. Настоящий творческий человек. Голова была настолько забита проектами, что жена побаивалась ездить с ним на машине. «Коленька, осторожнее, красный! А теперь поверни направо!» - подсказывала Надежда Александровна…
12.
13.
Однажды Ирина Мордовина попросила его сделать эскиз торта для московского кулинарного конкурса. Арбузов долго ходил по комнате с озадаченным видом. «Трон нужен… - наконец выдал он и задумался. - Как же его изобразить?» На помощь пришла жена: «Посмотри на пепельницу!» Сказано - сделано. Нарисовал трон, взяв за основу очертания пепельницы. В итоге кулинары «8 чуда света» выпекли торт в соответствии с эскизом и заняли первое место. Мордовина спрашивала об оплате, а ему сложно было оценить свою работу в деньгах. «Столько хватит?» - показывала заказчица. «Вполне», - кивал Арбузов.
14.
15.
Финансовая сторона его волновала меньше всего. Помогал Щанкин, который взял на себя все бумажные и юридические вопросы. Надежда Александровна вспоминает, как Олег Павликов пригласил мужа заняться преподаванием на строительном факультете. «Я сначала не пускала, ведь у него и так большая загруженность, а потом согласилась, - рассказывает она. - И вот месяц проходит, второй, третий, полгода, а зарплату все не дают. Я не выдержала, звоню Павликову: «А почему мужу денег не выплачивают?» «Как так? Он разве не знает, что надо на кафедру за расчеткой сходить? Маленький, что ли?» «Да, маленький, - заступаюсь я, - конечно, не знает, он лекцию студентам прочитал, и все на этом…» Потом мне Коля говорит: «Пошли со мной в бухгалтерию». И вот отправляемся за зарплатой. Я в очереди стою, он рядом…»
16.
17.
Если раньше работать в университете было интересно, то потом ситуация изменилась. «Студент пошел не тот, не видно в нем отдачи», - огорчался Николай Тимофеевич… Но в его жизни было много света! Арбузов буквально заряжал окружающих позитивной энергией. Все, кто даже случайно встречался с Николаем Тимофеевичем, это отмечали. Он был не отсюда. Словно пришел из эпохи Возрождения…
18.
19.
Самым грандиозным проектом дизайнера стала работа над интерьерами Национального театра, для которого он создал изображение музы и придумал люстру в виде устремленного к солнцу Мирового дерева. Иван Петрович Щанкин рассказывает: «Чтобы разместить этот светильник, пришлось разбирать плиты перекрытия, потому что строители не учли дизайнерского замысла и предполагаемый «колодец» закрыли. Пришлось потратить много сил и нервов, чтобы объяснить, как все должно быть. В итоге получилась красивая и уникальная композиция, объединяющая все три уровня…»
20.
Шикарно получилось! Потом в этом здании проходило международное совещание в рамках фестиваля финно-угорских народов. В нем участвовал Владимир Путин, иностранные лидеры… Работу строителей, художников и дизайнеров высоко оценили!
21.
22.
Надежда Александровна иногда бывает в Пензе и останавливается на том самом месте, где когда-то познакомилась с будущим мужем. На душе становится грустно и светло. Николай часто ей говорил: «Наденька, здесь нужно обязательно поставить памятник лошади - в знак нашей встречи…» У них была какая-то фантастическая связь - если кому-то из супругов становилось плохо, то другой на расстоянии это чувствовал. «Как же я буду жить без тебя?» - спросила она мужа незадолго до его смерти. «Очень просто», - ответил Арбузов…
23.
24.
Ученики и друзья, приезжая в Саранск из Питера, Москвы и других городов, обязательно посещают квартиру Николая Тимофеевича. А недавно на первом этаже ресторана «8 чуда света» было открыто арт-кафе «Арбузов». Его дизайн разрабатывал сын Арбузова - Тимофей. В дальнем углу за бархатными шторами висят две картины. Глядя на сдержанные и сложные в цветовом плане работы художника, кажется, что мир немного замедлил свой бешеный ход. И на душе становится светлее…
Сергей Суворов
«Столица С», Саранск, 30 мая 2015