Другие
русские народные промыслы, а также
Красота федоскинской миниатюры Миниатюра из Федоскино
Федоскинская фабрика миниатюрной живописи / Народные ремёсла и промыслы
Федоскинская миниатюра - вид русской лаковой живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
© Производство изделий возникло в 1795 году, когда купец П.И. Коробов организовал в этих местах козырёчное производство.
2.
Позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера в Брауншвейге, где перенял технологию изделий из папье-маше.
3.
На своей фабрике он завел изготовление популярных в то время табакерок. Вначале на их крышки наклеивали покрытые лаком гравюры.
4.
Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки стали украшать миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.
5.
После Коробовых фабрика по родственной линии перешла в собственность московских купцов Лукутиных, которым принадлежала на протяжении 85 лет. Расцвет производства приходится на вторую половину XIX века, изделия этого времени называют «лукутинскими».
6.
Многие мастера фабрики были выходцами из иконописных мастерских Сергиева Посада и Москвы, некоторые имели художественное образование, полученное в Строгановском училище.
7.
Мастер во время изготовления шкатулок из папье-маше на Федоскинской фабрике лаковой миниатюры.
8.
Для изготовления маленькой коробочки требуются рулоны древесного картона. Это основа для папье-маше, из которого выполняется корпус шкатулки. Картон проклеивают в несколько слоев, кладут под пресс, а затем с помощью формы-болванки создают хрупкую основу будущей шкатулки.
9.
Получившуюся коробочку опускают в горячее льняное масло и тщательно проваривают, чтобы картон как следует пропитался. Масляную коробочку отправляют в печку на просушку.
10.
Получившееся папье-маше обладает качествами настоящей древесины - его можно резать или даже обрабатывать на токарном станке.
11.
Федоскинская лаковая миниатюра исполняется масляными красками в три-четыре слоя - последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики).
12.
Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал (металлический порошок, сусальное золото) или делаются вставки из перламутра. Просвечивая сквозь прозрачные слои красок, эти подкладки придают изображению глубину и эффект свечения.
13.
Роспись изделия из папье-маше на Федоскинской фабрике лаковой миниатюры.
14.
Федоскинская лаковая миниатюра.
15.
Роспись изделия из папье-маше на Федоскинской фабрике лаковой миниатюры.
16.
17.
18.
Покрытие готовой миниатюры лаком.
19.
Полировка федоскинской лаковой миниатюры.
20.
Федоскинская лаковая миниатюра.
21.
22.
Источник фото: Станислав Красильников, Григорий Сысоев, Борис Кавашкин / ИТАР-ТАСС
© SmartNews, январь 2014