Кладезь вдохновения «Царицыно»

Aug 24, 2015 01:34

Ещё памятники и достопримечательности Москвы
Оригинал взят у raven-yellowЦарицыно
«Царицыно - вот кладезь вдохновения!
Здесь собрана величия пора.
Твой Хлебный дом приводит в восхищение,
И интерьеры царского двора.»
А. Плющакова Наследие Москвы

Музей-заповедник «Царицыно» - крупнейший музей-заповедник в городе. Он включает в себя Царицынский дворцово-парковый ансамбль с комплексом дворцовых построек, царицынскими прудами и пейзажным парком. Территория музея-заповедника с 1998 года входит в состав особо охраняемой природной территории «Царицыно».По теме: Концерт в Хлебном доме || «Русское поле» в «Царицыно»



Текст читать не обязательно. Он скучный и исключительно информационный, взятый в основном из Сети. Он предназначен для тех, кто соберётся посетить этот замечательный дворцово-парковый комплекс.Даже такая огромная территория имеет уникальный адрес: ул. Дольская, д.1.




2.
Добираться на общественном транспорте надо до станций метро «Царицыно» или «Орехово», далее пешком, всё рядом. Добираться на автомобиле надо с Новоцарицынского шоссе, Шипиловского проезда, улицы Липецкая, улицы Шипиловская.



3.
Деревня, на месте которой сейчас расположен парк Царицыно, когда-то принадлежала сестре Бориса Годунова Ирине, и называлась селом Богородским. В Смутное время деревня была полностью уничтожена, а местность эта переименована в пустошь Чёрная грязь и впоследствии перешла во владение бояр Стрешневых.



4.
Следующими владельцами села оказались фавориты царевны Софьи, сестры Петра Первого, князья Голицыны, но после низложения царевны Петр I конфисковал его и впоследствии и пожаловая Дмитрию Кантемиру, молдавскому господарю, союзнику России в войне с Турцией.



5.
Весной 1775 года императрица Екатерина II, проезжая во время прогулки из Коломенского по территории Чёрной Грязи, была очарована красотами поместья и выкупила его у князя Сергея Дмитриевича Кантемира. Императрица заплатила за усадьбу 25 000 рублей, при том, что князь был готов продать её за 20 000.



6.
Мы подходим к Царицынским прудам. Пересечь их можно двумя маршрутами. Первый - по пешеходным мостам, между которыми на острове прямо посреди Нижнего пруда расположен светомузыкальный фонтан.



7.
Это С-образный искусственный остров, его диаметр составляет около ста метров. Существует легенда, что именно на этом острове в 1775 году князь Григорий Потёмкин устроил фейерверк в честь императрицы, сопровождавшийся салютом из трофейных турецких пушек.



8.
Каскад Царицынских прудов формировался на протяжении XVI-XVIII веков. Верхний и Нижний пруды появились в то время, когда имением Чёрная Грязь владели бояре Стрешневы. Нижний носит второе название "Шипиловский", а Верхний - "Английский".



9.
Верхний Царицынский пруд считается самым красивым в каскаде. К нему выходят Малый дворец и Оперный дом. На пруду имеются два искусственных острова, «Утиный» и «Русалочий» с аркой-руиной.



10.
Тут мы видим «Утиный» остров, на котором утки гнездятся и отдыхают. А посетители парка с берега подкармливают их хлебом.



11.
Второй путь лежит через Царицынскую плотину, разделяющую Нижний и Верхний Царицынский пруды, мимо домика смотрителя. Плотина построена взамен пришедшей в негодность, по проекту архитектора К. И. Бланка в 1777-1779 годах.



12.
Храм «Живоносный источник» во имя иконы Божией Матери в Царицыне в том виде, в котором мы видим его сегодня, был построен при молдавских господарях Кантемирах в 1765 году.



13.
Во время Великой Отечественной войны рядом с Церковью в одном из частных домов Царицына жила святая блаженная старица Матрона Московская (Матрона Дмитриевна Никонова).



14.
Есть легенда о том, что Сталин, в дни, когда немецкие войска уже подошли к Москве, приехал сюда и спросил у Матроны совета производить эвакуацию правительства из Москвы или нет. Матрона предсказала поражение немцев и эвакуацию не произвели.



15.
Пройдя по аллее через плотину между прудами, мы проходим под Фигурным мостом, который воспринимается как въездные ворота в усадьбу. Он построен в 1778 году по проекту Баженова. Удачное расположение моста обеспечивает эффект внезапности раскрытия дворцовой панорамы перед взором посетителя.



16.
Этот краснокирпичный мост, возведённый по принципу виадука, декорирован богато и разнообразно: необычная кирпичная кладка образует геометрические рельефы, по бокам белокаменные георгиевские кресты.



17.
И, наконец, мы попадаем на площадь перед главным дворцом. Здесь сразу бросаются в глаза руины, представляющие собой фундамент бывшего Большого Кавалерского дворца. Это был самый крупный из баженовских дворцов в Царицыне. После его осмотра Екатериной, оставшейся недовольной, он простоял ещё девять лети был разобран на стройматериалы.



18.
"В окрестностях Москвы нет ни одного дворца, где можно с удобством прожить лето", - досадовала в 1774 г. Екатерина II. В 1775 году императрица дала задание своему придворному архитектору Василию Баженову разработать проект подмосковной увеселительной резиденции. Государыня высказала несколько пожеланий: чтобы постройка была в «мавританском» или «готическом вкусе», и чтобы парк обустраивался как пейзажный. Немаловажно, что этот проект был первым заданием подобного рода для русского архитектора: со времён Петра I и до Елизаветы Петровны строительством императорских резиденций в основном занимались иностранцы.



19.
Баженов пошел по интересному пути строительства не одного большого дворца, а пяти автономных зданий (для Екатерины, цесаревича, светских увеселений и кабинетных занятий). К лету 1785 г. строительные работу подошли к концу, и зодчий ждал указаний Императрицы по поводу внутренней отделки зданий.



20.
Однако, посетив дворец в июне 1785 г., Императрица повелела, что дворец "внутри должен быть изменён, ибо так в нем было бы невозможно жить". Своды она нашла "слишком тяжёлыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, апартаменты слишком тёмными, лестницы слишком узкими."



21.
Баженов, хоть и был обижен, вполне мог сам справится с переделкой интерьеров (а большего царица и не требовала), но к делу привлекли еще и М.Казакова, который считался другом Баженова и славился искусством перестраивать здания на новый лад. Однако, он предложил снести Баженовский дворец и построить совсем новый, меняя общую концепцию ансамбля с "увеселительной" на "парадную".



22.
Взамен трёх двухэтажных и сравнительно небольших баженовских дворцов, построенных в "готическом вкусе" он спроектировал грандиозный трехэтажный дворец с огромным парадным тронным залом.



23.
Решение императрицы на многих произвело должное впечатление: очевидно, что Василий Баженов попал в опалу, и ему был явлен «монарший гнев». Баженов от строительства был тут же отстранён, новым архитектором царицынской резиденции был назначен его ученик, Матвей Казаков, что стало ещё одним унижением для отставленного зодчего.



24.
Трудно предположить, что чрезвычайно одарённый архитектор, до того успешно построивший не одно здание, мог так грубо просчитаться в пропорциях. Скорее всего вердикт Екатерины - «здесь невозможно жить» - был только предлогом для отстранения Баженова.



25.
Некоторые исследователи предполагают, что подлинными причинами монаршего гнева стали принадлежность Баженова к масонам и его тайные контакты с цесаревичем Павлом Петровичем. Вероятно, Екатерина углядела зачатки заговора и решила пресечь его на корню. Вообще, масонство Баженова нашло явное отражение в царицынских постройках. Декор многих зданий, загадочные кружевные каменные узоры отчётливо напоминают масонские шифры и эмблемы. Царицыно нередко именуют «архитектурным справочником» масонской символики.



26.
Так Царицыно потеряло единый гармоничный баженовский облик, но и не приобрело черт официальной резиденции (так как изначальной идее Казакова не суждено было воплотиться), и стало даже несколько мрачноватым.



27.
Екатерина тем временем потеряла к нему интерес, а 6 ноября 1796 г. она скончалась. Весной 1797 г. Павел I посетил Царицыно и даже удостоил Казакова приглашением к царскому столу, но после возвращения в Петербург повелел "в селе Царицыно никаких строений не производить".



28.
Три постройки царицынского ансамбля называются «Кавалерскими корпусами». Постройки имеют ряд интересных архитектурных особенностей, в них выявилось то, что иногда называют баженовской «поэзией геометрии» - формы зданий решены с особой выдумкой. Первый Кавалерский корпус имеет форму квадрата с изъятой со стороны угла трапециевидной частью.



29.
Второй Кавалерский корпус имеет восьмиугольную планировку, за что иногда называется «Восьмигранником».



30.
Второй и Первый Кавалерские корпуса, вероятно, предназначались для дворцовой прислуги. Они имеют общие черты в оформлении - портики с изящными кирпичными колоннами и фронтоны-кокошники со сходным рисунком.



31.
Третий Кавалерский корпус (иногда именуемый Дворцом с круглой залой) по своему стилю и оформлению сильно отличается от двух других. Изящная постройка, возведённая в 1776-1779 годах, увенчана башенкой-бельведером.



32.
Самая крупная сохранившаяся постройка Баженова в Царицыно это Хлебный дом. Своё второе название корпус получил по двум горельефам-эмблемам в виде каравая с солонкой, украшающим фасады. Над ними размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль). «С» выполнена в форме калача, а «Х» напоминает скрещённые линейки - намёк на принадлежность к масонству Баженова.



33.
Кухонный корпус представляет собой в плане квадрат со скруглёнными углами и имеет внутренний двор, ныне превращённый в атриум. На дворцовую площадь ансамбля он выходит под углом, замыкая собой перспективу площади.



34.
Декоративное сооружение, расположенное между Хлебным домом и Большим дворцом в виде галереи, прерывается в середине аркой с шипами. Оно не несёт на себе никакой функциональной нагрузки. Когда-то предполагалось, что галерея должна была служить для связи Кухонного корпуса и дворца (например, для подачи блюд к столу), но в этих зданиях отсутствуют выходы непосредственно в галерею и они никогда не существовали.



35.
Видимо, единственная цель создания арки-галереи - зрительно связать дворцы и Кухонный корпус. Общий силуэт арки-галереи напоминает сказочную декорацию. Необычны опоры арки - они богато украшены пирамидальными пинаклями, колоннами и белокаменными сердечками.



36.
Во дворике мы видим павильон входа в подземный вестибюль музея, воспроизводящий контуры утраченного Управительского дома. Чего там под землёй только нет!



37.
Памятник архитекторам Василию Баженову и Матвею Казакову расположен на лужайке с торца Большого дворца, рядом с галереей-оградой. Автором является скульптор Леонид Михайлович Баранов.



38.
Матвей Казаков изображен с зажатой подмышкой шляпой и шпагой, а Василий Баженов со свернутыми в рулон архитектурными планами. Автору памятника удалось изваять портретное сходство архитекторов и передать в скульптурном изображении разность характеров.



39.
Чтобы сфотографироваться между ними, иногда надо отстоять небольшую очередь. Баженов как бы держит человека за шкирку, а второй рукой указывает на него и вопрошает коллегу: "Вот это - это что такое?"



40.
Баженовский Малый (Полуциркульный) дворец, построенный в 1776-1778 годах, стал естественным завершением рукотворного холма-пирамиды, повторив его форму. Здесь проявилось высокое мастерство архитектора, нашедшего точные пропорции и формы, чтобы идеально вписать постройку в ландшафт.



41.
Средний дворец (Оперный дом) - одна из лучших построек Баженова не только в Царицыне, но и в его творческом наследии; его нередко сравнивают с гигантским резным ларцом для драгоценностей. Дворец возводился в 1776-1778 годах и предназначался, вероятно, для небольших официальных приёмов, проведения придворных церемоний, а также для театральных представлений и придворных увеселений Екатерины II.



42.
Фигурные (Виноградные) ворота расположены возле Оперного дома. Они акцентируют условную границу между дворцовой и пейзажной частями парка. Своё второе название ворота получили благодаря украшению-гирьке в виде виноградной грозди. Ворота стали своеобразным символом царицынского ансамбля.



43.
В парке изредка попадаются курганы-могильники вятичей, которые выглядят как небольшие холмики.



44.
Павильон «Миловида», построенный установлен в одной из самых живописных частей парка. Здесь среди густых посадок раскрывается вид на залив пруда с искусственным островом.



45.
Башня-руина - самая романтичная царицынская парковая постройка. Предание связывает её возникновение с судьбой авантюристки, известной как княжна Тараканова. Когда граф Алексей Орлов по заданию Екатерины II отправился в Италию на поиски и поимку княжны, с ним на корабле был некий художник, делавший во время поездки зарисовки достопримечательностей. Миссия останавливалась на Ионических островах и здесь художник набросал несколько эскизов с развалинами древней крепости. После его возвращения в Петербург с рисунками ознакомилась императрица, и они ей так понравились, что Екатерина распорядилась возвести в Царицыне такую же руину.



46.
За особенности лестницы, ведущей к площадке, сооружение прозвали «чёртовой лестницей» или «чёртовой горой»: по ней легко было взобраться, но нелегко спуститься. Московские газеты конца XIX века сообщали о травмах, полученных здесь подвыпившими посетителями.



47.
На верхотуре мы видим женскую часть моей семьи. К сожалению, они расположены против солнца, кадр засвечен.



48.
Беседка «Храм Цереры» находится на том месте, где в июне 1775 года располагался шалаш, в котором отдыхала Екатерина II и её двор, с этого холма императрица наблюдала за праздником сенокоса, устроенным Григорием Потёмкиным.



49.
Внизу, в середине Верхнего пруда расположен «Русалочий» остров с аркой-руиной. «Арка на острове» сразу же получила второе прозвание «Жилище русалок» (позднее «Русалкины ворота»). На береговой лужайке возле «Арки-руины» девушки окрестных деревень собирались в дни широко отмечаемого в Царицыне праздника Троицы и водили хороводы на «русальную неделю».



50.
В парке реконструирован один из несохранившихся царицынских гротов. Он сооружён в виде ниши из красного кирпича и грубых необработанных камней. Внутри на невысоком постаменте установлена скульптура нимфы Наяды, бережно держащей в руках цветок кувшинки.



51.
Как туда забралась группа детей, совершенно непонятно. Сидят, хохочут и ничего не боятся. Это не дети, а просто какие-то мартышки.



52.
А вот наши "мартышки", любимые племянницы, Адя и Дося. Как раз напротив хохочущих детей.



53.
В парке есть несколько так называемых "гротесковых мостов". Слово «гротесковый» происходит от старинного названия грубооколотого, рустованного камня, примененного в отделке моста.



54.
Большой гротесковый мост - один из трех однопролётных арочных мостов, соединяющих склоны сухого оврага в южной части Царицынского пейзажного парка.



55.
Малый гротесковый мост.



56.
Павильон «Нерастанкино» был построен в 1803 году по проекту архитектора Ивана Васильевича Еготова «для отдохновения посетителей», в связи с устройством публичных гуляний в Царицыне.



57.
Исчезнувшая в середине XIX века парковая скульптура в Царицыне была возрождена в 2007 году. В разных уголках парка появились несколько статуй (Минервы, Дианы, Флоры, дриады), выполненных Александром Бургановым.



58.
Оранжерейный мост не связан с творческой деятельностью Баженова или Казакова; он построен в начале XIX века. Мост расположен вблизи Хлебного дома и строился, чтобы облегчить сообщение между хозяйственной частью с оранжереями и обширными царицынскими плодовыми садами, располагавшимися на другой стороне оврага.



59.
Царицынское оранжерейное хозяйство в первой половине XIX века было самым лучшим под Москвой, его продукция славилась отменным качеством и приносила хорошие доходы.



60.
Оранжерейный комплекс состоял из апельсинной, померанцевой, персиковой, виноградной, ананасной оранжерей; в них также выращивались арбузы, абрикосы, лавровые и оливковые деревья, декоративные кустарники - мирты и олеандры, множество клумбовых растений, которые высаживались в парк. В баженовской оранжерее содержалась коллекция редких тропических растений.



61.
Большой мост через овраг (иногда его называют Готическим мостом) строился в 1778-1784 годах с перерывами. При возведении моста пришлось забить более двух тысяч свай для укрепления грунта, оказавшегося слишком зыбким. В 1784 году мост был закончен, недоставало только парапета. Баженову не удалось здесь полностью воплотить свой авторский замысел: парапет у моста появился лишь в начале XIX века и отличался от задуманного архитектором.



62.
Это самый крупный из сохранившихся мостов XVIII века. Ряд декоративных деталей моста образно выражают масонские идеи Баженова: к символике масонов относятся солнечные лучи, обрамляющие полукруглые арки (намёк на Всевидящее Око - христианский символ, ставший также одним из главных масонских символов) и скрещённые мечи в квадратах, символизирующие верность масонскому братству и справедливость.



63.
Под конец несколько интерьеров Большого дворца.



64.



65.



66.



67.



68.
Карта. Это тот случай, когда карта, хоть и очень мелкая, может кому-то пригодиться.



69.
Прошу прощения за множество фотографий и длинный текст, но что-то выбросить рука не поднимается.

интересно, правители, путешествия и туризм, наследие, экскурсии, известные люди, культура, искусство, архитектура и дизайн, природа и экология, памятники и достопримечательности, мифы и мистификации, города и сёла, современность, масоны, история, музеи и выставки, российская империя, фото и картинки, биографии и личности, россия, москва, мастер

Previous post Next post
Up