Ещё о
живописи Поволжья Бесценные дары Александра Родионова
Спецпроект «Столицы С»: арт-галерея Сергея Суворова
Берлинская биеннале… Внутреннее помещение старинной церкви св. Елизаветы закрыли специальными белыми панелями, на которых каждый художник мог нарисовать все что угодно… Отправной точкой по условию церковников стал крест на алтаре, а дальше - что душа пожелает…
©Ещё в
проекте Александр Родионов
А в это время в Саранске заведующая научно-исследовательским отделом Республиканского музея им. Эрьзи Наталья Васильевна Холопова рассказывает мне историю Александра Родионова, чья жизнь была полна самоотречения и преданности искусству…Когда художник умер, на могиле его вдова Елена Ивановна поставила скромный деревянный крест, верхнюю часть которого обтянула холстом. И был в этом некий символ. Крест Художника он пронес до конца своих дней…
Встреча на творческой даче «Челюскинская» перевернула их жизнь. Александр Александрович оставил первую жену, и в конце 1961 года вместе с Еленой Ивановной переехал из Мурома в Саранск. Впереди были 16 лет, наполненных любовью и творчеством…
2.
«На земле мордовской» - так называется его самое эпичное полотно. На заднем плане - свежевспаханная земля с новостройками, а впереди - девушка в ярком мокшанском костюме. По первоначальному замыслу вместо нее должен был возвышаться хозяин земли - мужчина-богатырь, для этого Родионову даже позировал хорошо сложенный и статный Валентин Попков. Но планы нарушили две подружки - темненькая Зина и светленькая Рита. Шумные. Веселые. Так Зинаида Аксенова стала прототипом той самой мокшанской красавицы… Пока Елена Ивановна хозяйничала на кухне - готовила перцы, баклажаны, которые были традиционными для ее ростовской жизни, Родионов мастихином наносил на холст большие эмоциональные мазки…
3.
Заслуженный работник культуры Мордовии Маргарита Ивановна Сурина вспоминает свои встречи с художником. Первая произошла так: «Лето, каникулы… О нас снимали телеочерк. Мы с Зиной пришли домой к нашему преподавателю Петру Федоровичу Рябову, чтобы попросить аудиторные работы. Он был занят. Ждем в кухне, сидим на подоконнике, смеемся, болтаем ногами. На мне был синий бостоновый сарафан, на Зине - белая кофта и юбка. У меня длинная белая коса, у подруги - жгучая черная. Слышим раскатистый хохот из коридора, поворачиваемся, а в дверях стоит высокий, плечистый мужчина и говорит: «Батюшки, какие забавные девчонки! Ой, я хочу вас написать!» Познакомились. Это оказался художник Родионов, недавно приехавший из Мурома со своей женой. Владимир Дмитриевич Илюхин его в Саранск пригласил. В выходные с замиранием сердца пошли к Александру Александровичу. Он тогда получил небольшую комнату в коммунальной квартире. Два помещения занимал художник Дмитрий Писчасов, а в одной ютились Родионовы. Жили они скромно. У Писчасовых был ковер, тахта, кресла, а у Родионова из мебели только книжный шкаф, набитый книгами, топчан, стоявший на кирпичах, стол и мольберт. Все… Мы встали в дверном проеме, позируем. Я как бы приоткрываю дверь, а Зина - сзади меня, на плече положила голову и хитренько так смотрит…» У всех художников разные подходы к первоначальному этапу работы. Например, Виктор Беднов и Валентин Попков очень скрупулезные в этом плане были, никогда не использовали покупные холсты, потому что они были плохого качества и краска со временем с них облетала. Сами все делали - «от и до». Родионов предпочитал брать уже готовые холсты, которые для обезжиривания и лучшей «связки» натирал чесноком. Он был художником импульсивным, желал как можно быстрее и монументальнее запечатлеть увиденное, поэтому не всегда соблюдал технологии - сочетал не сочетаемые краски и т.д. В итоге многие работы через какое-то время приняли не выставочный вид. «На земле мордовской» в том числе. Хотя искусствоведы подготовили ей место в экспозиции музея. Художник Валентин Коротков, как реставратор, объясняет, что одну часть холста он сможет закрепить, а другая осыплется…
4. В морозный день
«В искусстве республики Родионов, безусловно, был новатором, он совершил своего рода переворот, - говорит Маргарита Сурина. - В 19 веке в России появились передвижники, живопись которых была социально заостренной. Советские художники стали как бы их правопреемниками и в результате победил соцреализм. Федот Сычков пишет картину «Выходной день в колхозе», Владимир Илюхин - «Встречу Суворова с Ушаковым в Севастополе», Виктор Хрымов - «Калинин среди крестьян Мордовии в 1919 году». И вдруг Родионов, который, кстати говоря, окончил Репинский институт, выдает совершенно уникальные полотна, абсолютно бессюжетные, но свежие и оригинальные. После Федота Сычкова в изобразительном искусстве Мордовии еще не было произведений, которые бы в такой емкой форме сумели воплотить образ нашего края. Родионов очень декоративен, поскольку жил в Муроме и по своим идейным взглядам на искусство был близок к художникам Владимирской школы - Владимиру Юкину и Киму Бритову…»
5. Колхозница
Отметим, что в начале творческого пути Александр Александрович тоже писал картины на социально значимые темы - «Ополчение на Колчака 1919 года», «Михаил Калинин в железнодорожных мастерских». Но по-настоящему талант живописца раскрылся именно в Саранске. Здесь он нашел образы, которые стали созвучны его восторженной душе…
«Он попросил, чтобы я принесла все свои платья, - продолжает рассказ Маргарита Ивановна. - Выбрал сначала красное, потом остановился на кремовом с ромашками. Не хватало яркого акцента - повязал красный галстук. Так появилась «Пионервожатая». А когда приехала Зина, написал ее в красной кофте. Получилась «Комсомолка». А потом говорит: «Приведите еще одну подружку». Мы позвали Галю Степан. Наше трио Родионов назвал «Ровесницы». На картине изображены три девушки, олицетворяющие юность, свежесть, красоту. Причем художник передал характер каждой из нас. Одна - более открытая, другая сдержанная, третья - с хитрецой. Причем, делал это с помощью цвета. Лепил форму, нанося ритмичные пастозные мазки…»
6. Дары осени
«Родионова трижды выдвигали на Госпремию республики, и трижды ее не давали, - говорит Наталья Холопова. - Он заслуживал такой награды. Да и деньги были необходимы. Мы специально делали его претендентские выставки, которые были прекрасны! Но премия доставалась кому-то другому. Родионов понимал свой уровень. В журнале «Огонек» только его работы печатали и Мухина…» Эмоциональный и душевно ранимый художник тяжело реагировал на творческие перипетии и провокации. Некоторым коллегам того периода, попросту говоря, был не нужен сильный конкурент в лице Родионова. У художника каждую весну и осень стали случаться психические обострения. Хотя агрессивным он не был. Медицинские препараты окончательно подорвали здоровье. В период ремиссий Родионов заходил в музей к искусствоведам и спрашивал: «А не застоялся ли у вас чайничек?» Наливал в граненый стакан чифиря и залпом выпивал. Улыбался сквозь толстые линзы очков и шел дальше. Он все прекрасно понимал - и свое неприглядное положение, и тяжелые материальные условия, и то, что Елена Ивановна сильно переживает, но такова видно доля его. В этом водовороте жизни неизменным до конца оставались забота жены и звонкая живопись художника… «Конечно, грустно, что мои «Комсомолка» и «На земле мордовской» не выставлены в музее из-за того, что я использовал несмешиваемые друг с другом краски, - возможно, думал Родионов. - Но посмотрите, как удивительно трогательно получилась четырехлетняя девчушка на картине «Дары осени». Ради этого стоило пройти все - и голодное послевоенное время и умопомрачение психиатрической больницы…» «Мы долго не ходили к Александру Александровичу из-за его болезни, - продолжает Маргарита Сурина. - И однажды, перешагнув порог, ахнули - на мольберте стояли «Дары осени». Настоящий шедевр…» Вот как родилось это произведение. Рядом с Родионовыми жила маленькая девочка Наташка. Елена Ивановна ее приглашала, подкармливала, заботилась о ней как о родной, наверное, потому что еще были живы воспоминания о своем ребенке, который умер во время войны… Однажды привезли капусту. Родионов посадил девочку на пол среди белесых кочанов, поставил эмалированный таз с морковью и репой, расстелил мордовский сарафан. Как клумбу девчушку украсили созревшие осенние дары: подсолнухи, бурые помидоры, пузатая свекла, перцы, золотистый лук, оранжевая морковь! Ребенок будто игрушки обнял таз с овощами и с детской непосредственностью стал грызть репу. Картина наполнена нежным лучистым светом, добротой… Наверное, не зря говорят, что детей находят в капусте. В этом определенно что-то есть… «Дары осени» Александр Александрович создал быстро - практически за месяц. Сейчас картина находится в постоянной экспозиции музея имени Эрьзи…
7. Портрет жены
Родионов умер в 1977 году. Елена Ивановна пережила его на 26 лет - успела состояться как скульптор и замечательный керамист. Тяжело заболев, женщина чувствовала, что дни ее сочтены, но, отказавшись от операции, уходила из этого мира человеком глубоко верующим, мученицей… Всю бесценную коллекцию произведений Родионова и свои работы Елена Ивановна завещала музею. «Сотрудники нашего отдела часто ее навещали, - вспоминает Наталья Холопова. - Приносили продукты, все самое необходимое… А накануне смерти министерство культуры перечислило ей 40 тысяч рублей. Но эти деньги уже были не нужны…»
Осень приносит свои золотые дары. Художники сбивают перекресты подрамников и натягивают мозолистыми руками холсты, наставляя их держаться крепко и звенеть как барабан долго-долго, чтобы то настоящее, живое никогда не прерывалось…
Сергей Суворов
«Столица С», Мордовия, 19 сентября 2015