Ещё о
путешествующих Лететь вокруг Земли страшно, но это моя мечта
Лента Конюхова Федора Филипповича / Наши люди
Фёдор Конюхов: - 19 ноября в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвященная моему предстоящему кругосветному путешествию на воздушном шаре «Мортон».
©Ещё с
Конюховым Очень символично, что это мероприятие произошло именно в день рождения известного российского мореплавателя и основателя Русского географического общества Ивана Федоровича Крузенштерна, ведь именно он осуществил первую русскую кругосветную экспедицию.Поддержать мое выступление и первую презентацию кругосветного проекта приехали мой сын Оскар, который руководит проектом, а также представитель Департамента культуры города Москвы Василий Овчинников и первый вице-президент Русского географического общества Артур Чилингаров.
Русское географическое общество всегда поддерживает проекты вроде моего полета на воздушном шаре. Кстати говоря, в прошлом году Русское географическое общество вручило мне золотую медаль имени Н.Н. Миклухо-Маклая за осуществление одиночного перехода через Тихий океан на весельной лодке «Тургояк» и другие многочисленные экспедиции.
В пресс-конференции принял участие мой давний друг, президент ГК «Мортон» Александр Ручьев. Александр подчеркнул, что Россия - это страна победителей и грандиозный проект полета вокруг Земли на воздушном шаре очень важен для нашей страны. Он напомнил, что в 2016 году Русскому техническому обществу, которое еще называют Императорским русским техническим обществом, исполнится 150 лет. Кроме того, в 1887 году Дмитрий Иванович Менделеев совершил полет на аэростате и провел опыты по наблюдению солнечного затмения. А вопросом оснащения воздушного шара Дмитрия Ивановича как раз занималось Русское техническое общество. Очень знаковый момент, что именно РТО сейчас занимается техническим оснащением воздушного шара «Мортон». Причем оборудования будет чуть больше, чем в «Боинге». Гондолу оборудуют спутниковой связью, радиосвязью, транспондером, буями слежения, двумя видеокамерами внутри и двумя снаружи - для того чтобы снять документальный фильм об этом полете.
Президент ГК «Мортон» Александр Ручьев / Фото: Алексей Совертков
Подобный фильм снимали Бертран Пикар и Брайан Джонс в 1999 году, когда они с третьей попытки совершили успешный полет вокруг света на воздушном шаре. На примере их шара Breitling Orbiter 3 мы показали, как будет раскладываться и заполняться гелием оболочка воздушного шара «Мортон». На это потребуется около 20 часов, нужно все делать аккуратно и медленно, чтобы ни в коем случае не повредить оболочку. Конструкция получится очень высокая - 56 метров. Но шар накачивают лишь на 60%, потому что при воздействии солнечной радиации газ расширяется. Это очень важный момент, который необходимо учитывать при полете. Днем, пока светит солнце, я должен контролировать, какую высоту набирает шар. Ограничение по высоте полета - 11 тысяч метров, иначе шар просто лопнет. Поэтому нужно время от времени стравливать газ, чтобы оставаться в заданном эшелоне. Зато вечером газ сжимается, ночами я буду лететь буквально над поверхностью океана, и тут моя задача - лететь как можно ниже, так как газовые горелки эффективно работают в контакте с кислородом. Поэтому ночью спать мне будет нельзя, лишь до обеда у меня будет свободное время - между 8 и 12 часами.
Но на этом сложности в управлении воздушным шаром не заканчиваются. Необходимо еще попадать в воздушные потоки, которые и поведут шар вперед - на восток. Их направление и скорость мне будут подсказывать метеорологи из Бельгии. Они будут учитывать и направление потоков воздуха, это очень важно, потому что меня может отнести или в Антарктиду, или к экватору, и тогда я не смогу финишировать в Австралии. Из-за таких сложностей приходится работать не только над разрешениями для полета, но и над получением страховок. Одна страховка - для того чтобы спасатели из Чили, Аргентины или Австралии подобрали меня, если, не дай Бог, шар упадет в океан. А вторая нужна на тот случай, если я упаду на какой-либо поселок или город. Представьте себе: на взлете мой воздушный шар будет весить 10 тонн, а при посадке - три тонны. Что если такая махина упадет сверху? А ведь у меня на борту еще и баллоны с газом. Часто меня спрашивают: почему я лечу один? Вот как раз из-за таких рисков. Как священник я не могу подвергать жизнь другого человека опасности. Ведь это моя идея, которую я вынашивал более 20 лет. Конечно, у меня самого есть страх, и я его очень отчетливо чувствую. Но мне помогает то, что я к этому полету очень серьезно готовлюсь. У меня есть дневники с вырезками из газет, которые я собираю с 1993 года. Там вся информация, которую я смог найти о Стиве Фоссете, Пикаре и Брэнсоне. Меня вдохновляет их пример.
Журналисты спрашивали меня, какие рекорды я хочу побить в своей экспедиции. Я хочу просто пролететь. Если я совершу кругосветное путешествие с первого раза - это и будет главный рекорд, такое еще не удавалось сделать никому. Поэтому я сейчас использую любую возможность, чтобы потренироваться в управлении воздушным шаром. Моим наставником стал пилот-инструктор и вице-президент Федерации воздухоплавания России Иван Меняйло, он специально для меня разработал программу подготовки. Мы тренировались на тепловом аэростате в Дмитрове, Туле и Италии, а на газовом аэростате тренировки проходили в Германии на высоте 5500 метров, там я учился дышать в кислородной маске. Сейчас мы регулярно совершаем полеты в Заокском районе Тульской области и планируем установить мировой рекорд по нахождению в воздухе на аэростате подкласса AX-9 (4 000 м3). Наша задача - продержаться 30 часов без посадки. Полет запланирован на январь, самый холодный месяц. Кроме того, в апреле 2016-го я планирую стартовать с ледовой базы Русского географического общества Барнео в районе Северного полюса и попытаться долететь до континента на тепловом шаре объемом 10 000 м3. Если получится, это будет первый перелет через Северный Ледовитый океан на тепловом воздушном шаре. Мороз на высоте 3000 метров будет достигать 40 градусов ниже ноля. Полет будет длиться свыше 50 часов. Зачем? Все эти проекты в рамках одной цели - подготовка к одиночному кругосветному полету.
Мне очень приятно, что меня поддерживают самые разные люди. На пресс-конференции представители Зарайского благочиния Московской епархии подарили мне икону Спасителя Пантократора. Я решил установить ее в часовне Святителя Николая - в моей московской мастерской, расположенной на Садовнической улице. Я приглашаю всех приходить и молиться о том, чтобы я успешно облетел вокруг Земли. Артур Чилингаров передал мне флаг Русского географического общества. С этим флагом я пересек Тихий океан на весельной лодке «Тургояк», и теперь он будет снова со мной в путешествии.
Александр Ручьев уже позаботился о том, где будет храниться воздушный шар после кругосветного путешествия. Все уникальное оборудование отправится в музей, который сейчас создается в жилом комплексе «Петр I». Там же я, возможно, буду писать картины - если, конечно, найду время, ведь впереди меня ждет очень много интересных экспедиций, к которым тоже нужно тщательно готовиться.
Фёдор Конюхов
«Русская планета», 25 ноября 2015