Московские промыслы. Глиняная игрушка

Jan 29, 2016 21:17

Ещё из народного творчества, в т.ч. народные промыслы

Московская традиционная глиняная игрушка
Народные промыслы России / Фотоальбом

Глиняная игрушка - специфичный и в то же время самый демократичный вид народного искусства. Демократичность же ее выражается в широкой доступности материала (глины), при использовании минимальных технических средств: печь и любые доступные краски. В дохристианские времена глиняная игрушка выполняла тотемную и обережную функции. Во времена раннего и позднего средневековья она служила малой скульптурной формой для украшения в быту, к чему мы пришли и сейчас. ©


___Фигурка «Конь», реконструкция С.А. Сидорова / Данная копия полностью повторяет традиционного московского «Коня» по размерам, анатомии и выразительности. Раскраска - типичная для московских игрушек

Сколько существует гончарство, столько же существует и глиняная игрушка. Порой архаичная, наивная или высокохудожественная, точно-образная или символичная, но всегда самобытная и характерная для данного региона, глиняная игрушка передавала представления о мире, природе, людях и былинно-мифологической составляющей данного периода. Для детей это были шары-погремушки, игрушки-громотухи, свистульки, потешные фигурки.В ходе археологических раскопок на исторических территориях Москвы (Московский Кремль, Манежная площадь, Васильевский спуск, Гончарная слобода (Заяузье), Гостиный двор) найдены сотни глиняных игрушек. Это фигурки людей, коней, всадников, баранов, птиц, медведей, домашних животных, саней, посуды. Учитывая, что ремесленно-художественные навыки и специфические для Москвы образы передавались мастерами из века в век и из поколения в поколение, искусство изготовления творчески отшлифовывалось и обогащалось, совершенствовались художественные достоинства игрушек. Будучи столицей сначала Московского княжества, а впоследствии и Российского государства, Москва располагала самыми лучшими, одаренными и талантливыми ремесленниками. Естественно, это касалось и всего гончарного промысла, включая глиняную игрушку.

В последние 100-150 лет промысел постепенно сходил на нет. Это было связано с тем, что московские гончарные мастерские закрывались ввиду завоза в столицу гончарных изделий (включая игрушку) со всей России в больших количествах. После 1917 года кустарно-частное производство не только не приветствовалось, но и принудительно закрывалось. Лишь в последние годы не только в Москве, но и во всей России отношение к народному декоративно-прикладному искусству изменилось коренным образом. Только сейчас мы стали понимать значимость наших исторических корней и традиций на примере народного творчества. В этом плане визитной карточкой Москвы в области народного декоративно-прикладного искусства может стать традиционная московская глиняная игрушка. Москвичи и гости нашего города могут увидеть их в собрании Государственного исторического музея РФ, Музея истории города Москвы (Зубовский бульвар, д. 2), выставочного археологического комплекса «Старый Гостиный двор» (Хрустальный переулок, д. 1) и некоторых других музеях.

Реконструкцией, а затем и возрождением московской глиняной игрушки с 2005 года занимаются Галина Александровна Новикова, Сергей Александрович Сидоров и Сергей Владимирович Скирченко. Сделанные ими игрушки находятся как в частных коллекциях, так и в собраниях некоторых музеев, в частности Российского музея игрушки (город Сергиев-Посад).



2. «Медведи» (XVI-XVII вв.). Государственный Исторический музейОтличием московских глиняных медведей от игрушек других регионов является то, что у них есть намордник и дырка в носу для кольца: как известно, зверей использовали для медвежьих потех.



3. «Медведи», реконструкция С.А. СидороваМедвежьи потехи были одной из самых популярных форм развлечений в России с древнейших времен вплоть до революции 1917 г.



4. Фигурки «Скоморохи» (XVI-XVII вв.). Скоморох с дудой, поводырь с медведем. Государственный Исторический музейФигурки «Скоморохи» типичны для Москвы, хотя начиная с начала XVII века их производство было запрещено, потому что эти мастера шуток высмеивали «власть имущих» и духовенство.



5. Повторение образа скомороха с дудой (Фигурки «Скоморохи»)Одежда скоморохов была достаточно яркой для привлечения внимания толпы.



6. Повторение образа поводыря медведей (Фигурки «Скоморохи»)Широкополые плащи-пальто защищали от когтей хищника.



7. Свистульки «Бараны». Музей истории г. МосквыХарактерной особенностью московских барашков является гротескно раздутое туловище, которое служило хорошим резонатором для свиста.



8. Повтор фигурок «Бараны» в технике ангобаРаботая в технике ангоба, мастера гончарного ремесла после первичного обжига наносили кистью несколько слоев глины различных цветов, а затем проводили повторный обжиг. Характерно для глиняных московских игрушек.



9. Свистульки «Голуби». Музей истории г. МосквыУ традиционных московских игрушек характерна достоверность любого образа: не схематичное или архаичное изображение, а его точная узнаваемость. Именно это наиболее полно демонстрирует пара «Голубей».



10. Повтор свистулек «Голуби»Так же выполнены в технике ангоба.



11. Фигурка «Сани» (XVI-XVIII вв.). Музей истории г. МосквыКомпозиция «Сани» встречается в глиняных игрушках всех регионов России. т. к. Из-за климатических особенностей нашей страны (длинные зимы) катание на санях, просто передвижение на местности являлось довольно обыденным, и не могло не найти отражения в глиняной игрушке.



12. Фигурка «Сани», реконструкция С.А, СидороваТочная копия старой московской версии композиции «Сани», включая технику ангоба и раскраску саней и лошади.



13. Фигурка «Сани» со съемным наездником, реконструкция С.А, СидороваКомпозицию можно выполнять в разных вариантах, например, сделать всадника съемным. Таким образом он может сидеть в санях, на коне или быть отдельной игрушкой.



14. Фигурка «Горожанин»Копия глиняной игрушки из музейного комплекса «Гостиный двор».



15. Фигурка «Монах»Копия московской глиняной игрушки, изображающей православного священника. Подобные фигурки были очень распространены в Москве, однако при играх их использовали как некий негативный образ. В Средние века представителей духовенства недолюбливали: они ассоциировались с бездельем, незаслуженными привилегиями и доходами.



16. Игрушка «Конник»«Конник» (или «Всадник») одна из самых часто встречаемых московских глиняных игрушек.



17.



18.



19.



20.



27.
Об авторе и мастере (на фото): Сергей Александрович Сидоров - с 2009 года осваивает лепку и гончарное дело. Коллекционер, инициатор возрождения московской глиняной игрушки. Изучал историко-архивные, музейные материалы и литературные источники о московской игрушке. В ходе археологических раскопок на исторических территориях Москвы были найдены сотни глиняных игрушек, играющих роль тотема и оберега: фигурки людей, коней, всадников, баранов, птиц, медведей, домашних животных, саней, посуды. Промысел не сохранился. С.А.Сидоров совместно с коллегой, С. В. Скирченко, является автором современных авторских форм мелкой пластики на основе традиционной игрушки города Москвы. Игрушки, ими сделанные хранятся в частных коллекциях, в собраниях музеев, в частности Российского музея игрушки (город Сергиев-Посад).

Фото из личного архива С. Сидорова
С.А. Сидоров
«Россия для всех», 28-29 марта 2013

русские и славяне, современность, города и сёла, творчество и промыслы, фольклор, наследие, отдых и развлечения, музеи и выставки, фото и картинки, традиции, россия, москва, мастер

Previous post Next post
Up