Масленица и Пост по-царицынски и по-волгоградски

Mar 10, 2016 19:13

Ещё о народных и религиозных праздниках

«Если претензии имеются, обидчик отведает нагайки»
Как отмечали Масленицу и держали Великий пост в Царицыне

Масленица со времен Древней Руси была самым веселым народным праздником, самой разгульной неделей в году. Считалось, что чем веселее и сытнее проведешь эти дни, тем богаче и успешнее будет весь предстоящий год. Отсюда и известная русская пословица - «Хоть себя заложи, а масленицу проводи». ©Ещё о Масленицах



Кулачные бои на центральной набережной Волгограда в наши дни / Фото из ВК
О празднования масленицы в дореволюционном Царицыне и популярных местах народных гуляний РП рассказали в Волгоградском областном краеведческом музее.В былые времена

Одним из главных развлечений на Масленицу были кулачные бои на льду реки Царицы. Со времен Ивана Грозного состязания проходили на замерзших водоемах, где драться было сложнее. В Царицыне традиционное место проведения кулачных боев было к тому же границей между двумя крупными районами - Центральным и Зацарицынским форштадтом.

Ударной силой с одной стороны в конце XIX века были мясники с центрального базара и «бутырские» - жители предместья. Против «центральных» в стенку становились в основном грузчики порта - он располагался за Царицей, на правом берегу реки, в деловом центре города. Их традиционно поддерживали станичники Волжского казачества, с начала XVIII века постепенно заселявшие Зацарицынский форштадт.

Перед схваткой соперники с обеих сторон, как правило, «разогревались» словесно, обмениваясь оскорбительными выкриками, вплоть до матерных частушек, которые в начале XX века приобретали политический оттенок. Начинали бой еще не служившие юнцы, а сильные борцы вступали ближе к концу в качестве главного резерва. Задачей соперников было вытеснить друг друга с поля боя. Строго соблюдались установленные правила: упавшего не били, дрались только на кулаках до первой крови. Хотя забава считалась исконно народной, нередко в бой, скинув шубы, бросались местные купцы, вспомнив крепостные корни.

- Есть сведения, что если драка затягивалась, в нее вступали самые рьяные женщины, - говорит научный сотрудник волгоградского областного краеведческого музея Наталья Комарова. - А если и это не помогало или состязание перерастало в непристойное побоище, приезжали пожарные и разливали соперников водой.

По завершении боя, по русской традиции, противники обязательно мирились, а иногда тут же и праздновать начинали. Кулачные бои помогали оставаться в хорошей физической форме и cбросить отрицательные эмоции перед началом Великого поста.

Основные масленичные гулянья проходили на Скорбященской площади в центре Царицына - сегодня это площадь Павших борцов и часть Горсада, а также на Сенной площади Зацарицынского форштадта, где сейчас ТЮЗ. Здесь размещались стихийные ярмарки и масленичные городки с балаганами, горками, каруселями. По главной улице Зацарицынского форштадта - Княгининской (сегодня Рабоче-Крестьянская Ворошиловского района. - Примеч. авт.) - катались на санях молодые пары, демонстрируя своим видом, что год прожит благополучно и в семье достаток.

На улицах встречались ряженые, традиция которых пошла от масленичных балов Елизаветы и Екатерины, когда мужчины при дворе одевались в женское, а женщины - в мужское платье.

Молодежь каталась с крутых волжских берегов на ледянках и дерюжках, штурмовала снежные крепости, словом, сытное угощение располагало к активным развлечениям.

В мясопустную неделю перед Великим постом «отвыкали» от мяса и налегали на блины со сметаной, медом, творогом, маслом, а также красной и черной икрой, которой в рыбном центре Нижнего Поволжья было в изобилии.



Блинные тарелки и типичная обстановка гостиной царицан среднего достатка (конец XIX века)
К обеду Прощеного воскресенья основные гулянья завершались, на главных площадях сжигали чучело Масленицы. Во второй половине дня шли по родным и друзьям - просить прощения и примиряться перед постом. Мужчины, особо чтившие православные традиции, выходили за порог, полоскали рот водкой и выплевывали, зарекаясь пить до самой Пасхи.

С началом поста жизнь в Царицыне затихала. На двух главных городских базарах - в районе современной улицы Мира между Аллеей Героев и улицей Комсомольской и в Зацарицынском форштадте на Вознесенской площади (сейчас там Ворошиловский торговый центр. - Примеч. авт.) - закрывались мясные ряды, торговали в основном квашеной капустой, редькой, моченой клюквой, солеными и сушеными грибами. Мясо продавалось в отдельных точках, его покупали по необходимости для детей и больных.

До революции православных традиций строго придерживалась большая часть населения. До Пасхи закрывались кинотеатры, сокращалось число посетителей в ресторанах. А вот дорожные рестораны, напротив, процветали, так как путешественникам в пост традиционно разрешались послабления.

Современные кулачные бои

В кулачных боях на Масленицу волгоградцы участвуют и теперь. Одна из немногих традиций стала возрождаться при участии спортсменов и казачества около 20 лет назад. На Центральной набережной Волгограда с 2000 года состязания проходят регулярно в Прощеное воскресенье и собирают до 200 человек. Среди постоянных участников жители Ахтубы, Красной Слободы, Михайловки.

- Появилась идея устраивать сход кулачных бойцов на улице, чтобы спортсмены могли собираться ежегодно, но не в формальной обстановке в спортзале, - рассказывает один из организаторов кулачных боев в Волгограде, руководитель общественной военно-патриотической организации - центра русского рукопашного боя «Сечь» Герман Студеникин. - Мы хотели показать молодежи, что есть в городе крепкие ребята, которые интересуются как русскими традициями, так и воспитанием здорового духа, здорового тела.

Колонны выставляются плечом к плечу по весовым категориям - впереди главные силы, их задача пробить стенку соперника, выдавить его за условную границу противостояния. Схватка обычно продолжается несколько минут, пока не выдохнется одна из сторон. Подключиться к ней может любой желающий. Зрелище заразительное, так что иногда мужчины сбрасывают с себя куртки и включаются в стенку.

Есть запреты: нельзя бить в голову, спину, ниже пояса, запрещены броски, разрешены только удары и сваливание противника. Но бой - дело горячее и без нарушения правил иногда не обходится.

- Адреналин такой выделяется, что, бывает, и пролетает оплеуха. - говорит Герман Студеникин. - За соблюдением правил следит «старший» - человек в казачьей форме с нагайкой за голенищем. Если участник получил запрещенный удар, после схватки его выводят вместе с нарушителем и спрашивают, имеет ли он претензии к обидчику. Если нет, значит, попросили прощения, побратались и разошлись с миром. Если претензии имеются, обидчик отведает нагайки по мягким местам в назидание, правда, чисто символически.

Кроме стеношных боев для взрослых проводится отдельный - для подростков. Также в программе - индивидуальная кулачка один на один, бои на палках, борьба без ударов и другие виды поединков. В перерывах - боевые акробатические упражнения, вольтижировка шашкой и нагайкой, традиционные русские забавы - «сцеплялка-свалка», «котел», «свар» и «буза».

Пост в наши дни

Среди современных волгоградцев многодневные посты соблюдают полностью, как правило, зрелые люди и молодежь, население среднего возраста - немного реже. Из четырех постов именно Великий в разной степени строгости старается соблюдать, пожалуй, наибольшее число верующих.

- Есть и те, кто, соблюдая пост, намереваются совместить приятное с полезным, - говорит старший священник волгоградского храма Иоанна Предтечи протоиерей Олег Кириченко. - Человеку действительно полезно периодически делать паузы в мясоеде, и некоторые используют пост как повод оздоровиться. Периодическое воздержание в пище даже необходимо для организма, особенно для людей старше пятидесяти.



Резными скалками в Царицыне украшали толстые блины на дрожжевом тесте (конец XIX века)
Однако людям с заболеваниями, особенно желудочно-кишечными или поджелудочной железы, церковь не предписывает ограничивать себя в пище по всей строгости. Это касается и тех, кто только начинает воцерковляться.

- Самые строгие недели поста - первая и последняя. Больные люди пусть постараются выдержать хотя бы их, а остальные - как Бог даст. Лучше всего пойти к духовнику и он благословит на ту степень поста, которая конкретно этому человеку будет по силам и на пользу, и не будет накладывать ограничений, которых он в силу своего духовного роста еще не может понести, - советует протоиерей Олег Кириченко. - Нужно понимать, что церковный устав, принятый еще при князе Владимире, это монашеский устав, и миряне не всегда могут следовать ему в полной мере.

Даже студенты Царицынского православного университета официально освобождены от соблюдения поста по всей строгости, рыба присутствует в меню столовой не только в дни, предусмотренные правилами. Послабления предусмотрены для солдат-срочников, заключенных, учащихся, беременных и кормящих.

Всем остальным рекомендуется соблюдать пост, что называется, «по силам» и кроме гастрономической не забывать о духовной составляющей: ограничить просмотр развлекательных программ и любимых сериалов, почаще ходить к Причастию или усерднее молиться дома, если пойти в храм не позволяет здоровье, многие берут на себя обет прочитать за время поста весь Новый Завет. Также самое время побороться с обидчивостью, злопамятностью, мстительностью, обуздать свой язык и гнев, поработать над прочими людскими слабостями.

Текст и фото: Екатерина Ландина
«Русская планета», Волгоград, 9 марта 2016

русские и славяне, поколения, поволжье, фольклор, христианство, народ и элиты, регионы, молодёжь, конкурсы и фестивали, нравы и мораль, религии, города и сёла, современность, православие, история, эпохи, даты и праздники, отдых и развлечения, российская империя, традиции, медицина и здравоохранение, пороки

Previous post Next post
Up