Ещё
живопись Поволжья Энергия, Любовь, Созидание…
Детская миссия художника Петра Рябова / Спецпроект «Столицы С»: арт-галерея Сергея Суворова
Красивое белое здание в конструктивистском стиле возвышается над набережной в самом центре Саранска. Это художественная школа имени Петра Рябова…
©Ещё в
проекте Пётр Рябов
До войны дети занимались живописью в здании Иоанно-Богословской церкви, а с 1950‑х - в обычной школе № 9…С третьей попытки пробую написать о первом директоре и основателе детских школ в Мордовии Петре Рябове. Личность неординарная, масштабная. Сначала обратился за информацией к преподавателям школы. Ходил вокруг них, как кот, выведывал интересные факты. Даже на крышу пришлось залезть, чтобы взять интервью. Преподаватели наперебой хвалили школу, особенно нынешний директор Ольга Акимова. Устроила мне экскурсию, показала выставку детей и педагогов «Вчера, сегодня и всегда»… Выставка понравилась… Но хотелось понять, почему вдруг Петр Федорович Рябов с таким рвением взялся за такую непростую задачу и достиг высоких результатов! Ведь, если вдуматься, благодаря подвижнической миссии, а по-другому это и не назовешь, его школа заложила крепкий фундамент, на котором сформировались будущие крупные педагоги, художники, искусствоведы Мордовии второй половины XX и начала XXI века.
2.
Наиболее полно рассказала об этом замечательном человеке, педагоге, общественном деятеле и художнике его ученица, заслуженный работник культуры Мордовии, всегда молодая и модная Маргарита Ивановна Сурина. В Музее мордовской народной культуры, где она служит, состоялся наш разговор.
3.
- «Откуда у него возникло желание создавать школы, работать с детьми?»
- «Сам Петр Федорович об этом никогда не рассказывал, а я и не спрашивала… На тот период в школе было три педагога. Рябов вел композицию и историю искусства, Борис Игнатьевич Росленко (главный художник драмтеатра) преподавал рисунок, Любовь Сильвестровна Шанина-Трембачевская - живопись. Неотъемлемой частью коллектива была тетя Галя, которая следила за порядком и убиралась. Она жила при школе в маленькой комнатке с одним окном. Там стояла кровать с подушками и сундук, стены были увешаны вышивкой… Когда открывалась дверь, нам хотелось заглянуть внутрь. Было в этой комнате что-то волшебное. Если преподавателей не было, тетя Галя заходила в классы со словами: «Так, рисуйте!» И мы рисовали. Наступала жуткая тишина. Но вот появлялся Петр Федорович - шумный, кипучий, полный энергии - и все менялось! Конечно, из-за большой административной деятельности времени на преподавание у него оставалось мало. Зато когда мы ездили на экскурсии, он нас «образовывал». Неделю жили в Москве, изучали искусство, знакомились с творчеством русских и зарубежных художников в Третьяковской галерее и Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Петр Федорович говорил: «Так, дети, тут буфет, тут гуляем по музею, а в 6 часов собираемся». За целый день мы переслушали все экскурсии, побывали в каждом закоулке. В конце дня появлялся Петр Федорович и водил нас смотреть своих любимых голландцев, Рембрандта, Тинторетто, Франса Халса и Сурикова… Он был сторонником реалистического направления, поэтому к авангарду относился отрицательно. Вечером во время прогулки рассказывал об особенностях архитектурных стилей на примере различных зданий. После недельного пребывания в Москве вез нас в Ленинград. Водил в Эрмитаж, Академию художеств, цирк, театр. Конечно, в таком возрасте все впитывается моментально. И я думаю, какой он был молодец! Благодаря учителю я полюбила архитектуру, музеи!..»
4. «На проводах зимы» (1989)
И еще один эпизод, рассказанный Маргаритой Ивановной. «Однажды проходила выставка в ЦДХ. После прочитанной лекции Петра Федоровича я, 12‑летняя девчонка в голубой кофточке с бантом на голове, сама стала проводить экскурсии с важным видом, добавляя его фразу: «Ну а это формалистические течения, что с них взять!..» (Смеется - «С») А если серьезно, то школа Рябова не только мне путь в профессию указала, я стала заниматься историей искусств, но и подарила… супруга… По масштабу личности Петр Федорович, конечно, был человеком государственно мыслящим на будущее! Он уже тогда понял, что нужно делать ставку на национальную культуру и развивать ее. Он задумал целую систему различных организаций: сеть художественных школ, художественное училище, фабрики «Мордовские узоры» и «Бисеринка». Мечтал создать свою национальную школу живописи. Формат училища и первая программа составлялась Петром Федоровичем лично. И при этом он был художником…»
5. «Сирень» (1957)
В начале 1960‑х годов Рябова вместе с Писчасовым, Лутониным, Самариным исключили из Союза художников. Формальные причины - «низкий уровень мастерства» и «творческая пассивность». В действительности это был результат борьбы за власть и лидерство в этой организации. Факт исключения подтолкнул Петра Федоровича к более активному творчеству. Он словно хотел доказать всем, что является серьезным художником, создающим сложные тематические произведения. Именно в это время появляются картины «Семейное горе», «Озорные шутки», «На автобусной остановке», «Проводы гармониста» - необыкновенно яркие, хотя и несколько наивные по художественной пластике. Сказалось влияние Владимирской школы живописи, которое произошло благодаря знакомству с Александром Родионовым. Зрители не совсем адекватно реагировали на его работы, видели в них какую-то «дичь», не замечали положительных моментов. И все же…
6. «Культработники села» (1965)
Подойдя к своему 85‑летию, он осуществил многие свои замыслы: в каждом районе республики открыта художественная школа, в Саранске работают художественное училище и фабрика «Мордовские узоры»… А в Союз художников его снова приняли. Петр Федорович получил звание Заслуженного работника культуры России. Детской художественной школе № 1 присвоили его имя… «О жизни этого учебного заведения известный московский педагог Юрий Максимов написал книгу «Родник творчества», там и рисунки учеников представлены, - рассказывает бывший директор школы Геннадий Котлов. - Интересны воспоминания воспитанников. Теперь это уважаемые люди. А тогда были просто Рита Авдошина (Маргарита Сурина), Миша Зимин, Зина Данильчук, Володя Бабаков… До сих пор удивляюсь, откуда у него было столько энергии, любви. По 200-300 человек в год выпускала школа. Петр Федорович к каждому из нас относился, как родной папа. Постоянно что-то показывал, рассказывал, объяснял… Когда Рябов был уже на пенсии, я пришел к нему в гости. Дело было в мае. «Жаль, что у школы нет своего здания, - начал жаловаться он. - Все разбросано по разным местам». - «Не расстраивайтесь, будет у нас здание! Большое! В самом Центре!» Петр Федорович сразу же забыл о своих болячках, и мы отправились смотреть объект. А к сентябрю школу открыли! В октябре меня вызвали в администрацию и предложили назвать школу именем Петра Рябова. Я с радостью поддержал инициативу…»
7. «Натюрморт с бананами» (1983)
Что еще сказать о Петре Федоровиче? Ольга Акимова достала из сейфа его трудовую книжку. В ней всего две записи: об устройстве на работу и об увольнении. Между этими датами полвека, в которых целая история развития местной живописи. Директор с вдохновением рассказывает об успехах школы, демонстрируя пачку грамот: «И это только за один год, а в следующем еще больше будет!» Да здравствуют новые Репины и Суриковы! Да здравствует Петр Рябов!
Сергей Суворов
«Столица С», Мордовия, 4 августа 2016