Музеи России отмечают 100-летие Революции. Эрмитаж / рецензия

Nov 24, 2017 21:45

Ещё музеи Революции здесь и здесь

Зимний вспомнил осень семнадцатого
Выставка к 100-летию революции в Эрмитаже

В Эрмитаже открылась выставка «Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь», приуроченная к 100-летию Октябрьской революции. ©По теме: ГИМ и 100-летие Революции



___
Михаил Трофименков считает, что эта экспозиция, эффектно опровергнув собственное название, переросла смыслы, заложенные в нее кураторами.Первое, что - почти рефлекторно - мелькает в голове при виде Иорданской галереи, завешанной кумачовыми лозунгами 1917 года: «Зимний взят!» Потом - как окопник, впервые за три года мясорубки очутившийся в столице и оглушенный уличным многоголосием,- чуть ли не по слогам вчитываешься в лозунги и испытываешь легкий когнитивный диссонанс.




2.
Сугубо большевистский, кажется, только один: «Долой десять министров-капиталистов!» Преобладают лозунги эсеровские или общедемократические: «Земля и воля», «В борьбе обретешь ты право свое», «Да здравствует демократическая республика. Свободная наука в помощь свободному труду». В шести экземплярах размножен не самый популярный лозунг, выкинутый на манифестации фронтовиков (апрель 1917) за войну до победного конца: «Вернуть Ленина Вильгельму». Зато призыв «Николая Кровавого в Петропавловскую крепость» фигурирует лишь дважды. В разделе, отведенном сатирическим журналам, вообще одни только антибольшевистские карикатуры: озадачивает Ленин с моржовыми усами а-ля французский премьер Клемансо, выкрикивающий «Долой дисциплину!». Что, его оппоненты не знали ни врага в лицо, ни вражеских лозунгов?



3.Эрмитажная выставка «1917. История создавалась здесь» убедительно доказывает, что обитатели Зимнего историю как раз игнорировали

Очевидно, кураторы, опасаясь задеть чьи-либо чувства, сочли политически корректным сделать вид, что в 1917 году не победил никто, и уж по крайней мере не большевики (как бы и не существующие вовсе). Выставке не хватает воздуха эпохи, событий у стен дворца. Воскрешен из забвения костюмированный бал в честь 200-летия Петербурга, участники которого почему-то изображали двор не Петра I, а Алексея Михайловича, но о кровопролитии в феврале 1917-го напоминает лишь один рисунок. На эти претензии кураторы резонно возразят: вы название-то перечитайте, там и слова «революция» нет - только абстрактная «история». То есть выставка не о революции вовсе, а просто о Зимнем дворце - очень большом доме большой и дружной семьи Романовых - в некоем году.



4.
Недаром же единственный историософский раздел говорит о революции как эстетическом феномене, спектакле по мотивам Великой французской революции, которая, кстати, сама была спектаклем по античным мотивам. «История повторяется»: подтверждают французский агитфарфор, карикатуры на казненного монарха и карикатура живописная - «Аллегория французской революции»: Марата там черти волокут в ад прямо в ванне, в которой его настиг кинжал Шарлотты Корде. Впрочем, все пропаганды сотканы по одним лекалам, а большевики играли скорее в Парижскую коммуну.



5.
Парадокс выставки: самые интересные ее разделы опровергают ее название. Как раз «здесь» история не «создавалась»: домовладельцы ее игнорировали. Здесь играли в куклы, да даже - пусть и искренне, всерьез - и в милосердие и благотворительность, отдав все, кроме одного, парадные залы под военный госпиталь. Миниатюрные минометы Первой мировой в самом деле кажутся игрушечными, а война в шовинистических лубках Малевича с Маяковским - веселая забава, кто больше швабов одним махом побивахом.



6.
Уже за гранью разума - настольная игра «Европейская война». Точнее говоря, не сама игра, а то, что в нее в самый разгар бойни играли император-главнокомандующий и царевич, в своей простой гимнастерке выглядевший никак не солдатиком, а просто участником еще одного бала. Война - уже гражданская - не могла не заявиться на этот бал, как призрак Красной Смерти Эдгара По, в своем неприглядном величии.



7.
Судьба Временного правительства по сравнению с судьбой Романовых - трагедия, повторившаяся в жанре фарса. Романовы имели право считать себя выше истории, но эти-то, внесенные самой историей во дворец, тоже играли в бирюльки. Гордо именовали себя «первым российским народным правительством»; особенно эффектно это смотрится на плакате с портретами министров: князь Львов, миллионер Терещенко. Замена Львова на Керенского ознаменовалась выпуском медалек, жетонов, заколок в его честь. Истории во второй раз за год пришлось постучать прикладом в дверь. В чем большевиков не обвинить, так это в том, что, взяв власть, они занялись не вопросом о земле и мире, а выпуском заколок с Лениным и Троцким.



8.
А об одном из дел, которыми, да, занялись, напоминает изящная выставка-постскриптум «Печать и революция. Издания 1917-1922 годов». Издание на пике кошмарной разрухи писем Ван Гога, дневников Делакруа с иллюстрациями Чехонина и скабрезной «Книги маркизы» с рисунками Сомова - это и есть революция, да, культурная, но неотрывная от большой и «некультурной».

Текст: Михаил Трофименков, фото: Александр Коряков
«Arzamas», 7 ноября 2017

20-й век, революции и перевороты, русофобия и антисоветизм, двойные стандарты, память, символы, культура, юбилеи, мнения и аналитика, мифы и мистификации, манипулирование, романовы, первая мировая, общество и население, нравы и мораль, современность, ревизионизм, история, санкт-петербург, эпохи, даты и праздники, агитпроп и пиар, музеи и выставки, критика, российская империя, идеология и власть, красные и белые, россия, большевики и кпсс

Previous post Next post
Up