Стамбул-Константинополь. Голубая мечеть / Храмы ислама

Nov 28, 2017 13:19

Ещё путешествия по Бл.Востоку, в т.ч. Турция
Оригиналы - здесь и здесь - взяты у vladimirdar и увидены у slavikapГолубая мечеть в Стамбуле (Мечеть Султанахмет) / Часть 1
Голубая мечеть, или Мечеть Султанахмет (тур. Sultanahmet Camii) - первая по значению мечеть Стамбула, один из символов города. Выдающийся образец исламской и мировой архитектуры / Ощущения этого Мира

Символом мусульманского Стамбула является Голубая мечеть (Мечеть Султанахмет). Она находится в историческом центре Стамбула на берегу Мраморного моря в районе Султанахмет напротив Музея Айя-София. Голубая мечеть впечатляет своей мощью и величественной красотой. Во многом она построена в духе византийской архитектуры и Софийский собор является основой ее образа, это сразу бросается в глаза. В этом материале (первая часть), мы внимательно осмотрим Голубую мечеть внешне, подробно и со всех сторон, а во второй части восхитимся внутренними её пространствами, а там есть чем восхищаться.Ещё храмы ислама и ещё Царь-град - Константинополь - Стамбул



___
Как Айя-София должна была еще 1500 лет назад поражать воображение современников и христиан всего мира, так и Голубой мечети изначально предназначалось являть всему миру мощь Османской империи, которая к моменту рождения идеи ее строительства стала уже заметно угасать…В начале правления султана Ахмеда I Османская империя вела одновременно две войны - с Австрией и Ираном. 11 ноября 1606 года с Австрией был подписан Житваторокский мир, согласно которому османы отказывались от требования ежегодной дани с Австрии и признавали императорский титул Габсбургов. Это поражение и другие события привели к тому, что авторитет Турции был подорван, и султан Ахмед I решил построить большую мечеть и таким образом умилостивить Аллаха. К тому же, турецкие султаны уже в течение сорока лет не возводили ни одной новой мечети и Ахмед I хотел таким образом и прославить и свое имя.




2.
Строительство началось в августе 1609 года, когда султану было еще 19 лет. Предшественники Ахмеда строили мечети за счет захватнической добычи во время ведения войн, но так как Ахмед I не выиграл к этому моменту ни одной значительной войны, ему пришлось использовать деньги из своей сокровищницы. Организация и описание работ были тщательно записаны в шести томах, которые сейчас хранятся в библиотеке дворца Топкапы.



3.
Место было выбрано сразу, поблизости от дворца Топкапы. На фото со стороны Мраморного моря Голубая мечеть в кадре слева, а Айя-София справа. Султан Ахмед I повелел ученику великого зодчего Мимара Синана, придворному архитектору Седефкару Мехмеду-аге, построить новую мечеть, которая должна была превзойти по красоте творение византийских мастеров с более чем тысячелетней историей. Мехмет Ага до выявления его архитектурных талантов служил в янычарском полку, где отвечал за сооружения, связанные с водоснабжением.



4.
С целью постройки мечети на площади Ипподрома были разрушены здания как византийского, так и раннеосманского периодов. Среди них были византийский Большой дворец, остатки зрительских мест Ипподрома и множество дворцовых построек, принадлежавших высшей знати.



5.Вид на Голубую мечеть из окон галереи второго этажа Айя-Софии

Архитектура мечети сочетает в себя два стиля - классический османский и византийский. По легенде султан приказал построить стандартное количество (четыре) золотых (алтын) минарета, но архитектор построил шесть (алты) минаретов обыграв очевидно слова "золотой" и "шесть". Строительство мечети длилось семь лет и было завершено в 1616 году, за год до смерти султана.



6.
Для строительства мечети были использованы самые ценные виды камня и мрамора. Название «Голубая мечеть» она получила благодаря огромному количеству (более 20 тысяч) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Керамика доставлялась из изникских фабрик, которые славились своим качеством. Ахмед I приказал фабрикам присылать в Стамбул самые красивые экземпляры, и запретил вывоз продукции на другие строительства, вследствие чего дела фабрики тогда пришли в упадок.



7.
Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метров и высотой 43 метра. Купол опирается на четыре огромные колонны, диаметром по 5 метров. Внутри мечеть хорошо освещена - свет падает из 260 окон. Первоначально стёкла, использованные для окон были привезены из Венеции, но позднее были заменены.



8.
Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в который вошли: медресе, больница, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены. Четыре минарета мечети имеют по три балкона и два минарета по два балкона.



9.
Первоначально балконов было 14 в соответствии с количеством османских султанов - предшественников Ахмеда I, включая его самого. Позднее прибавилось ещё два балкона, так как к султанам причислили сыновей Ахмеда I.



10.Кстати, поначалу непривычно когда тебя будят своим пением муэдзины в 5-15 на первую молитву. Их пение разносится по всему городу и транслируется вот такими устройствами на фото ниже. Всего в день призыв правоверных на молитву происходит пять раз. Довольно занимательно и непривычно поначалу. Но через пару дней к их пению как к экзотике привыкаешь и не сильно впоследствии обращаешь внимание. Поют они кстати очень красиво и неповторимо!



11.
Когда строительство Голубой мечети было завершено, оказалось, что величайшая святыня исламского мира - мечеть Масджид аль-Харам в Мекке теперь сравнялась по количеству минаретов (их было шесть) с Мечетью Султана Ахмеда, это было расценено как святотатство. В то время Мекка входила в состав Османской империи и Ахмед решил проблему финансовым вливанием - к мечети аль-Харам был пристроен ещё один минарет, чтобы она вновь превзошла все существующие мусульманские сооружения.



12.
Основные входы в мечеть для прихожан и султана были как со стороны Айя-Софии так и со стороны бывшего ипподрома. Туристы попадают в Голубую мечеть как раз со стороны ипподрома. На фото ниже - ограда Голубой мечети со стороны этого самого бывшего ипподрома или площади Султанахмет. На дальнем плане немного заметны въездные ворота для султана. Мы их еще увидим вблизи.



13.
Это вход в на территорию Голубой мечети. Основная масса туристов входит именно здесь, со стороны площади Султанахмет.



14.



15.



16.



17.
Справа от входа растет заметное могучее и очень старое дерево.



18.
От входа слева, за стеной - Медресе Голубой мечети.



19.



20.
Если идти по этой аллее то выйдем к мечети и входу в нее для мусульман. Так что нам не сюда, а правее.



21.



22.



23.



24.



25.



26.



27.
По мне так все шесть минаретов Голубой мечети выглядят очень гармонично и завершенно в общем комплексе.



28.



29.
Это вход с западной стороны (со стороны ипподрома).



30.
Напротив этого входа со стороны бывшего ипподрома - въезд для султана.



31.
Висящие цепи для того, чтобы султан въезжая верхом на лошади к мечети тем ни менее преклонил свою голову перед Богом...



32.
Поднимаясь по ступеням ты уже видишь в пределах портала Голубую мечеть! На самом деле это лучше испытать самому и "живьем" в визуальной динамике. Впечаление очень волнующее и глубокое.



33.
Мы входим во внутренний двор Голубой мечети.



34.
Первая мысль что пришла мне в голову, - "Дом Бога"! Очевидно такого вищуального эффекта и добивался великий архитектор.



35.
Впечатление очень сильное! Непроизвольно вырывается вздох удивления.



36.



37.
Двор очень большой. Грандиозное сооружение.



38.



39.
Это выход из внутреннего двора Голубой мечети к южному входу в нее.



40.



41.



42.
В центре внутреннего двора Голубой мечети находится фонтан шестиугольной формы в плане. Подобные фонтаны часто встречаются в  мечетях и имеют вполне практическое назначение: здесь верующие совершают омовение перед входом в мечеть. Насколько я понял сейчас этот фонтан для омовений не используется по назаначению и выполняет роль архитектурного памятника - достопримечательности.



43.



44.



45.



46.



47.



48.
Это основной вход в мечеть из внутреннего двора.



49.
Когда снимались эти фото оказалось что сейчас время молитвы и нас не допустили в мечеть естественно. Даже любопытно, ведь именно во второй свой визит в это место мне довелось снять внутренние пространства мечети, и это будет уже во второй части моего рассказа.



50.



51.
Суры из Корана над входом в мечеть.



52.
Продолжим осмотр Голубой мечети. Минареты, устремленные в небеса поражают воображение...



53.
Находясь во внутреннем дворе мечети можно подробно рассмотреть все их архитектурные детали.



54.



55.



56.
Окружающие внутренний двор мечети галереи также впечатляют своей изысканной красотой.



57.



58.



59.



60.



61.



62.



63.



64.
Во второй визит к Голубой мечети место оказалось, что туристы входят в неё именно с южной стороны.



65.



66.
Просторный двор мечети с южной стороны.



67.
А вот и сам вход.



68.



69.
Поскольку мы будем рассматривать внутренние пространства Голубой мечети во второй части, - мне останется только показать что видит посетитель выходя из мечети. Это северный фасад Голубой мечети.



70.



71.



72.



73.



74.
Это выход на площадь Султанахмет. Сквозь зелень деревьев видны архитектурные детали Айя-Софии.



75.
Выход на площадь Султанахмет.



76.
Слева от входа с севера мы видим остатки строений Начальной школы (мектеб).



77.
Если смотреть на Голубую мечеть от Айя-Софии, то справа мы увидим Медресе, а еще правее - мавзолей султана Ахмеда I.



78.
Вот этот мавзолей поближе...



79.
...а так еще ближе. Похоже там сейчас идет реставрация.



80.
Еще пару кадров - строение в восточной части территории Голубой мечети. Это Хюнкар Касры - покои повелителя. Строились при мечетях для султана, где он пребывал по прибытию в мечеть для молитвы. Такое впечатление, что некоторые строения императорского дворца таким образом смогли уцелеть. Ведь Голубая мечеть как уже упоминалось находится на месте снесенного комплекса зданий императорского дворца.



81.



82.



83.



84.



85.



86.
На фото ниже - светящаяся надпись над Голубой мечетью видимая уже поздно вечером, - "Да упокоятся души мучеников"!



87.
Ну, что ж, теперь время осмотреть внутренние пространства Голубой мечети.
Часть 2. Внутренние пространства

Голубая мечеть меня чрезвычайно впечатлила. Наверное поэтому выбранных мной для обработки фотграфий оказалось так много. И я разделил свой рассказ о Мечети Султанахмет на две логичные части: первая часть - внешний образ Голубой мечети, вторая - внутренние её пространства. Тогда подумалось, что Голубая мечеть достойна того чтобы подробно и скурпулезно с чувством рассмотреть множество ее деталей внутренней отделки. Это кажется, - ну, что - находишься в мусульманской мечети как достопримечательности, и которую надо в обязательном порядке осмотреть, но оказавшись внутри забываешь об этих "туристических вздорных мыслях". Голубая мечеть поражает воображение, иначе и не скажешь. Более того, конечно же при возможности следует увидеть эту Красоту своими глазами потому как современная фотокамера, хоть уже и может много чего зафиксировать в полумраке ее внутренних пространств, но все равно не справляется с передачей реального ощущения удивления и восторга от того что ты находишься в этом удивительном месте. Конечно же как внешне так и внутренне Голубая мечеть является преемником Айя-Софии и это видно во всем, однако есть уже и отличия. Их и не только мы и увидим если с любопытством заглянем под кат)



88.
Как я уже и отмечал, во время молитвы туристов в мечеть не допускают. Мы оказались здесь уже второй раз в "то самое нужное время" когда доступ в мечеть для "неверных" открыт. Обувь необходимо снимать, ее разрешается брать с собой - для этого предоставляются специальные полиэтиленовые пакеты...



89.
Уже первый взгляд, в частности направо от входа в мечеть, приводит тебя в то самое восторженное состояние...)



90.
Свое название «Голубая мечеть» она получила благодаря огромному количеству (более 21 тысячи) белых и голубых изникских керамических изразцов ручной работы, которые использовались в декорациях интерьера. Керамика доставлялась из изникских фабрик, которые славились своим качеством. Ахмед I приказал фабрикам присылать в Стамбул самые красивые экземпляры, и запретил вывоз продукции на другие строительства, вследствие чего дела фабрики тогда пришли в упадок.



91.
Первое отличие от Айя-Софии - ее купол поддерживают четыре очень массивных колонны, формирующих более надежную опору, но не придающих легкости и изящества как бы "парящего" купола Святой Софии.



92.



93.
Центральный зал размером 53 х 51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 метров и высотой 43 метра. Купол и подукупола (а под ними еще четыре купола меньшего размера) украшены надписями - сурами из Корана и изречениями пророка Мухаммеда, которые были искусно выполнены Сейидом Касымом Губари из Диярбакыра.



94.
Диаметр четырех огромных опорных колонн мечети - 5 метров.



95.
Своды и внутренняя поверхность купола Голубой мечети выложена изразцами светлых тонов.



96.
Пол выложен коврами. Внутри мечеть неплохо освещена мерцающим загадочным светом - он льется из 260 окон. Первоначально стёкла, использованные для окон мечети были привезены из Венеции, но позднее были заменены.



97.



98.
Витражей в здании Голубой мечети очень много как и рисунков воплощенных в цветном стекле. Рассмотрим их подробней.



99.
Витражи над минбаром.



100.



101.



102.



103.



104.



105.



106.



107.



108.



109.
В узорах мечети преобладают растительные мотивы - традиционные тюльпаны, лилии, гвоздики и розы, а также орнаменты различных цветов на белом фоне. Подсчитано, что для узоров керамических плиток было использовано более 50 вариаций изображения тюльпанов. Кстати есть и изображение кипарисов, плодов и ваз с цветами. Все это великолепие символизирует рай небесный.



110.



111.



112.



113.



114.



115.



116.



117.



118.



119.



120.



121.
Элементы украшения центрального купола Голубой мечети.



122.



123.



124.



125.
Боковой полукупол.



126.



127.



128.
Малый подкупол.



129.



130.



131.



132.



133.



134.



135.



136.



137.



138.



139.



140.



141.



142.



143.



144.



145.



146.



147.



148.



149.
Одним из поразительных элементов мечети является михраб - молитвенная ниша, которая вырезана из цельного куска мрамора. На нём установлен чёрный камень, привезённый из Мекки.



150.
Михраб находится (на фото ниже) справа от опорной колонны, что слева в кадре. Вблизи его почему-то мне снять не удалось.



151.
Рядом с михрабом находится минбар - место имама для чтения проповедей.



152.
У основания опорной колонны место для моления султана (на фото ниже).



153.
А вообще же тебя твое воображение захватывает этот мерцающий рассенный свет как будто заполняющий это огромное внутреннее пространство Голубой мечети. Наверное првильней будет сказать что оно искрится божественной энергией и светом. Этого оптического эффекта очевидно и добивался придворный архитектор. И надо сказать ему это удалось на 5+.



154.



155.



156.
Ну вот пожалуй и всё с внутренними пространствами Голубрй мечети. Непередаваемого и поражающего впечатления в сравнении с Айя-Софией здесь не ощущается, но побывать в Голубой мечети следует обязательно независимо от того как вы относитесь к османской архитектуре и искусству. На фото ниже - выход из мечети и несколько фото его архитектурных деталей.



157.



158.



159.



160.
До свидания, Голубая мечеть! Наверное мне будет сниться твой неземной божественный свет!)



161.
_______

Источники: Википедия © Vladimir d’Ar, 2017

бл_восток и магриб, ислам, правители, путешествия и туризм, наследие, средневековье, символы, экскурсии, храмы и монастыри, архитектура и дизайн, памятники и достопримечательности, религии, города и сёла, современность, история, фото и картинки, турция и византия

Previous post Next post
Up