Ещё о
затопленных территориях Мологское стояние
На Иванов день в Ярославской области поминаются затопленные в 1940-х годах святыни / Русский проект / июль, 2017
С 6 на 7 июля я был в Брейтове.
© Леушинские стояния (на фото) начались раньше Мологских
В эту ночь возле часовни Святителя Николая Чудотворца, поставленной на берегу рукотворного Рыбинского водохранилища в 2002 году, вот уже полтора десятка лет неравнодушные русские люди поминают затопленные святыни Мологского края.Был такой край в России с городом Мологой в центре. Город этот - некогда древняя княжеская столица - славился позднее своими ярмарками, с гербом, на котором изображён медведь с секирой, был известен далеко за пределами империи.
В начале ХХ века здесь находилось 9 учебных заведений, 6 соборов и церквей, множество заводов и фабрик. Население его насчитывало, по одним данным, более 7, по другим - до 12 тысяч человек. А заливные луга между реками Молога и Шексна кормили треть России! Хлеб, молоко, сметана в огромных количествах поставлялись в разные уголки страны.
Этому-то благодатному миру 1 января 1937 года был объявлен смертный приговор. По вновь утвержденному проекту подпорный уровень строящегося Рыбинского водохранилища повышался с 98 до 102 метров, тем самым обрекая город на затопление.
Весной 1937-го началось переселение жителей, и к весне 1941-го город опустел. Все постройки были перенесены или разрушены. Величественное здание Богоявленского собора взрывали четырежды. После первого взрыва оно лишь поднялось на небольшую высоту в воздух и без повреждений вновь опустилось на свое место.
Говорят, когда пошла вода, люди выходили на берег и плакали. А 294 человека отказались покидать свои жилища, приковав себя цепями к строениям, чтобы утонуть вместе с ними. Но это - не более чем красивая легенда. «Когда затапливали Мологу, - вспоминает один из очевидцев тех событий Николай Новотельнов, - переселение было уже закончено, и в домах никого не оставалось. Так что выходить на берег и плакать было некому. Весной 40 года закрыли створки плотины в Рыбинске, и вода постепенно начала прибывать. Весной 41 года мы сюда приезжали, ходили по улицам. Кирпичные дома еще стояли, по улицам можно было пройти. Молога затапливалась 6 лет. Только в 46 году была пройдена 102 отметка, то есть полностью заполнилось Рыбинское водохранилище».
В 1990-е годы вода в водохранилище снизилась на метр, обнажив верхушки домов и церквей. В августе 2014 года оно настолько обмелело, что стали видны целые улицы, фундаменты домов и стены церквей...
А в 1946 году под воду ушло 84 процента Мологского района и 58 процентов Брейтовского. В зону затопления попали 700 сел и деревень, 203 колхоза, 157 колхозов затапливались частично. 130 тысяч человек лишилось своей родины. Под волнами исчезли веками возделанные поля, заливные луга, травы, которых по своему качеству не уступали травам с альпийских лугов, отгонные пастбища, грибные и ягодные леса, дубравы, клюквенные болота. Слились в единую гладь многочисленные озера и реки. Была нарушена судоверфь, где строились речные баржи. Старинное село Брейтово, стоявшее при впадении легендарной реки Сить в Мологу, перенесли на новое место.
Затопили не безликую территорию, а древние, летописно известные села и храмы, расположенные вдоль бывших берегов Мологи, в частности, село Борисоглеб - бывший Холопий Городок, впервые упомянутый в XII веке.
Ушла под воду самая благоустроенная в Ярославской епархии Югская Дорофеева пустынь, располагавшаяся на полпути от города Мологи до города Рыбинска. Затоплен обширный комплекс Мологского Афанасьевского монастыря, основанного в XIV веке, находившийся в трех километрах от города Мологи. В комплекс входили 4 храма. Затоплен Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, находившийся между Череповцом и Рыбинском близ реки Шексны с главным храмом монастыря - величественным пятиглавым собором.
Под водой оказались великолепные усадебные ансамбли, в том числе село Иловна - родовое имение Мусиных-Пушкиных. Самый известный из них, граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин, видный деятель культуры Екатерининской эпохи, историк, первооткрыватель одной из жемчужин русской и мировой литературы - «Слова о полку Игореве». В 1817 году крестьяне на руках принесли тело графа из Москвы в Иловну, где он был захоронен в семейной усыпальнице. Теперь прах графа покоится на дне водохранилища. Ушли под воду усадьбы знаменитого художника В.В. Верещагина и его брата Н.В. Верещагина - основателя промышленного маслосыроделия в России.
И над всей затопленной территорией, дважды превышающей по площади Люксембург, наступила мертвая тишина…
Можно много теперь рассуждать о целесообразности строительства Рыбинского водохранилища, о том, оправданы ли были такие жертвы, толку от этих рассуждений будет мало. Воду не спустишь. А если и спустишь, то былого не восстановишь. Беда лишь обнажится еще более, и все.
А вот помнить надо.
Именно этому и служат ныне Мологские стояния, которые проводятся в Брейтове в ночь с 6 на 7 июля.
«Слова «стояние» и «выстоим» однокоренные, - сказал однажды, приехав на Иванов день в Брейтово, иеромонах московского Ново-Спасского монастыря Павел. - И это молитвенное стояние в вере есть такой же духовный подвиг, как и у тех бойцов, что стояли насмерть за Москву и за всю землю русскую».
И захотелось мне хоть краешком плеча прикоснуться к этому подвигу.
Стояния возглавляет протоиерей Анатолий Денисов. Ему 58 лет. Служит в Брейтове с 1999 года. Удивительно теплый батюшка. И встретились мельком, а как будто давно знались. И говорили на ходу, а, кажется, о многом успели сказать.
- Вот некоторые спрашивают: как прожить в селе? Отвечаю: накопить денег и купить лопату! Если привык широко шагать - штаны порвутся. А ты возьми грядку, и начни с малого. Я вот посчитал: на окапывание грядки 35 минут уходит. Утром пошел и посадил лук. Время прошло - выкопал 4 или 5 ведер. Ничего не делал, только посадил, а выросло само! Пошли грибы - я их не сажал, не поливал, не полол. Надо только готовые собирать. У нас рядом «море». Если не поленишься, встань утром в 4 утра, поставь удочку, а если разрешено, то и сеточку… И тихонечко, помаленечку все равно можно прожить.
- Главное-то наше достояние, конечно же, люди. Ясно, что они разные бывают: кто-то верующий, кто-то неверующий. Однажды меня за эти слова отец Павел Груздев (известный и почитаемый в России старец, родом из здешних затопленных ныне мест) здорово отругал: «Ты никогда не дели людей на эти ранги, потому что это Бог будет делить, а ты ко всем одинаково относись, верующий он или неверующий. Какое ты имеешь право, а? Черствый или белый… Это же не продукт. Это - человек. Ты его люби, какой он есть!».
- На Мологские-то стояния к нам в иной год до тысячи человек собираются со всей страны, а кто-то и из-за границы. Большой праздник отмечаем 17 февраля - в годовщину Ситской битвы: тоже до тысячи человек идут у нас тогда крестным ходом; традиционно в этот день приезжают военно-полковые оркестры. И объединяющая роль Церкви во всем этом очень важна.
Битва на реке Сить с монголо-татарами произошла 4 марта 1238 года недалеко от места, где сегодня расположено село Брейтово. Вдоль реки сохранились курганы с захоронениями, остатками оружия и обмундирования.
Батюшка рассказывает: «К нам приезжали потомки Мусиных-Пушкиных, других дворянских фамилий, я тоже ездил к ним в Европу. И там понял, что я не русский, я советский. Русские - они. И не только потому, что сохраняют в чистоте русский язык. Как они переживают, что мы здесь, в России, повелись на всякие там их сникерсы, хотдоги, чисбургеры…».
Нынче погодная депрессия, видимо, перекинулась и на людей. Лето ушло под воду, как древний город Молога, как мистический град Китеж. Тысячи паломников не было, но Иоанно-Предтеченский храм почти полон. После всенощной крестный ход направился к часовне, стоящей на берегу. И там, возле установленного поклонного креста, почти до рассвета пелись молитвы, читались акафисты.
Я стоял у самой кромки воды, и все всматривался вдаль, вслушивался, не донесутся ли с того берега такие же молитвенные песнопения. В эту ночь на той стороне у вологодского села Мякса близ Череповца, тоже поминаются затопленные святыни. Их стояние называется Леушинским. 7 июля - Рождество Иоанна Предтечи - был престольным праздником затопленного Леушинского Иоанно-Предтеченского женского монастыря.
Леушинские стояния начались раньше Мологских, в июле 1999 года, когда в Мяксу с подворья Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге приехали четверо прихожан со священником Геннадием Беловоловым. И произошло чудо. Словно по молитвам из глубины всплыло мореное дерево некогда славных леушинских лесов. Из него сделали памятный крест, который и установили на берегу. На кресте закрепили икону Похвалы Божьей Матери. Здесь и проводятся стояния. После молебна в сторону спящей обители увозят на лодке поминальные записки и спускают их на воду.
Икона Похвалы Божией Матери, известная ныне как «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», являлась главной святыней Леушинской обители.
Этим образом Иоанн Кронштадский благословил купца Василия Муравьева, будущего старца Серафима Вырицкого, предсказав, что тот будет молиться пред ним за Россию 1000 дней. Батюшка Иоанн называл этот образ «Спасительница России». И старец Серафим вымаливал перед ней победу над фашистами в Великой Отечественной войне.
Мологские стояния возникли как продолжение Леушинских. Они духовно составляют одно целое, поскольку трагедию Рыбинского водохранилища не разделить на уезды и области. В Брейтове тоже был затоплен Иоанно-Предтеченский храм.
…Когда плотина сбрасывает в Волгу часть воды, к местам затопленных святынь отправляются экспедиции. Так нынче, в конце февраля, исследовалась затопленная усадьба Мусиных-Пушкиных. Обнаружились остатки фундамента и первого яруса церкви Преображения Господня. Водолазы нашли следы двух алтарей. Удалось найти фрагмент колокола с изображением святителя Николая Чудотворца. Ранее были обнаружены остатки усадебной набережной реки Мологи.
А батюшка Анатолий Денисов каждый год, обычно в конце лета или осенью, когда уровень водохранилища опускается настолько, что обнажаются километровые отмели по берегам и выходят на поверхность улицы Мологи (остатки мостовых, фундаменты домов и храмов), на лодке отправляется в город, которого нет. Вода, размывая фундаменты, могилы, выбрасывает на поверхность монеты, крестики, кости… Батюшка собирает эти страшные находки, отвозит их к себе. Косточки захоранивает на сельском кладбище. А монеты и крестики кладет в отдельную коробку. Для будущего музея.
Ярославская область
_______
Материал опубликован в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 - 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».
Александр Калинин
специально для «Столетия», 10 июля 2017