Мордовия. Старинные снимки # Цветопись Георгия Скворцова

Apr 05, 2018 01:56

Ещё фотоархивы, в т.ч. СССР, и ещё фото провинции

Георгий Скворцов: новое имя в культуре Мордовии
«Историческое фото» / Мордовское краеведение

Георгий Сергеевич Скворцов (1910-1965) вряд ли осознавал значение того, чем занимался, просто душа просила особого наполнения - ​фотографиями. ©Ещё «Истфото» Мордовии, а также Первые фото мордвы



Здесь и ниже, на базаре в Краснослободске, Мордовия, 1952 / Фото: Георгий Скворцов
Но сегодня мы констатируем: душа просила фотографий особенных, живописно-­исторических, и мы имеем право поставить их в особый ряд, потому что в силу разных причин автор оказался первым фотомастером, запечатлевшим нашу историческую повседневность в цвете. Первее мы пока назвать никого не можем; во второй половине 1950-х годов заказывались официальные фото, но скворцовские появились в 1952 году, и они не были официальными.Несколько фотографий нам передал любитель старины Александр Сергеевич Григорьев (заранее скажем: лучшие из всего, что оставил Г. С. Скворцов), очень большая коллекция собралась у Константина Ивановича Шапкарина, но исток у всех один - ​домашний архив сына мастера Анатолия Георгиевич Скворцова, с позволения которого мы сегодня и публикуем несколько работ, составляющих для нас целое открытие. Биографические сведения мы получили тоже от А. Г. Скворцова, столичного жителя.




2.
Георгий Скворцов родился в селе Стародевичье (ныне Ельниковский район), но семья его была связана прежде всего с Краснослободском. Отец его - Скворцов Сергей Васильевич - уроженец Пензы, более полувека проработал в народном образовании, заведовал школой. Мать - Скворцова Мария Прокофьевна, уроженка Стародевичья, всю жизнь пестовала семью. Сын же в 1930 году отправился учиться в Ногинский текстильный техникум, под Москву, а затем работал преподавателем в различных учебных заведениях г. Ногинска. Но память о малой родине никогда не затухала и не ослабевала.



3.
Снимать родные места он начал еще в юности, на пластины, оставив целый ряд замечательных фотодокументов. В кадр попали еще целые, не разрушенные мужской монастырь и городской Троицкий собор. А следующая серия фотографий запечатлела уже другую ситуацию спустя два с лишним десятилетия, в 1952 году, когда уже сформировавшийся мастер, посетивший края отчие, стремился не только зафиксировать новое, но и сохранить в кадре старое. В творческом плане Георгий Сергеевич поднялся до эстетики передвижников, настолько тепло он отражал очеловеченный пейзаж.



4.
В Москве тогда можно было раздобыть нужную пленку и химикаты для ее обработки, но представьте себе, насколько дорогим было удовольствие цветной съемки. Выбор кадра - ​вопрос и экономический тоже. В Краснослободске и Стародевичьем фотограф кадры тратил щедро, словно впитывал тот мир, дороже которого у него уже ничего не было. Но вот что интересно: многие кадры делались слету, и выдержать нормы экспозиции в такой ситуации бывает нелегко. Любой увлеченный фотоделом меня поймет. Однако даже поверхностный анализ работ Г. С. Скворцова свидетельствует о том, что он очень цепко держал горизонт, грамотно определял первый план, умел строить второй - ​и все это вписывал в пейзаж точно и обдуманно. Когда снимаются репортажные сюжеты, в них часто «вклиниваются» случайности, убрать которые сегодня легко, на то и существует фотошоп. Но тогда это было трудно. В снимках Г. С. Скворцова мешающие частности почти не встречаются, и заметны они разве что искушенным профессионалам. Он работал почти безошибочно, а во многих случаях вообще без погрешностей.



5.
Разумеется, материалы требуют реставрационной корректировки, им все же без малого 70 лет. Без обработки современными технологиями подготовить качественную выставку или альбом невозможно - ​но снимки того стоят, чтобы тратить на них время специалистов. Недешевое время, но ведь речь идет о сохранении ценнейшего собрания снимков.



6. Краснослободск, вид с реки Мокши, 1952
Сегодня мы всего лишь представляем новое имя в провинциальной культуре - ​Георгия Сергеевича Скворцова, человека талантливого и просвещенного, и публикуем несколько его работ, прежде всего кадры, сделанные на базаре в Краснослободске. Удивительный мир здесь смешан: горожанки в обыденной одежде, окрестные мордовки в домотканине и лаптях, гончары, знаменитые краснослободские огурцы, лотки, возы, торговки паклей, хозяйки, удачно купившие корову, - ​вот она, жизнь, во всей ее цветности и простоте. И чисто панорамные снимки удивляют: оказывается, в 1952 году еще была цела колокольня нового собора, что добавляло живописности городским видам.



7. Родина мастера - село Стародевичье, 1952
Запомните имя фотомастера: его работам предстоит занять достойное место в истории фотоискусства Мордовии. И в музейных экспозициях тоже…
_______

Как стать участником проекта «Историческая фотография»? Приносите снимки из личных архивов в редакцию еженедельника «Столица С» по вторникам после 14.00 по адресу: г. Саранск, пр. Ленина, д. 13.

Контактные телефоны: 8 (902) 667-13-25 (Сергей Борисович Бахмустов), 8 (8342) 47-60-61 (Татьяна Вдовина). Гарантируем сохранность и возврат фотографий, их реставрацию, если это потребуется.

Сергей Бахмустов
Редакция еженедельной газеты «Столица С», Мордовия, 31 марта 2018

20-й век, ретро и старина, архивы_источники_документы, поволжье, наследие, деревня и село, народ и элиты, провинция, регионы, ссср, культура, общество и население, мордовия, нравы и мораль, города и сёла, история, эпохи, фото и картинки, традиции, народы, торговля и рынки, биографии и личности, мастер, 50-е

Previous post Next post
Up