Ещё
художники и ещё
секреты живописи Оригинал взят у
chegerРассматриваем Брейгеля: Избиение младенцев
Живопись для чайников и специалистов
Питер Брейгель в 1566 году создал следующие произведения: "Проповедь Иоанна Крестителя",
"Перепись в Вифлееме", про которое мы уже говорили и "Избиение младенцев". На последней картине и хотелось бы сегодня остановиться/Ещё
тайны картин ___
Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался,
и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,
от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов
(Мф. 2:16).
В ней описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета - вифлеемовский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Это событие - проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода. Согласно православному преданию в кровавой бойне было убито 14 тысяч младенцев, в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч.Однако это произведение примечательно тем, что у Брейгеля есть два варианта этой картины: один - со страшными сценами убийства младенцев воинами, вторая... Давайте поподробнее разберемся по этому поводу ниже, ведь эти различия делают картины совершенно разными!
Детали картины мы будет рассматривать на версии с младенцами. На ней, как это обычно делал Брейгель, изображена простая фламандская деревушка, куда пришли вооруженный люди, выискивающие и закалывающие младенцев в самом центре села перед глазами грозного всадника в черных одеждах. Вот она
2.
Теперь давайте немного препарируем картину и рассмотрим все по деталям.
На заднем плане по мосту идет ещё один всадник, видимо, со своим оруженосцем.
3.
Повсеместно на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться - вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев.
Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щель
4.
У кого-то воин уже забрал дитя
5.
А вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома - для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина...
6.
Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается...
7.
Здесь мать буквально в предобморочном состоянии
8.
Мать пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечом
9.
Мать горюет над убитым ребенком...
10.
Вот эта сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка (девочки?), умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на неё (она же отпирается), но воин не поддаётся уговорам - им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему?
11.
На этой сцене друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воином
12.
Здесь, как мне кажется, селянин просит местную знать, вернувшуюся с охоты, заступиться за простолюдинов
13.
Убитые горем родители
14.
Родителей запугивают собакой
15.
По указке рыцарей люди выламывают двери
16.
и лезут в окна
17.
Здесь, как я понял, мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет - он как раз только что вошел в дом.
18.
Тут, видимо, жители деревни тоже умоляют местного представителя знати заступиться за них
19.
Жестокая сцена закалывания ребенка прям в руках матери
20.
Центральная схема, показывающая место, куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают
21.
За всем за этим наблюдает мужчина с длинной бородой, облачённый в полностью чёрные одежды - Ирод. Он окружён рыцарями-копьеносцами. Тут тоже важна одна особенность - обратите внимание на флаг. Это герб крестоносцев,
крест ордена Гроба Господня.
22.
А вот сравнение со второй версией картины. Видите разницу? Второй вариант - с грабежом в деревне, где младенцы заменены на домашних животных и продукты. Но как ни старался художник замаскировать кровавые сцены убийств, из-под домашних животных видны ручки убитых младенцев.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Надо отметить, что Брейгель все же не везде стер или заменил младенцев, в некоторых сценах они остались.
29.
30.
Ещё одна важная вещь - Брейгель заменил бородатого мужчину на рыцаря, от чего в нем больше не стал угадываться Ирод.
31.
Да и и флаг он поменял на более определённый - на золотого испанского льва. Все это делает второй вариант картины более конкретным: здесь явно изображена сцена, уже не образно олицетворяющая то, как испанская корона грабительски и варварско относилась к оккупированной ей в то время Голландии.
32-33.
Исходя из всего этого, я хотел бы поспорить с распространённым мнением того, что вторая версия картины была перерисована, чтоб не показывать так много жестокости. Как мне кажется, перерисовано это было не из-за тонкой душевной организации заказчика, а наоборот - он хотел, чтоб Брейгель показывал все не аллегорически, а напрямую, он хотел, чтоб картина изображала не библейский сюжет, а буквально журналистское изображение жестокости испанцев.