Ещё
живописm Поволжья Марго и Старикашка
11 декабря [2015 года] в Саранске открылась уникальная выставка картин Маргариты Володькиной / Спецпроект «Столицы С»: арт-галерея Сергея Суворова / декабрь, 2015
…Наверное, этот старикашка прилетел из созвездия Пса, там еще звезда такая есть - Сириус А. Сама Марго толком не помнит, но у меня есть некоторые доводы в пользу этой версии.
©Ещё в
проекте Маргарита Володькина
Марго - моя давнишняя знакомая. Мы вместе делали пересадку, чтобы добраться до Альфы Центавра. Хотя какие в Рузаевке звезды? Там только придорожные кафешки, которые мы расписывали вместе с ней и другими художниками…Сижу у Маргариты Володькиной в гостях. В спальне спит ее годовалый сын. За окном метель. Заедаю кофе оранжевым грейп¬фрутом, который прелестная сириусянка разделила на сто тысяч атомов! А в каждом из них, как утверждает художница, скрыта целая вселенная!
2.
«В одной из долек грейпфрута есть ты, в другой - я, в третьей - города и планеты», - уверяет Марго. Ставлю чашечку на блюдечко, и она своим экспрессивным внутриутробным dead reave-голосом заявляет: «Знаешь, ты так классно сидишь! У тебя из головы растет юкка!» «Что?» - не понимаю я. «Ну, юкка - цветок - стоит на подоконнике за тобой…» Она всегда так мыслит - экспрессивно и спонтанно. За это я ее и люблю. Настоящая, искренняя, ни на кого не похожая, живет в своем мире и рисует удивительные по сложности узорчатые картины-пиктограммы. Плавные бионические линии контуров заполняются расчерченной сеткой многочисленных символов и апокрифических знаков, напоминающих письмена древних Догонов. И откуда она это берет? Непонятно.
3.
Сколько раз я был свидетелем разворачивающегося чуда, явления этих посланий. Помню, в одном из торговых комплексов наша психоделическая команда под предводительством художника Самвела Баала расписывала магазин женской обуви! Всю стилистику и узоры, конечно же, придумала Марго. Для нее это не составляет большого труда. Жаль, что магазин долго не проработал. Наверное, потому, что однажды ночью всю обувь переправили на Сириус через наши рисунки, которые, по секрету скажу, не что иное как порталы в другие галактики! Нужно просто знать особый код. Марго мне его сказала. Теперь и я исследую созвездие Пса. Шучу, конечно. Обувь исчезла не по нашей вине. Арендная плата слишком высокая в торговом центре. Инопланетяне тут ни при чем. Им китайско-мордовские сапожки не к лицу. У них ножки тоньше и длиннее…
4.
«Марго, как такие оригинальные идеи приходят к тебе в голову?» - «Не знаю, я пишу бессознательно, не задумываясь, не делаю никаких эскизов, набросков. Просто начинаю работать, и все как-то складывается само собой. Причем могу не замечать, что происходит вокруг. Иногда мне кажется, что это не моя рука. И я это не я…» - «Это близко к сюрреалистам…» - «Не знаю… Да, у них все сложно, а с другой стороны - яснее ясного… Я вот смотрю на свои картины и думаю: как обычный человек может понять то, что в них зашифровано? Иногда хочется донести какую-то идею, но в процессе работы забываешь о ней… Знаешь, я заметила такую вещь: чем проще ты пишешь - без каких-то сложных идей, сверхзадач, тем больше это нравится зрителям…» - «Но это не означает, что нужно подстраиваться под них… А минимализм как таковой совсем неплох!» - «Картины минималистов сравнимы с черной дырой. Вписанные в интерьер, они акцентируют на себе внимание…»
5.
Королева Марго призадумалась и перешла на другую тему. «Я вспомнила нашу беседу про негативное в искусстве. Например, искусство Фрэнсиса Бэкона или тех же сюрреалистов основано на тревоге, страхе, психологических травмах. Да в принципе все творчество рождается в муках. Сальвадор Дали, например, говорил, что в радости не появится шедевров. Чаще всего люди свою энергию не могут правильно распределять и регулировать. Обычно они идут в творчество, когда им плохо…» - «Но есть и противоположные примеры, когда в самые тяжелые исторические периоды люди создавали жизнеутверждающее искусство, которое поднимало дух народа… - возражаю я и перевожу разговор в другое русло. - Марго, расскажи, как ты нашла свой стиль?» «На первом курсе «дизайна архитектурной среды» я занялась графикой. У меня хорошее ассоциативное мышление. На лекциях я просто рисовала одногруппниц… Я же не виновата, если девочка похожа на орех. Таким орехом я ее и изображала. Вот ты, например, с юккой на голове теперь ассоциируешься…»
6.
Первую картину Маргарита подарила папе. «Что это за кошмар? Лучше бы нарисовала природу!» - сказал он… Но с природой не сложилось. Она предпочитала изображать здания в виде пришельцев, а также египетских богинь, слонов на колесах, черепашек в коровке, членистоногих попугаев или на худой конец деда-дерево…
Мы продолжаем обсуждать «цели и задачи» искусства. «Многие художники пытаются создать что-то новое и неповторимое, чтобы замаскировать наивность, в целом присущую современному творчеству. Мы хотим создать что-то новое, чтобы никто не стал оценивать нас по старым меркам… Ведь художники в хорошем смысле слова люди ненормальные. Их произведения не должны быть подвластны осмыслению…» Глубоко копнула… Но я смело продолжаю дискуссию. «Марго, я с тобой отчасти согласен. Но иногда художнику все равно, какой он и что о нем думают. Он просто делает то, что любит! Расскажи лучше о своем альтер-эго». - «Ладно. Во мне живут два противоречивых человека. Первый - это я, которая ничего не умеет. Второй - этот старикашка, которому исполнилось 94 года. Он постоянно бурчит. Та-та-та-та-та. Нет, ты должна сказать так-то, сделать то-то. Он меня учит рисовать. Объясняет, что означает данная работа. Но иногда я беру над ним вверх и говорю всякую «фигню». За это мне достается от старикашки…» - «Мне показалось, он похож на твоего дедушку». - «Нет, дедушка у меня хороший, я его люблю. А этот старикашка худой, высокий, похож на какую-то рептилию… Знаешь, есть люди-хомячки, люди-собаки, люди-кошки, а есть просто рептилии…» - «Они с другой планеты?» - «Не знаю. А еще есть типичные ящерицы… А я ассоциирую себя с китайским драконом…» - «Но в твоих картинах я его не заметил…» - «Он есть в старых зарисовках… А все началось с перышка, которое я нашла в детстве. Оно было очень похоже на дракона…»
7.
- «А могла бы ты представить город, спроектированный по твоим эскизам?» - «Да, все такое мягенькое, плавненькое. Хотя, знаешь, меня никогда не волновала практическая сторона проекта. Главное, чтобы интересно было сделано, а человек может приспособиться к любой среде обитания. Мы же, например, живем в панельных домах…» - «А кто твой любимый художник?» - «Ганс Рудольф Гигер! Тот самый, который придумал страшных персонажей для фильма «Чужой». Он, конечно, мрачный, но я вижу в нем свою красоту. Я люблю, когда картина похожа на ребус. Сначала замечаешь одного персонажа, потом внутри него другого и так до бесконечности. Вот видишь, последняя моя работа - там куча котиков. На самом деле она старая. Просто недавно доделала… У нас стал жить котенок, который был как две капли воды похож на моего умершего кота. Это было перевоплощение. Так родилась идея. На картине показаны восемь жизненных циклов моего усатого любимца. Девятую он живет со мной сейчас…» - «Покажи еще какую-нибудь картину!» Марго демонстрирует яркий глаз - солнце и продолжает: «Здесь изображен первый день Вселенной, гелиактический восход моей звезды. Это глаз Сопдет, который защищает мою умершую сторону. Она сопровождает меня сейчас и поможет взойти на небо, чтобы вернуться домой. Называется картина «Око времени». - «Ты стала больше использовать цвета». - «Да, мои работы стали цветными и более экспрессивными…»
8.
Чашечка с кофе давно опустела. Маргарита предложила сварить еще порцию, но я отказался. Я ковырял маленькие зернышки грейпфрута и думал о старикашке и далеких мирах, откуда он мог прилететь. «Марго, а какой твой самый эпатажный поступок?» - «Не буду говорить, иначе меня посадят, - смеется художница. - Ладно. Слушай. Я перед занятиями рисовала себе усы, как у одного нашего преподавателя, и ходила по аудитории со словами: «Я - Игорь Николаев, выпьем за любовь!» А еще в коридорах ему кричала: «Я вас люблю, уходите от жены, будем счастливы все мы!» Конечно, это было забавно, но самое веселье начиналось во время зачета. Этот преподаватель отыгрывался на мне и был счастлив только один…» Марго снова меняет тему. «Мне кажется, я всегда разговариваю сама с собой, - признается художница. - Вообще каждый человек, каждое событие нас чему-то учит. Из этого складывается жизнь… Ты знаешь, я всегда жду, когда меня заберут домой. Мне даже собирать ничего не надо. Я всегда готова… Многие для нашей планеты чужие. Идешь по городу и смотришь: этот не здешний, этот бедолага тоже…» «Марго, а что для тебя счастье?» - «Помню, как в детстве мы с бабушкой ходили в парк. И для меня было счастьем, когда во время прогулки мой живот делал что-то похожее на сальто. Это, наверное, бабочки там кувыркались… Счастьем также было катание на качелях, день рождения, игра во дворе в догонялки. А сейчас у меня давно нет такого ощущения, потому что этого ничего нет и не должно быть. Я просто усмирила свои эмоции. В детстве я была очень эмоциональной, а потом научилась себя контролировать настолько, что перестала чувствовать…» Проснулся ее годовалый сын Марк. Пришел с работы ее муж. Вся семья оказалась в сборе. И Марго снова стала Ритой.
9.
…Ночью мне приснился не¬обычный сон. Небесная корова разлила по космосу парное молоко. В белоснежном шелковом шельфе мне показали звезды далеких миров. На расстоянии 8,5 световых лет светила звезда Сириус А. Так я узнал, откуда прилетел старикашка и что произошло с Маргаритой…
_______
P.S. Внимание! 11 декабря [2015 года] в саранском арт-кафе «Маска» откроется персональная выставка Маргариты Володькиной. Приходите - вас ждут зашифрованные послания из других галактик!
Сергей Суворов
«Столица С», Мордовия, 11 декабря 2015