Краткие истории. Пароход «Н. В. Гоголь», Северодвинск

Dec 13, 2018 21:09

Ещё история флота здесь, здесь и здесь

Пароход «Н. В. Гоголь», Северодвинск
Самое старое пассажирское судно страны / Каждую неделю мы выбираем одно место, которое непременно стоит посетить / Статья 2013 года

Осадка - 150 см | Первый капитальный ремонт судна - 1939 год | Пароход в сутки расходовал - 40 м3 дров | От Вологды до Архангельска шел «Гоголь» - 4 суток. ©Другие краткие истории



Несколько раз «Гоголя» перевозили по земле из города в город, разбирая на части / Фото: Алексей Мрочко
История

Колесный пароход был построен в 1911 году под Нижним Новгородом, на Сормовском судостроительном заводе, по заказу Северного пароходного общества «Котлас - Архангельск - Мурман». Он не был единственным в своем роде: первым судном этой серии был заложенный в 1909 году «Михаил Криличевский» (переименованный потом в «Ивана Каляева»), на котором сюда приехали первые строители Северодвинска. Был у «Гоголя» и еще один брат-близнец - «Генерал Кондратенко», переименованный в «А. И. Желябова».

Меняли параходы не только имена («Преподобный Савватий» стал «Добролюбовым», «Преподобный Зосима» - «М. В. Фрунзе»), но и маршруты, «Криличевский» под конец стал тренировочной базой для сыктывкарского клуба юных моряков. А потом все их списали и распилили на металлолом.



«Иван Каляев» служил первым строителям Северодвинска и транспортом, и жилищем
И только «Гоголь» избежал этой участи: когда-то он был революционным боевым транспортом и госпиталем, потом возил грузы и пассажиров из Архангельска в Котлас, а в 70-х стал плавучей турбазой для работников флота и членов их семей.

Легенда

Капитальному ремонту пароход подвергался в 40-х годах, в 50-х и, как ни странно, в середине 90-х - сотрудники северодвинского завода «Звездочка», который ремонтирует индийские подлодки и строит норвежские рыболовные траулеры, просто отказались сдавать судно в утиль, хотя им пришлось компенсировать Северному речному пароходству стоимость 100 тонн металлолома. Вместо этого они бережно перебрали его по винтику, поменяли всю «начинку» и стали катать туристов. Так что «Гоголь» на плаву уже больше ста лет.



Помимо многочисленных российских чиновников на пароходе каталась шведская королевская чета
После всех ремонтов вместимость парохода изменилась: дореволюционные 700 пассажиров сидели на собственных тюках, нынешние 53 плывут в комфортабельных одно- и двухместных каютах. В 2013 году на пароходе можно было отправиться на несколько дней в круиз или совершить двухчасовую прогулку по Северной Двине. Правда, из-за внезапного обмеления реки судно не могло преодолеть всю дорогу до Котласа. Некоторые туристы жаловались на то, что маршрут менялся в худшую сторону прямо посреди плавания. Однако на следующий навигационный сезон местные турагентства тоже обещают продавать билеты. Видимо, «Гоголь» будет совершать короткие поездки в непосредственной близости от города.

Юлия Никитина
«Русский репортер», №46(324), 21 ноября 2013

20-й век, ретро и старина, техника и технологии, север, символы, флот, регионы, ссср, памятники и достопримечательности, архангельск, города и сёла, современность, история, рекорды, российская империя, россия

Previous post Next post
Up