Ещё литература РИ
здесь,
здесь и
здесь Всероссийский дедушка
Ивану Андреевичу Крылову - 250! / Первая полоса / Тема номера
Лучше бы на его голове смотрелась ворона, но и голубь подойдёт.
©Ещё с
Крыловым Иван Эггинк. Портрет баснописца И.А. Крылова, 1834
В многочисленных байках о Крылове эти птицы тоже возникают: дескать, великий баснописец любил их подкармливать, открывал окна петербургской квартиры, куда голуби и влетали, украшая интерьер продуктами жизнедеятельности. Следуя принципу, что естественно, то небезобразно, Иван Андреевич, как гласят поверья, смотрел на птичий помёт сквозь пальцы.Крылов сам придумывал и распространял о себе анекдоты и может показаться, совсем не заботился о репутации. Впрочем, скорее всего, он был первым в русской литературе, кто использовал для продвижения пиар: Иван Андреевич освоил технологии промоушена, умело создавая имидж первого русского сатирика с помощью скандалов и слухов.
Да и сама биография Ивана Андреевича благоприятствовала созданию яркого, парадоксального образа. Настоящий селфмейдмен выбился из провинциального дна к вершинам столичной популярности. Позиционировал себя в качестве простака, а был энциклопедистом и полиглотом. Представлялся лентяем, однако его литературная плодовитость вошла в историю. Одна из таинственных страниц прошлого, когда Крылов зарабатывал как профессиональный картёжник (а то и шулер), присовокуплялась ко всячески подчёркиваемому греху чревоугодия, что не помешало Ивану Андреевичу стать главным моралистом России, оставаясь таковым до наших дней.
Правда, в сравнении со многими современными «писателями-проектами» Крылов обладал немаловажным преимуществом: уникальным, самобытным даром - гениальностью.
_______
___
Тонкий человек под видом простодушного медведя
Его «улыбчивая сатира» была острым оружием / Библиосфера / Крылов - 250
«Он баснями себя прославил…» Эти слова П.А. Вяземского об Иване Андреевиче Крылове высвечивают самую яркую сторону богатой одарённости великого русского человека. Действительно, Крылов был и мастером сатирической прозы, и талантливым комедиографом, и поэтом, но именно басня принесла ему всенародную славу, сделала его по-настоящему знаменитым.
В 1809 году в Санкт-Петербурге вышла тоненькая книжка «Басни Ивана Крылова», ставшая событием начала XIX века. Басни поразили современников сатирической смелостью, естественностью и простотой языка: их бросились заучивать наизусть, советовать для детского чтения, а позже самого Крылова с лёгкой руки Вяземского стали называть дедушкой Крыловым.
Когда и откуда явился к нам этот талант? До сих пор нет единого мнения о годе и месте рождения баснописца. Сегодня наиболее достоверной датой появления Крылова на свет считается 2 (13) февраля 1769 года, а наиболее вероятным местом рождения - Москва.
Что знаем о семье? Не так уж много. Отца Крылова произвели в офицеры из солдат. Мать была умна, но неграмотна. Во время Пугачёвского бунта отец защищал Яицкий городок, и Пугачёв грозил казнью всей семье. В 1774 году глава семьи вышел в отставку, и Крыловы поселились в Твери. Иван не получил систематического образования: жили скромно, и он с 8 лет стал подрабатывать, а через год после смерти отца уже кормил всю семью. Есть сведения, что в 13 лет Крылов уехал в Петербург и поступил канцеляристом в Казённую палату. Устроился и тут же вызвал к себе мать и младшего брата. Остаётся догадываться, какая ноша легла на плечи подростка (ему 14 лет, а наследство отца - лишь сундук с книгами).
Между тем молодой Крылов уверенно входит в литературный и театральный круг того времени: знакомится с Г.Р. Державиным, сочиняет комическую оперу «Кофейница», пробует писать трагедии, возвращается к комедийному жанру, знакомится с драматургом Н.Б. Княжниным, и поначалу всё складывается как нельзя лучше. Но ссора с Княжниным и директором театра Соймоновым ведёт к тому, что дерзкому «мальчишке» приходится оставить драматургию. В это время умирает мать, но он не падает духом: устраивает судьбу брата; заводит новые литературные связи (в частности, знакомится с баснописцем И.И. Дмитриевым); пишет стихи, эпиграммы, первые басни и пробует себя в журналистике. Он берётся за журнал «Почта духов», в котором обличает пороки общества. За ним следуют журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий», в которых Крылов продолжает высмеивать существующие порядки. Известно, что неутомимый обличитель был вызван во дворец и беседовал с Екатериной II, после чего замолчал и надолго исчез из столицы и литературы.
Это время - самый тёмный период его биографии. Крылов жил в провинции без средств и определённых занятий, переезжал с места на место, подолгу гостил у знакомых. Играл в карты на деньги и ездил по ярмаркам, отыскивая партнёров. Был личным секретарём князя С.Ф. Голицына, жил в его имении, где для домашнего театра сочинил шуто-трагедию «Подщипа, или Трумф» - сатиру на Павла I. Пьеса была поставлена в поместье, а роль Трумфа сыграл её автор. При жизни Крылова она не печаталась, а разошлась в рукописях. После он пишет комедию «Пирог», а затем две пьесы: «Модная лавка», «Урок дочкам», что имели большой успех.
В 1804 году Крылов приезжает в Москву, где сходится с Дмитриевым и пробует себя в жанре басни: переводит Лафонтена, и первыми его опытами в этом роде становятся «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». Дмитриев в восторге, при его содействии эти басни и ещё одну «Старик и трое молодых» печатает журнал «Московский зритель». Публикация имела огромный успех, именно с неё начался путь Крылова на басенном поприще.
Чем пленяют басни Крылова? Отражением глубокого ума, которым был щедро одарён баснописец. «Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц» (Н.В. Гоголь).
Не секрет, что под масками животных Крылов выводил в баснях людей, пытаясь их предостеречь либо исправить. И, чутко улавливая и схватывая главное, заключал в морали самое важное из народного опыта. Вяземский сравнил его талант с зеркалом, являющим истину: «Где нужно, он навесть умеет / Своё волшебное стекло, / И в зеркале его яснеет / Суровой истины чело». К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой рекомендовали его басни для детского чтения, и сами помещали их в свои учебные книги, а В.Г. Белинский советовал давать детям басни Крылова, чтобы они «читали их и набирались мудрости».
Ещё один секрет басен Крылова в том, что мораль он раскрывал не путём сухих проповедей, а посредством живого слова, которым владел в совершенстве:
Мартышка, в зеркале
увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, - говорит, -
кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть
была похожа…
Вот он родной язык во всём великолепии! Речь автора естественно, легко «перетекает» в прямую. И персонажи на глазах «оживают». Вот она точность и яркость воплощения мысли! Вот она «сочность его разговорных пассажей», о которой писал Д.С. Мирский.
Язык басен Крылова простой, разговорный, а не усложнённо-вычурный. Действие в них стремительно: «Попрыгунья Стрекоза / Лето красное пропела; / Оглянуться не успела, / Как зима катит в глаза…». Или: «По улицам Слона водили, Как видно, напоказ…» Глаголы энергичные, напряжённые, сжатые как пружина: «Увидевши Слона, ну на него метаться, и лаять, и визжать, и рваться; ну так и лезет в драку с ним». Хрестоматийной Моське («Слон и Моська») не хочет уступить ни завистливая Лягушка - затеяла с Волом сравняться «и ну топорщиться, пыхтеть и надуваться» («Лягушка и Вол»), ни Свинья под Дубом из одно-имённой басни, что «наелась желудей досыта, до отвала; /Наевшись, выспалась под ним; / Потом, глаза продравши, встала / И рылом подрывать у Дуба корни стала…».
Какую басню ни возьми, увидишь, что «его сатира улыбчива». Но «это оружие острое и сильное, которое может больно задеть…» (Д.С. Мирский). И примеров тому достаточно.
Напитанные народной мудростью и соками живой речи басни Крылова подарили русскому языку крылатые выражения: «Уж сколько раз твердили миру…» («Ворона и Лисица»), «А Ларчик просто открывался» («Ларчик»), «У сильного всегда бессильный виноват» («Волк и Ягнёнок»), «Наделала Синица славы, / А моря не зажгла» («Синица»), «Ты всё пела? Это дело: / Так поди же, попляши!» («Стрекоза и Муравей»). «Слона-то я и не приметил» («Любопытный»), «А вы, друзья, как ни садитесь, / Всё в музыканты не годитесь» («Квартет»). И это далеко не всё.
Крылов писал, а люди сочиняли анекдоты, высмеивая его привычки. Сегодня многие охотно говорят на эту тему, а знают ли они, как даровит был баснописец? Он рисовал, прекрасно декламировал, интересовался математикой, знал иностранные языки, играл на скрипке. Около 30 лет работал в Императорской публичной библиотеке. Всё это совсем не вяжется с образом чревоугодника и ленивца. В Крылове, по словам Ф.Ф. Вигеля, были «…положены зародыши всех талантов, всех искусств. Природа сказала ему: выбирай любое, и он начал пользоваться её богатыми дарами». Крылов был человеком колоссального трудолюбия, результат которого - его непревзойдённые басни. Всего их у Крылова более двухсот.
Не все литераторы сразу приняли басни Крылова. Сначала резко выступал против них П.А. Вяземский: первым баснописцем он считал Дмитриева. А.С. Пушкин чутко уловил гениальность Крылова и, возражая Вяземскому, попал, что называется, в яблочко: «И что такое Дмитриев? Все его басни не стоят одной хорошей басни Крылова…»
Из-за тучности баснописца современники сравнивали его с медведем. А что сам Крылов? Он, казалось бы, жил по пословице: «Хоть горшком назови, да в печь не сажай!» Насколько был умён и даровит баснописец, прежде всех увидели Жуковский, Пушкин, Гоголь, Батюшков, Оленин. В.А. Жуковский точно подметил: «Крылов тонкий человек под видом простодушного медведя», а Пушкин называл его гениальным. Высоко отзывался о Крылове К.Н. Батюшков в письмах к Н.И. Гнедичу: «…этот человек загадка, и великая!..»; «Поклонись от меня бессмертному Крылову! Его басни переживут века!». Немало сделал для Крылова его почитатель и покровитель А.Н. Оленин.
Прошли века, но, не старея, живут басни Крылова, и мы по-прежнему читаем их наизусть. Почему? Потому что Крылов - народный поэт и в каждом русском сердце находит он отклик: «Я помню первый год от сотворенья мира. / Царапинами пуль помечена стена. / «Вороне где-то Бог послал кусочек сыра…» - / Учительница нам читает у окна…» - так отозвался Крылов в сердце поэта XX века Юрия Беличенко, чьё детство пришлось на военные и послевоенные сороковые. Прав оказался Вяземский, который пусть не сразу, но всё же пришёл к пониманию здорового реализма нашего великого баснописца и прозорливо подчеркнул его значение для русского будущего:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта - наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Екатерина Круглова
_______
И. А. Крылов и неизвестный. Рисунок О. Кипренского из альбома Олениных, 1810-е
Опасные странности
Воспетая Пушкиным, Варенька Оленина в своих «Записных книжках» прямо называет Крылова пьяницей / Литературные святцы
Даже странно как-то, что в «Литературной газете» не было до сих пор колонки или хотя бы уголка с разными занятными случаями из жизни литераторов, наших и иноземных, известных и не очень. Думается, пришла пора восполнить этот пробел, а начнём мы, пожалуй, как раз с нашего замечательного юбиляра.
Современники, признавая уникальность крыловского таланта, самого Крылова живописуют снисходительно-иронически - в их воспоминаниях он предстаёт изрядным обжорой и неряхой. Действительно, будучи штатным библиотекарем Императорской публичной библиотеки, Крылов там же и жил, и нередко развлекался, прямо из окна приманивая голубей, которые свободно летали по его жилищу, кормились тут же, тут же и оставляли следы своих посещений. Сам он философски резюмировал: «Что естественно, то угодно Богу, а что угодно Богу - не противно и человеку».
Воспетая Пушкиным, Варенька Оленина в своих «Записных книжках» прямо называет Крылова пьяницей, упоминает о его «беспрерывно сонной физиономии». Однако Иван Андреич человеком был очень даже практичным. Смирдин ему платил за каждую новую басню по 300 рублей - к началу 1830-х гг. поэт заработал уже 100 тысяч; а в 1834 году потребовал с издателя за басню уже по 500 рублей - и тот был-таки вынужден согласиться.
А чревоугодие - ну да, был такой грех. Однажды вечером Крылов зашёл к сенатору Абакумову, там как раз начинался ужин, сенатор и его гости уговорили Крылова поужинать с ними. Он долго не поддавался, говоря, что дома его ожидает стерляжья уха; но потом всё же сел за стол и съел столько, сколько все остальные вместе, - и сразу засобирался.
- Помилуйте, Иван Андреич, теперь-то куда торопиться? - закричали гости в голос.
- Да сколько ж вам говорить, что дома стерляжья уха ждёт, боюсь, простынет, - сердито буркнул Крылов и удалился с превеликой поспешностью.
Бывая при дворе, Крылов поругивал дворцовые обеды: суп нальют на донышко, пирожки - с грецкий орех, десерты крохотные, за добавкой не дотянешься. На одном из обедов у императрицы Марии Фёдоровны он усердно уминал всё предлагаемое - и Жуковский, чувствуя неловкость, шепнул: «Откажись хоть раз! Дай государыне тебя попотчевать!» - на что Крылов спокойно ответил, не прекращая жевать: «А вдруг не попотчует?»
Другой странностью Крылова была страсть к пожарам, стихия огня его завораживала, с несвойственным ему проворством спешил он на очередной пожар. Его арендодатель, всерьёз опасаясь за свою недвижимость, попросил Крылова подписать контракт, в котором поэт обязывался выплатить 60 тысяч рублей, если по его неосторожности в доме случится пожар. Иван Андреевич и бровью не повёл и приписал к сумме два нуля, добавив: «Это для вас будет хорошо, а для меня всё равно, ибо я не в состоянии заплатить ни той, ни другой суммы».
Широкой был души человек Иван Андреевич Крылов. Приятно вспомнить.
В архивах рылся Анатолий Белкин
© «Литературная газета», №6(6678), 13 февраля 2019