Ранее в серии классики фотоискусства:
Иван Шагин |
Эжен Атже |
Аркадий Шайхет Роберт Капа (Robert Capa)
(1913 - 1954 гг.)
Один из самых известных военных фотокорреспон- дентов XX века, один из основателей знаменитого фотоагентства “Магнум” (вместе с Анри Картье-Брессоном).Жизнь и творчество
Роберт Капа совсем не собирался становиться фотографом, к этому его подтолкнули жизненные обстоятельства. И только смелость, авантюризм и яркий изобразительный талант сделали его одним из самых известных военных репортеров двадцатого века.
Роберт Капа, а вернее Андре Фридман (псевдоним Роберт Капа появится несколько позже) родился 22 октября 1913 года в семье Дежо и Джулии Фридман, владевших модным ателье в Будапеште. У малыша был лишний палец на руке, который был удален вскоре после его рождения. Родители Андре и их друзья сочли это признаком неординарности и успешности в будущем, в чем, разумеется, не ошиблись.
Мать Андре была властна и трудолюбива, отец - щеголеват и беспечен. Но их брак был по-своему счастливым. У Андре было еще два брата: старший Ласло и младший Корнел. Андре был непоседлив и скор на слова и решения. На симпатичного подвижного ребенка оборачивались прохожие, он всегда был в центре внимания. Еще в подростковом возрасте Андре получил прозвище Банди, которое он носил до начала профессиональной карьеры.
Будучи подростком, Банди увлекся социалистическими идеями. Не последнюю роль в этом увлечении сыграл поэт и художник Людвиг Кассак, возглавлявший группу “левых” художников-авангардистов. Именно тогда в издававшемся художниками журнале Банди увидел фотографии американских фотографов-реформаторов: Якоба Августа Риса и Льюиса Хайна. Их работы сильно повлияли на все творчество будущего фотографа.
Обучаясь в высшей школе, Банди мечтал о карьере журналиста, что позволило бы ему совместить страсть к литературе и увлечение политикой. Карьера молодого писателя могла бы сложиться блестяще, ведь в то время в Будапеште выходило двенадцать утренних и семь вечерних газет. Но общество уже было пропитано фашистскими и антисемитскими настроениями, к тому же руководство университета ограничивало прием студентов-евреев. В начале тридцатых годов Банди участвовал в уличных демонстрациях, встречался с агитаторами-коммунистами и однажды был арестован. Банди спасла жена шефа будапештской полиции, которая была постоянной клиенткой салона его родителей. Именно с ее помощью молодой человек был выпущен из тюрьмы на следующий день. Однако Банди все же пришлось покинуть Венгрию. Так семнадцатилетний юноша оказался в политическом изгнании.
В июле 1931 года Банди Фридман приехал в Берлин, где был зачислен в университет на факультет журналистики. Но спустя год ему пришлось оставить учебу и найти работу, так как родители больше не могли высылать ему деньги. Банди устроился лаборантом в берлинское фотоагенство “Дефот”. Через какое-то время талантливого юношу заметил директор и Банди начал выезжать на съемки. В декабре 1932 года его командировали в Копенгаген на выступление Льва Троцкого. Выступая перед студентами, Троцкий запретил вести фотосъемку и ни один человек не мог приблизиться с камерой к трибуне. Но Банди все же удалось сделать несколько снимков. Это был его первый крупный репортаж, который опубликовали многие издания.
Фотографии 1932-1935 гг. (6 фото)
1. Мальчик-чистильщик обуви. Сан-Себастьян, Испания, апрель 1935 г.
2. Юный участник религиозного шествия на Страстной неделе. Севилья, Испания, апрель 1935 г.
3. Зрители, наблюдающие за религиозным шествием на Страстной неделе. Севилья, Испания, апрель 1935 г.
Первое посещение Капой Испании относится к весне 1935 г. На Пасху 1935 г. Капа провел несколько недель в Севилье и других городах, где фотографировал чопорные религиозные шествия Страстной недели и карнавальное веселье ежегодной весенней ярмарки. Пестрота испанской жизни, чередующей беззаботные празднества с парадной церковностью, нашла в снимках репортера великолепное отражение.
4. Лев Троцкий читает студентам Датского университета лекцию под названием «Значение Русской революции». Ноябрь 1932 г.
5. Лев Троцкий читает студентам Датского университета лекцию под названием «Значение Русской революции». Ноябрь 1932 г.
Капа отправился в Копенгаген, где высланный из СССР Лев Троцкий читал студентам Датского университета лекцию под названием «Значение Русской революции». Репортаж занял целую полосу в немецком журнале Der Weltspiegel. Это стало первой публикацией фотографа.
6. Саарланд (Saarland). Сентябрь 1934 г.
В 1933 году после прихода к власти Гитлера, Банди был вынужден покинуть Германию и какое-то время скитался по Европе. Сначала он уехал в Вену, затем перебрался в Будапешт, из которого в надежде на успешную карьеру фотографа, приехал в Париж. Однако в Париже его постигло разочарование и только в 1934 году, когда он встретил фотографа Андре Кертиша, ставшего его другом и наставником, жизнь в Париже начала понемногу налаживаться. Тогда же Банди познакомился с фотографами Дэвидом Сеймуром и Анри Картье-Брессоном. В кафе на Монпарнасе друзья обсуждали вопросы, касающиеся фотожурналистики и политики, обменивались опытом и критиковали работы друг друга.
В 1934 году Банди встретил Герду Таро, которая стала не только близкой подругой фотографа, но и его личным менеджером.
В 1935 году агентство “Дефот” по старой памяти командировало Банди на съемки в Испанию. Съемки прошли успешно, однако продать фотографии оказалось сложно, так как в то время в Париже работал его однофамилец, а в журналах указывалась только фамилия автора. К тому же Банди плохо знал французский и полноценного общения с редакторами французских журналов не получалось. Тогда и появился легендарный Роберт Капа - успешный и обаятельный американский фотограф, которого придумали сам Банди и Герда Таро. Фамилия “Капа” была созвучна с именем известного в то время голливудского режиссера - Франка Капра.
Таро и Банди создали фотоагентство, в котором Герда выполняла обязанности секретаря и менеджера, Андре Кертиш был лаборантом, а владельцем и по совместительству фотографом стал… американский фотожурналист Роберт Капа. Банди пришлось немало потрудиться, поддерживая реноме известного американца: он был первым на всех интересных событиях и делал исключительно скандальные снимки. Его фотографии порой были лишены художественной стороны и из-за этого у него возникали споры с Картье-Брессоном. Но Роберт Капа оправдывал себя тем, что его фотографии всегда продавались. Добившись признания во Франции, Капа и Таро уехали в США, где Роберт Капа был представлен как… французский фотожурналист, богатый и знаменитый. Обман вскоре раскрылся, но это было уже неважно, ведь владельцы изданий знали фотографа Роберта Капу, а читатели давно привыкли к его скандальным фотографиям.
Летом 1936 года в Испании началась гражданская война. Капа и Таро в числе журналистов оказались в горах Сьерра-Морена, где происходили ожесточенные боевые действия. Весь день - 5 сентября 1936 года - Капа провел в окопах, ожидая прихода марроканских добровольцев.
Фотографии 1936 г. (38 фото)
7. Солдат-лоялист. Барселона или пригороды, август 1936 г.
8. Солдаты-лоялисты на уличной баррикаде. Барселона, август 1936 г.
9. Собрание рабочих на одной из фабрик во время сидячей забастовки. Париж, май-июнь 1936.
10. Рабочие завода Renault во время сидячей забастовки. Булонь-Билланкур, Франция, май-июнь 1936 г.
11. Сидячая забастовка. Париж, май-июнь 1936 г.
12. Сидячая забастовка. Париж, май-июнь 1936 г.
13. Забастовщики получают корзину сарделек от сочувствующего движению мясника. Сен-Уэн, Франция, май-июнь 1936 г.
14. Сидячая забастовка на фабрике строительной компании Lavalette. Сен-Уэн, Франция, май-июнь 1936.
15. Спящие рабочие на фабрике Renaut в первую ночь сидячей забастовки. Булонь-Билланкур, Франция, 28 мая 1936 г.
16. Охранник магазина «Галери Лафайет» дремлет на скамейке на террасе крыши здания во время сидячей забастовки. Париж, июнь 1936 г.
17. Участники сидячей забастовки. Сен-Уэн, Франция, май-июнь 1936 г
18. Шахтеры, приветствующие Народный фронт взмахами сжатых кулаков. Париж, 14 июля 1936 г.
После победы на выборах Народного фронта рабочие ожидали реформ и немедленного принятия новых законов. В мае и июне 1936 г. по Франции прокатилась волна сидячих забастовок, которые фактически парализовали промышленность. В течение нескольких недель Капа активно снимал репортажи на территории фабрик, где рабочие проводили дни в бездействии и ночевали у своих станков. Кроме того, Капа сделал фоторепортаж о сидячей забастовке в «Галери Лафайет», одном из крупнейших универсальных магазинов Парижа.
19. Немецкие делегаты съезда в защиту мира. Верден, Франция, 12 июля 1936 г.
20. Немецкие делегаты съезда в защиту мира. Верден, Франция, 12 июля 1936 г.
21. Слепые французские ветераны на съезде в защиту мира. Верден, Франция, 12 июля 1936 г.
22. Верден. Франция. 12 июля 1936 г.
12 июля 1936 г. Капа фотографировал международный съезд в защиту мира, посвященный двадцатой годовщине окончания битвы при Вердене в ходе Первой мировой войны. В съезде участвовали многие ветераны битвы с французской и немецкой сторон. Милитаристское правительство Германии с неохотой допустило участие в съезде немецких граждан. Свастика уже появилась на государственном флаге Германии, но большинство участников съезда предположительно были антифашистами.
23. День взятия Бастилии. Париж, 14 июля 1936 г.
24. День взятия Бастилии. Париж, 14 июля 1936 г.
25. Танцы на улице в День взятия Бастилии. Париж, 14 июля 1936 г.
26. Близ Барселоны. Август 1936 г.
27. Ополченцы-лоялисты. Близ Барселоны, август 1936 г.
В начале августа 1936 г. Капа и Герда Таро отправились в Барселону снимать первые репортажи об испанской гражданской войне.
28. В саду Люксембург. Париж, 1936 г.
Героями многих парижских фотографий Капы 1930-х годов являются дети, изумленно наблюдающие загадочную и непостижимую взрослую жизнь.
29. Уличные акробаты с дрессированным медведем. Мадрид, август-сентябрь 1936 г.
30. Лизьё. Франция. 1936 г.
31. На выставке лошадей. Париж, 1936 г.
32. Зрители, наблюдающие ежегодный парад в честь перемирия в Первой мировой войне. Париж, 11 ноября 1936 г.
33. Артисты проходят кинопробы на конкурсе Ciné Crochet перед кинокамерой и зрителями. Париж, весна 1936 г.
34. Париж. 1936 г.
35. Париж. 1936 г.
36. Париж. Весна 1936 г.
37. Париж. Весна 1936 г.
38. Париж. Весна 1936 г.
39. Сен-Дени. Франция. 3 мая 1936 г.
40. Сен-Дени. Франция. 3 мая 1936 г.
41. Сен-Дени. Франция. 3 мая 1936 г.
42. Сен-Дени. Франция. 3 мая 1936 г.
43. Леон Блюм. Париж, 14 июля 1936 г.
44. Лоялистский ополченец в момент смерти. Сьерра-Морена. 5 сентября 1936
Позже он вспоминал: “Это был один из самых страшных дней войны, когда автоматные очереди поливали окопы одна за другой”. Но именно в этот день Роберт Капа сделал свой самый знаменитый снимок. Когда началась очередная атака и затрещали автоматы, Капа высунул свою “лейку” и вслепую сделал снимок. Камера запечатлела падающего, смертельно раненого солдата. Фотография получила название “Лоялистский ополченец в момент смерти, Сьерра-Морена, 5 сентября 1936” или просто “Смерть Солдата Лоялиста”. Она была напечатана в журнале “LIFE” и во многих других изданиях. Фотография вызвала множество споров, на которые Капа всегда яростно возражал: “на войне нет необходимости в постановке, правда становится лучшими иллюстрациями, лучше пропагандой”. Именно тогда и сформировалось личное кредо фотографа: “если твои фотографии недостаточно хороши, значит, ты недостаточно близок к объективу”.
1936 и 1937 годы Роберт Капа провел в Испании, борясь с фашизмом всеми доступными для журналиста способами. В эти годы он был постоянным автором практически всех французских газет “левого” толка.
Фотографии 1937 г. (30 фото)
45. Праздник Первого мая. 1 мая 1937 г.
46. Пик Сольюбе, фронт Бильбао. Испания. 7 мая 1937 г.
47. Пик Сольюбе, фронт Бильбао. Испания. 7 мая 1937 г.
48. Пик Сольюбе, фронт Бильбао. Испания. 7 мая 1937 г.
49. Фронт Бильбао. Испания. 7 мая 1937 г.
50. Фронт Бильбао. Испания. 7 мая 1937 г.
В начале мая 1937 г. фашистские войска приблизились к баскскому городу Бильбао в северной Испании. 7 марта они совершили нападение на пик Сольюбе, стратегическую возвышенность хребта невысоких гор, который был последней линией своеобразных естественных укреплений города. Капа фотографировал решающую битву, одержав победу в которой лоялисты временно приостановили дальнейшее продвижение фашистов.
51. Бильбао. Испания. Май 1937 г.
52. Бильбао. Испания. Май 1937 г.
53. Бильбао. Испания. Май 1937 г.
54. Бильбао. Испания. Май 1937 г.
55. Склад горюче-смазочных материалов, тушение пожара после фашистского авианалета. Бильбао, Испания, май 1937 г.
56. Беженцы из Малаги. Альмерия, Испания, февраль 1937 г.
57. Беженцы из Малаги. Альмерия, Испания, февраль 1937 г.
58. Беженцы из Малаги. Альмерия, Испания, февраль 1937 г.
59. Беженцы из Малаги. Альмерия, Испания, февраль 1937 г.
Когда 8 февраля 1937 года фашисты заняли южный город Малагу, десятки тысяч беженцев устремились по прибрежной дороге в Альмерию, лежащую в 150 милях к востоку. Многие из беженцев были убиты во время налетов самолетов-штурмовиков или при обстрелах морской артиллерии, другие скончались от голода и истощения. Вечером 12 февраля фашисты нанесли последний удар, разбомбив Альмерию, улицы которой были заполнены спящими беженцами.
60. Жак Дюкло, лидер французской компартии, обращается к горожанам на День взятия Бастилии. Париж, 14 июля 1937 г.
61. Жак Дюкло, лидер французской компартии, обращается к горожанам на День взятия Бастилии. Париж, 14 июля 1937 г.
62. Жак Дюкло, лидер французской компартии, обращается к горожанам на День взятия Бастилии. Париж, 14 июля 1937 г.
63. Леон Жуо, лидер французского объединения профсоюзов (Всеобщая конфедерация труда). Париж, апрель 1937 г.
64. В тренировочном зале «Стиллманз». Осень 1937 г.
65. В тренировочном зале «Стиллманз». Осень 1937 г.
66. В тренировочном зале «Стиллманз». Осень 1937 г.
В сентябре-октябре 1937 г. Капа приезжал к своей матери и брату, которые жили в Нью-Йорке. Заодно в это время по заказу журнала LIFE фотограф сделал репортаж о знаменитом тренировочном зале «Стиллманз», где тренировались чемпионы-боксеры. До сих пор Капа работал по преимуществу при естественном освещении и не особенно хорошо был знаком с техникой съемки со вспышкой. Столкнувшись с определенными трудностями при съемке в плохо освещенном спортивном зале, Капа попросил помощи у своего друга Андре Кертеша. Результатом их сотрудничества и стали представленные здесь снимки.
67. Теруэл, Арагонский фронт. Испания. 21 декабря 1937 г.
68. Теруэл, Арагонский фронт. Испания. Декабрь 1937 г.
69. Теруэл, Арагонский фронт. Испания. Декабрь 1937 г.
70. Теруэл, Арагонский фронт. Испания. Декабрь 1937 г.
71. Теруэл, Арагонский фронт. Испания. Декабрь 1937 г.
72. Теруэл, Арагонский фронт. Испания. Декабрь 1937 г.
73. Теруэл, Арагонский фронт. Испания. 21-24 декабря 1937 г.
В декабре 1937 г. и январе 1938 г. Капа снимал битву у Теруэла. Теруэл, стратегический город на северо-востоке Испании, в октябре был захвачен фашистами. Лоялистам удалось отвоевать город только после 24-дневной осады. Капа вошел в Теруэл вместе с первыми отрядами лоялистов.
74. Капа. Нью-Йорк. 1937 г.
Окончание