Дмитрий Бальтерманц(1912 - 1990 гг.)
Дмитрий Бальтерманц - известнейший советский фотомастер, классик военного фоторепортажа.
НачалоВ годы хрущевской «оттепели» Дмитрий Бальтерманц пережил настоящий расцвет своей популярности. В это время советские фотолюбители смогли увидеть многие «архивные», ненапечатанные в свое время фронтовые работы мастера, запечатлевшие не только подвиг, но смерть, горе, тяготы войны. Фотограф стал известен и за границей - персональные выставки Дмитрия Бальтерманца в Лондоне (1964) и Нью-Йорке (1965) сделали его мировой знаменитостью.
В скудные послевоенные годы «огоньковские» обложки Бальтерманца вырезали и вешали дома вместо картин - не ради идеологической выдержанности, а «для красоты». Парадные портреты Коненкова и Айтматова, Яблочкиной и Лихачева - будто не моментальные вспышки магния, а написанные маслом полотна. Не меньшим успехом пользовались и «бытовые» снимки мастера, ведь фотографу удалось изобрести собственную формулу соцреализма - репортаж плюс постановочная съемка.
Фотографии 1955-64 гг. (32 фото)
61. Залив Халонг-восьмое чудо света. Вьетнам. 1955 г.
62. Земля Вьетнама. 1955 г.
63. Никита Хрущев. Из серии "Шесть генеральных". Лето. 1955 г.
64. Николай Булганин, Никита Хрущев и Михаил Суслов. Лето. 1955 г.
65. Отъезд из ГДР. 1955 г.
66. По дорогам Венгрии. 1955 г.
67. Прием на подмосковной даче. Лето. 1955 г.
68. Сплав бамбука. 1955 г.
69. Взаимное кормление- обычай высшего кашмирского гостеприимства (Визит Никиты Хрущева в Индию). 1956 г.
70. Витрина. 1956 г.
71. Мост через Днепр. Киев. 1958 г.
72. Пляж на Днепре. 1958 г.
73. Плотина Братской ГЭС. конец 50-х гг.
74. Легкоатлет Валерий Брумель. 1960 г.
75. Москва. 1960 г.
76. Москва. 1960 г.
77. Москва. 1960 г.
78. Москва. 1960 г.
79. Москва. 1960 г.
80. Москва. 1960 г.
81. Москва. 1960 г.
82. Москва. 1960 г.
83. Подписание Декларации мира. 1960 г.
84. Аргументы Никиты Сергеевича. Ташкент. 1961 г.
85. Дорога к заключительному слову. Последний партийный съезд Н.Хрущева. 1961 г.
86. Охраняя наше небо. 1961 г.
87. Пока все вместе...(закрытие 22 съезда КПСС). 1961 г.
88. В последний раз на трибуне Мавзолея. 1 мая. 1964 г.
89. Главные часы государства. 1964 г.
90. Новое поколение. Москва. 1964 г.
91. После парада. Москва. 1964 г.
92. Штангист Юрий Власов. 1964 г.
Саму постановочную съемку Бальтерманц доводил до виртуозности, не переставая «шлифовать» фотографию в течение долгих лет. В частности, знаменитых «Кукрыниксов» Дмитрий Бальтерманц выполнил сначала в черно-белом варианте, а затем, когда спустя годы в советской фотографии появился цвет, переснял сценку на цветную пленку, практически не изменив ее композиции.
Фотографии 1960-х гг. (29 фото)
93. "Прорубают" проспект Калинина. Начало 1960-х гг.
94. Обсерватория на Арагаце. Начало 1960-х гг.
95. Наука и религия. Москва. Начало 1960-х гг.
96. Без названия. 1960-е гг.
97. Без названия. 1960-е гг.
98. Ветер. Нефтяники Каспия. 1960-е гг.
99. Без названия. 1960-е гг.
100. Без названия. 1960-е гг.
101. Вечерняя Москва. 1960-е гг.
102. Волжская ГЭС. 1960-е гг.
103. Геодезисты. 1960-е гг.
104. Дождь. 1960-е гг.
105. Дороги пустыни. 1960-е гг.
106. Из серии "Коля живет в Москве". 1960-е гг.
107. Индустриальный пейзаж. 1960-е гг.
108. Канатоходец. Ташкент. 1960-е гг.
109. Карьер. Якутия. 1960-е гг.
110. Киевский вокзал. 1960-е гг.
111. Кот-рыболов. 1960-е гг.
112. Лежбище котиков. Камчатка. Остров Медный. 1960-е гг.
113. ЛЭП. 1960-е гг.
114. Наш завод. 1960-е гг.
115. Ожидание. 1960-е гг.
116. Пчелы. 1960-е гг.
117. Разъезд. 1960-е гг.
118. Сушка шкур. 1960-е гг.
119. Ташкент. 1960-е гг.
120. Узбек-крестьянин. 1960-е гг.
121. Шаболовка. Из серии "На разных высотах". 1960-е гг.
Охотно пользовался фотограф и фотоколлажем. Например, известнейший снимок военных лет «Горе» в своем окончательном варианте, опубликованном в 1975 году, приобрел в своей верхней части тяжелые облака, которые были впечатаны из другого кадра. В результате снимок и по сегодня служит убедительным примером искусного сочетания потрясающего по силе репортажного документального изображения с «заимствованным» компонентом. Работа, запечатлевшая обессиленных женщин, которые разыскивают тела родных в освобожденной от врага Керчи, обошла стенды отечественных и международных выставок, увидела свет на страницах многих изданий и немало прибавила к известности автора.
Другое применение фотоколлаж нашел в снимках «официального» жанра. На однажды отснятую трибуну мавзолея, где обычно выстраивались руководители советского государства во время торжественных парадов, Дмитрий Бальтерманц наклеивал фигурки партийных «боссов», специально увеличивая размеры вождя. Переснимая полученный коллаж, фотограф «выравнивал» естественную неровность ближайшего окружения Сталина и получал «идеально правильную композицию». Впрочем, опасные игры пришлось оставить после того, как отец народов заметил в снимках неладное и потребовал объяснений.
Фотографии 1965-72 гг. (17 фото)
122. В первый раз без Хрущева (Алексей Косыгин, Леонид Брежнев и Анастас Микоян на трибуне Мавзолея). 1 мая. 1965 г.
123. Строители Москвы. 1966 г.
124. Была война...9 мая. 1970 г.
125. Высотник. 1970 г.
126. Пейзаж. 1970 г.
127. Старая деревня. Начало 1970-х гг.
128. Эпоха Брежнева. Начало 1970-х гг.
129. Панорама Москвы. 1970-е гг.
130. Стройка. 1970-е гг.
131. Доярки с Алтая. Из серии "Путешествие по сибирской реке Обь". 1971 г.
132. Из серии "Путешествие по сибирской реке Обь". 1971 г.
133. Нефтяник. Из серии "Путешествие по сибирской реке Обь". 1971 г.
134. Трубы для газопровода. Из серии "Путешествие по сибирской реке Обь". 1971 г.
135. Встреча в тундре. Из серии "Встречи с Чукоткой". 1972 г.
136. Модницы. Из серии "Встречи с Чукоткой". 1972 г.
137. Птичий базар. Из серии "Встречи с Чукоткой". 1972 г.
138. Рыбак. Из серии "Встречи с Чукоткой". 1972 г.
Вообще, снимки официальных лиц в творчестве Дмитрия Бальтерманца стоят особняком. Мастер оставил потомкам фотографии шестерых генсеков - от Сталина до Горбачева. Самое удивительное в этих работах то, что, запечатлевая вождей в официальной обстановке, фотограф, тем не менее, умудрялся подчеркнуть индивидуальность каждого лица, создать фотографию, которая, отвечая принятой идеологии, все же тонко выражала саму суть эпохи. Сталин здесь всегда в окружении напряженных, сосредоточенных соратников - Молотова, Жданова, Берии. Хрущев - постоянно играет роль: и на трибуне с початком кукурузы в руке, и на госдаче в кругу “допущенной к телу” интеллигенции. Либеральный настрой Горбачева угадывается даже в том, как он позирует - сидя нога на ногу.
По советским меркам карьера Бальтерманца была очень успешной - он много снимал, публиковался и выставлялся, имел возможность работать за границей, входил в жюри престижных мировых фотоконкурсов. Блестящий профессионализм, безупречное чувство композиции (если Родченко изобрел диагональную композицию, то математик Бальтерманц был виртуозом горизонтали), врожденный аристократизм и хорошие отношения с властью позволяли ему оставаться независимым художником-космополитом. Уникальная художественная интуиция и высочайшее мастерство делали фотографии мастера шедеврами, что бы он ни снимал - окоченелые тела в окопах, каплю росы на цветке, героические портреты рабочих, бескрайние виды Волги, суровую сибирскую тайгу и комсомольцев, прокладывающих сквозь нее БАМ.
Фотографии 1973-87 гг. (15 фото)
139. Союз писателей. Шараф Рашидов и Леонид Брежнев. 1979 г.
140. У вечного огня. 1985 г.
141. Байкало-Амурская магистраль. 1974 г.
142. Байкало-Амурская магистраль. 1974 г.
143. Байкало-Амурская магистраль. 1974 г.
144. Широкая натура.Приезд Леонида Брежнева в Узбекистан. Из серии Шесть генеральных. 1979 г.
145. Не оглядываясь назад (Два Ильича). 1981 г.
146. Последнее награждение Леонида Брежнева. 1981 г.
147. Союз нерушимый. 1981 г.
148. Похороны Леонида Брежнева. Ноябрь. 1982 г.
149. Похороны Леонида Брежнева. На первом плане Юрий Андропов, за ним Константин Черненко. Из серии "Шесть генеральных". Ноябрь. 1982 г.
150. Прощание. Ноябрь. 1982 г.
151. В ожидании гостей (Первый официальный прием Константина Черненко). Из серии "Шесть генеральных". 1984 г.
152. Встреча Михаила Горбачева и Рональда Рейгана. Из серии "Шесть генеральных". 1987 г.
153. Рональд Рейган и Михаил Горбачев в саду Белого дома. Декабрь. 1987 г.
В отличие от многих его современников, Дмитрию Бальтерманцу удалось создать визуальный язык, понятный не только для советских, но и для западных экспертов и зрителей. Он принадлежит к немногочисленной плеяде советских фотографов, еще при жизни получивших признание за рубежом. Его знали и любили Анри Картье-Брессон, Джозеф Куделка, Марк Рибу, Робер Дуано и другие мэтры европейской фотографии.
Биография
13 мая 1912 г. Родился в Варшаве.
1915 г. Семья перезжает в Москву.
После 1917 г. По окончании школы работает помощником булочника, ассистентом архитектора, киномехаником, наборщиком в типографии газеты «Известия».
1935 - 1939 гг. Студент механико-математического факультета Московского университета. Подрабатывает фотокорреспондентом в различных газетах и журналах.
1939 г. Офицер Красной Армии. Преподает математику в Военной академии в Москве. В качестве внештатного корреспондента «Известий» снимает присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии.
1940 г. Зачислен в штат газеты «Известия».
1941 - 1943 гг. Фронтовой корреспондент газеты «Известия». Снимает оборону Москвы, военные действия в Крыму и Сталинграде. Из-за ошибки редактора разжалован и попадает в штрафной батальон. Получает тяжелое ранение.
1944 - 1945 гг. Фронтовой фотокорреспондент армейской газеты «На разгром врага». Снимает военные действия в Польше и Германии.
1945 -1990 гг. Работает в журнале «Огонек», органе печати ЦК КПСС. Выполняет фотографии, которые становятся «лицом» журнала. Приобретает известность в СССР и за границей.
С 1960 г. Многочисленные персональные выставки в СССР и других странах мира: Франции, Италии, Великобритании, Венгрии, Финляндии, США и др.
С 1965 г. Член редколлегии и руководитель фотоотдела журнала «Огонек».
1970 - 1990 гг. Президент фотосекции Союза Общества дружбы с зарубежными странами.
1985 - 1987 гг. Член жюри World Press Photo.
июнь 1990 г. Скончался в Москве.