В рубрике «Точечка на карте» будут появляться занимательные рассказы о самых дальних уголках России, о людях, проживающих в удивительных местах, и о поразительных явлениях, коими был свидетелем Ваш покорный слуга.
Убежден, что наша страна чрезвычайно богата на странности и любопытности. Вас ждут потрясающие открытия! Иногда все же придется погрустить, ибо наши беды - не только дураки и дороги, но и воровство, пьянство, короткая память, идолопоклонство, лень, пофигизм... ну, да ладно, ворчать - не наша стезя.
Текст и фото
© Геннадия Михеева
В оглавлениеЧухломское море
Вне времени Костромская область
Это было лет пятнадцать назад. Бродя по берегу, я столкнулся нос с носом с девочкой лет восьми, которая пыталась куда-то гнать корову большую ее раз, наверное, в десять. Корова, хоть не охотно, но слушалась, а мы с девочкой разговорились.
Я с привычной заносчивостью, присущей, наверное, всем городским, спросил, нравится ли ей жить здесь. Она ответила по-деревенски просто: “Ну, нравится...” - “А на море, к примеру, не хотела бы съездить?” - “Как? Вот же оно, море! Вы что, не видите?!”
2.
3.
Разговор происходил у Чухломского озера, почти под самыми стенами Авраамиева-Городецкого монастыря, самого, по моему убеждению, красивого монастыря во всей России. Эх, с чем можно сравнить счастье возвращения через какое-то времени к месту, которое тебя когда-то очаровало! Только бы не разочароваться...
4.
5.
Но нельзя войти в одну реку дважды. Никогда не возвращайся туда, где тебе было хорошо. Тогда, в середине 90-х, здесь и дорог-то приличных не было - только разбитые проселки. А теперь - ну-ка же! - даже асфальт ведет к монастырю... Деревенька Аринино, близ которой мы столкнулись с девочкой, теперь - дачная местность. Да что там говорить: сама девочка теперь, наверное, уже красавица-девица и теперь для нее озеро - вовсе не море, а так... Хотя, - почему и не море? Есть ведь на Святой земле такое море, которое в Библии называется Галилейским, так вот, оно даже меньше Чухломского...
6.
Почти все древнейшие русские города (Псков, Новгород, Ростов, Галич, Белоозеро, Изборск) основывались не берегах озер. Город Чухлома здесь - не исключение. Сам город разлегся на холмах на юго-восточном берегу озера, а напротив Чухломы, на северном берегу, тоже на холме, стоит монастырь. По прямой это около 10 километров, но громадный храм и колокольня видны из города в любую погоду. Наверное, так и было задумано когда-то иноком Авраамием, учеником Сергия Радонежского, который впервые пришел к Чухломскому морю, на берегах которого в то время проживало языческое племя чудь. Место для обители Авраамий выбрал самое видное, чтобы через красоту люди приобщались и к христианской вере. Был смысл и в том, что монастырь расположился как бы на линии, проведенной из города через центр озера. Образуются как бы два “полюса”: житейский и духовный. И пусть человек выбирает, к какому ему “пристать”.
7.
Как несколько лет назад, так и сейчас я прошел пешком от монастыря до города. Ходу - где-то 2,5 часа. Несмотря на поздний вечер, по трассе то и дело в сторону Костромы проезжали грузовики с лесом. Мне уже говорили о том, что местное население живет продажей леса, причем, рубка его, как правило, нелегальная и дело здесь связано с криминалом. Но что делать людям, если все сельское хозяйство на северных неплодородных землях сейчас в упадке? Чем еще им кормиться? На полдороги, у деревни Починок, я увидел вообще невообразимое: за широким столом, прямо у обочины, шумно пировали... кавказцы! Как на картине Пиросманишвили, человек сорок... Вот, тебе и Русский Север! Да, что-то все же изменилось...
8.
Кроме леса, мужчины в Чухломе занимаются самым распространенным в России “отхожим” промыслом, который здесь почему-то принято называть “строительством бань для москвичей”. Москвичи их величают “гастарбайтерами”. Что там строят чухломичи в первопрестольной и других больших городах - бани, дачи, небоскребы или дворцы - не важно, но те мужики, которые регулярно уезжают на длительное время на “промысел”, обычно возвращаются хоть и не богачами, но с вполне приличными деньгами. Именно поэтому в Чухломе трудно встретить нищих или просто “бичей”: все как бы при деле. В мужчинах-чухломичах чувствуется какая-то стать, внутренняя уверенность в себе; посмотришь на такого отца семейства, гордо ведущего под одну руку красавицу-жену, а другой везущего дорогую коляску с полненьким дитем, - и сам как-то уменьшаешься в росте, что ли. Вот, только не понятно: что будет, когда все бани и дворцы будут построены и весь лес вырублен? Ведь в Чухломе не налажено ни одного производства...
9.
Маленькая, с 4-тысячным населением, Чухлома всегда умудрялась жить получше других городов. Просто, традиция такая была: работать и не задавать “проклятых” вопросов о том, что твой труд может обогатить какого-то там “дяденьку” (есть, черт возьми, в русском миропонимании такой “прыщик”). Взять, к примеру, историю чухломского рода Июдиных, который ведет свою родословную с XVI века.
10.
Начинали они с простых вещей - ловли знаменитых чухломских карасей и добычи зверя - но вскоре род возвысился до того, что один из Июдиных, Федор Иванович, был занесен в книгу знатнейшего купечества Российской империи. Он обогатился на международной торговле, в которой неплохой доход приносило вовсе не сырье (продажей которого, кстати, перебивается сейчас наше государство), а готовый, качественный продукт. Июдинские обозы с пенькой, льняным семенем и мехами перегружались на суда и сплавлялись по Сухоне и Двине до Архангельска, где у Федора Ивановича имелись собственные заводы. Дальше, в Англию и Голландию, отправлялись канаты, кожа и великолепно выработанная пушнина. Возвышение Июдина прервано было чрезвычайным происшествием: в 1809 году караван с его кораблями был захвачен турками. И, хотя через несколько лет Июдин смог в счет контрибуции вернуть свои деньги, имя его к тому времени было вычеркнуто из списка знатных купцов и он был признан банкротом. Федор Иванович более не решился заниматься коммерцией “по-крупному”, переселился в Одессу, и его потомки впоследствии разъехались по всей России.
11.
Один из Июдиных, Геннадий Васильевич, осел в Красноярске. Прославился он не тем, что тоже принадлежал к купеческому сословию, а своей уникальной библиотекой, которая состояла из 80 тысяч книг и 100 тысяч рукописей. Геннадий Васильевич, к тому же, издал двухтомный труд “Материалы г. Чухломы и рода костромичей Июдиных”. В конце своей жизни оставшийся одиноким, он предложил свою библиотеку царскому правительству, но чиновники были заняты решение других проблем и отвергли предложение. Кончилось тем, что в 1907 году собрание перекочевало в Америку и теперь оно является частью собрания Библиотеки конгресса США.
12.
Озеро, “Чухломское море”, постепенно теряло то значение, которое имело раньше: значение кормильца. То, что на гербе Чухломы красуются две скрученные жестяные остроги на голубом фоне, призванные напоминать о распространенности здесь рыбацкого промысла, теперь имеет, к сожалению, только историческое значение. Главная “достопримечательность” озера - знаменитые чухломские караси, подававшиеся некогда к самым высоким столам, теперь - большая редкость. В нашу эпоху произошла трагедия, может быть, и местного масштаба, но - сравнимая с исчезновением мамонтов в незапамятные времена: карась погиб.
13.
Многие до сих пор спорят о том, почему это случилось. Сходились лишь в одном: что-то было нарушено в хрупком равновесии, в негласном договоре природы и человека. И знаете, с кем мне удалось поговорить об экологии озера? Не поверите: с Июдиным! Нет, не с Федором Ивановичем и не с Геннадием Васильевичем: со Львом Анатольевичем Июдиным, достойным продолжателем традиций славного рода.
14.
Лев Анатольевич 46 лет проработал директором Чухломской ветеринарной лаборатории, а потому о биологии и проблемах озера знает немало. Даже адрес у Июдина “знаковый”: улица Озерная, дом 1. Сейчас он на пенсии, но, тем не менее, боль от происходящего в Июдине не утихает. И вот, почему:
15.
- ...Собственно, у всех чухломичей, будто бы, в душе заложена любовь к нашему “морю”. Нет таких людей, чтобы были равнодушны. Отец у меня был охотник-промысловик, дед тоже к этому делу отношение имел. Да и вообще, вся наша родня в той или иной степени с озером связаны были. Раньше я не помню того, чтобы с озером были какие-то проблемы. Существовали рыбартели, вели промышленный лов, но в те времена относились к озеру не как потребители, а с бережливостью. То, что случилось в последние годы, а именно, “заморы”, - это что-то такое, о чем тогда и помыслить нельзя было.
16.
- Что за “заморы” такие?
- Вот, представьте себе: выходите вы утром на берег, смотрите - а вода до самого горизонта сплошь усеяна рыбой, всплывшей “кверху брюхом”. Вот, это и случилось однажды с нашим карасем. А за ним и ерш погиб.
17.
- Почему?
- Здесь, много мнений. По-моему, главная причина в том, что в придонной части скопился сероводород, сказалось, что в тот год была маловетреная погода и не было дождей, а ведь карась - рыба придонная. Озеро вбирает в себя много рек, а вытекает из него одна: Векса. Раньше на Вексе Григорьевская мельница стояла и она большое значение имела: ее плотина поддерживала уровень озера. Само “море” не глубокое, около полутора метров и только в “глубях”, которые у нас называются Елочная, Южная и Озерко, глубина до шести метров. Вот, рыбе-то тогда и некуда было деваться...
18.
- Неужели в прежние времена не было засушливых лет? Рыба-то не погибала...
- Да, главное, конечно - это антисанитария озера. Вся грязь из города, органика с ферм, химия с полей (правда, сейчас-то химии не стало оттого, что колхозы обнищали) - все шло в озеро. И еще, вот что: мотолодки все завели, и у людей какая привычка появилась: приплыли, бачек бензиновый промыли - и в озеро...
19.
И все-таки, озеро площадью в 5,5 тысяч гектар способно еще самоочищаться. Не стало, к примеру, удобрений на полях - все приплод рыбе. Карпа вот попытались искусственно развести - он прижился. Правда, некоторые специалисты намекали на то, что на карася напала какая-то неведомая болезнь, но за недоказанностью версию отмели. Немножечко карася все-таки осталось. И вот, что заметил Лев Анатольевич (он сам - заядлый рыбак): карась нашел своеобразный “выход” из положения: он смог каким-то образом скреститься с карпом и в результате в рыбацкие сети частенько стала попадаться странная рыба, которая очень похожа на гибрид карася с карпом. Водится в озере еще линь, окунь, плотва (ее здесь называют сорожкой), щука. Но о промышленном масштабе лова речи идти не может.
20.
В начале 90-х были распущены рыболовецкие артели, а вскоре ликвидирован колхоз “Путь Ленина”, тоже специализировавшийся на рыбе. После того на озере настал форменный беспредел. Удочку здешние рыбаки не жалуют: ловят сетями. А в сети попадается не только рыба. Это еще и коварная ловушка для дичи. Сети разрешены официально, и даже в тот период, когда у уток только-только появляются выводки. Берешь себе лицензию - и ставь сеть хоть в километр длиной. А то, что в ней могут запутаться и утки, и утята, - это даже рассматривается как удача. За день таким “нечеловеческим” способом можно наловить и 30, и 50 уток...
21.
Лев Анатольевич частенько спорит с рыбинспектором на тему этих самых сетей, на что тот парирует: “Людям надо ловить рыбу, чтобы прожить...” Хотя, некоторые породы рыб запрещены к лову, рыбаки, как правило, на разбирают, что там попалось в их сети. “Метут” все подряд.
- Рыбинспектор у нас парень молодой, старательный, - размышляет Июдин, - но он один на все озеро и контролировать его полноценно не может. Разве он способен проследить, что и карася, и линя тайком ловят? Ему бы хотя б одного помощника...
22.
...Следующим вечером на берегу озера был праздник. Что-то типа “Играй-гармони”. Чухломичи любят веселиться так же, как и работать. Но вот, что я заметил: хотя, сцена была сооружена прямо у кромки “Чухломского моря”, почти никто, кроме, разве, детей, не обращал внимание на озерную гладь, на кровавое солнце, заходящее аккурат за такой далекий и прекрасный монастырь. И мне показалось, что и впрямь какая-то таинственная связь людей с озером нарушена. Может быть, только показалось.
23.
Мне рассказывали такую легенду. Каждый год Чухломское море должно “взять” хотя бы одну человеческую жертву . В награду за то озеро одаривает людей всеми своими благами. Своеобразный такой “договор”. Уже несколько лет в озере никто не тонул.
24.
О том, хорошо это, или плохо (и вообще: правдива легенда - или так, сказочка...), мне хотелось спросить у Льва Анатольевича. Но на праздник он не пришел.
25.
Геннадий Михеев