Фотоглиптипия, альбуминовая печать, стеклянные негативы
Андерсен, Диккенс, Гоголь, Теннисон, Гюго, Одоевский, Стивенсон, Гончаров и другие писатели, которых, оказывается, фотографировали
©
1. Чарльз Диккенс. 1860-1865
Мэтью Брэди. Из собрания Национальных Архивов США
«Заглядывая в будущее культуры, - пишет Сьюзен Зонтаг в эссе «
Взгляд на фотографию», - Уолт Уитмен пытался увидеть то, что “лежит по ту сторону различий между красотой и уродством, значимостью и тривиальностью”. Наступит пора, утверждал “величайший поэт и провозвестник великой американской культурной революции”, и никто не сможет провести эти различия. Уитмен верил, что действительность вот-вот догонит искусство и демистифицирует его». И далее: «Но выполнение этой миссии оказалось по плечу лишь одному из видов искусств - американской фотографии, которая сама отнюдь не являла и не представляла “демистифицированную действительность”».
2. Николай Гоголь. Портрет, выкадрованный из группового дагеротипа С.Л. Левицкого. 1845
Из собрания РНБ
3. Иван Гончаров. 1856. Дагеротип
С. Левицкий / Из собрания РНБ
В нынешней публикации есть фотография Уитмена - не самая, по правде сказать, интересная. Однако имеет, кажется, смысл, оттолкнуться от слова, которое использует Зонтаг: демистификация. Возможен быстрый (схематичный и не слишком внимательный) взгляд на историю, при котором она делится на три периода: дописьменный, письменный, который оказывается «довизуальным», наконец, визуальный, начавшийся, в общем, только с массовым распространением фотографии, которое к тому же было поддержано быстрым триумфом массмедиа.
4. Уолт Уитмен. 1860-1865
Из собрания Национальных Архивов США
5. Федор Тютчев. 1856. Дагеротип
С. Левицкий / Из собрания РНБ
6. Владимир Одоевский. 1856. Дагеротип
С. Левицкий / Из собрания РНБ
В нашей нынешней галерее - старые и очень старые фотографии из архивов. На них запечатлены писатели, не заставшие триумф эпохи визуального - вроде Альфреда Теннисона, Чарльза Диккенса, Ивана Гончарова и Николая Гоголя.
7. Ганс Христиан Андерсен. Не датировано. Отпечаток
Из собрания Публичной библиотеки Бергена, Норвегия
8. Ганс Христиан Андерсен (слева) с другом. Не датировано. Отпечаток
Из собрания Публичной библиотеки Бергена, Норвегия
9. Роберт Льюис Стивенсон. 1885. Фотограф - А.Г. Дью Смит. Платинотипия
Из собрания Национальной галереи Шотландии
Есть что-то завораживающее в этом пересечении эпох. Ньепс сделал первую фотографию в 1826 году. В 1826 году Пушкин написал «Пророка», умер Карамзин, родился Салтыков-Щедрин.
10. Александр Островский. 1856. Дагеротип
С. Левицкий / Из собрания РНБ
11. Альфред Теннисон с сыновьями Хэлламом и Лайонелом. 1862. Альбуминовая печать
Джулия Маргарет Кэмерон / Из собрания Музея коллекций фотоискусства
12. Эмиль Золя. Около 1865. Пигментная копия
Этьен Карьят. Из собрания Музея коллекций фотоискусства
Фотографии Диккенса, Уайльда, Уитмена, Островского, Герцена - это, конечно же, демистификация. Причем в прямом смысле: запечатленное на фотографии становится менее таинственным. «Довизуальная история» скрыта от нас почти в буквальном смысле вуалью. Она является территорией воображаемого - однако на эту территорию проникли, оказывается, партизаны мокрого коллоидного процесса, партизаны платинотипии и другие партизаны. Какими бы статичными ни были их фотографии, то, что запечатлено на них, вырывается из воображаемого и с нарастающей, пугающей скоростью движется прямо на нас - как поезд Люмьеров.
13. Виктор Гюго. 1877. Фотоглиптипия
Этьен Карьят / Из собрания Музея коллекций фотоискусства
14. Джером К. Джером. 1910-1915. Стеклянный негатив 5x7
Из собрания Библиотеки Конгресса США
15. Оскар Уайльд. Январь 1882. Альбуминовая печать
Наполеон Сарони / Из собрания Музея Джорджа Истмена
…Напоминая нам, что история непрерывна, что никаких «периодов» не существует, что нет никаких «эпох». Что мы и сами, скорее всего, не почувствовав ничего такого, перешагнули уже порог нового времени, название которому придумают еще не скоро.