Промысел Божий: Шуйская певунья

Apr 24, 2013 18:01



В рубрике «Промысел Божий» я хочу расширить Ваши представления о традиционных народных промыслах.

Многие склонны считать, что промысел - нечто возвышенное, утонченное. На самом деле все не совсем так: промысел - средство выживания, ответ на вызов, который бросает данному обществу Судьба. Другое дело, что люди принимают вызов с достоинством и научаются в рутинной работе выискивать красоту. Либо не научаются - тупо повторяют наработанные приемы и штампуют, штампуют, штампуют...

Об этом стоит рассказать, ибо при любом раскладе перипетии жизни весьма своеобычны.

Фото и текст © Геннадия genamikheev Михеева
В оглавлениеЯ поеду в город Шую - и куплю...
Рассказ про шуйское чудо

“Я поеду в город Шую - и куплю гармонь большую...” - такая частушка пелась когда-то в деревнях. Теперь частушки все больше эротические или политические. Но в город Шую все равно любителям музыки стоило бы съездить!



Почему-то гармошку давно и накрепко прикрепили к русской культуре, как валенки, водку или матрешку. Но мало кто догадывается, что это сугубо иностранная вещь пустившая на наших просторах корни в относительно недавние времена.

Даже в Европе (точнее, в Вене) гармошку изобрели всего-то 160 лет назад, а что тогда говорить о русской гармошке? Путь гармошки в нашу холодную страну пролегал, как и положено, через самый европейский город Петербург. Оттуда она медленно продвигалась к Югу и Востоку, через города Череповец, Вологду, Тулу и Нижний Новгород. И так получилось, что аккурат в этих городах и зародились гармонные центры. Примерно то же самое произошло и с Шуей. Относится это уже к области полулегенд, но вполне достоверно известно, что однажды, точнее, в 1870 году шуянин Иван Соколов привез домой с Нижегородской ярмарки музыкальный инструмент тальянку. И почему-то захотелось ему сделать по образу и подобию заморской штучки точно такую же. И у него это получилось, а по прошествии нескольких лет слава о шуйской гармонике и о мастере Соколове (точнее, о братьях Соколовых) разнеслась по всей святой Руси.



2.
В процессе копирования европейских образцов т.н. “венская двухрядка” сначала преобразилась в гармонь с “русским строем”, потом - в “хромку”. Собственно, “хромка” - это и есть русская гармонь в чистом виде, дожившая до наших дней.

Утекло с тех достославных времен много воды в здешней речке Тезе (шуйские гармони часто выпускаются под названием “Теза” в честь реки), свершилось громадное количество событий, большинство российских гармонных центров приказали долго жить, но шуйскую гармонь Господь хранит. И даже более того: до сих пор функционирует Шуйская гармонная фабрика (не путать с “гормонной”!), и ко всему прочему она носит звание “старейшего предприятия России”.

В отличие от других гармошек, шуйская - расписная. Художники ее украшают вручную, а иногда (по желанию заказчика) даже инкрустируют драгоценными камнями. Хотя, если откровенно, делается подобная шикарность все реже и реже. Да и гармонная фабрика постепенно уступает свои производственные площади другим, более прибыльным производствам: мебельному и швейному. Само же производство гармоней сосредоточилось на одном этаже трехэтажного корпуса.



3.
Да и самый главный человек в производстве гармоней теперь даже не имеет звания “директора”: он всего лишь “заместитель по производству деревянных инструментов”. Анатолий Команев в каком-то смысле “обнадежил” автора: когда-то по всей стране насчитывалось 60 предприятий, на которых делали гармони, теперь - в десять раз меньше. Если в лучшие времена на Шуйской гармонной фабрике трудились до 800 человек, то теперь - 100. Из всех предприятий лучше всего сейчас живут туляки, но они существуют за счет московских денег, и, кстати, там сокращение было еще более значимым. Забавно, что в результате т.н. демократических преобразований гармонные фабрики просто-напросто забыли внести в список предприятий, которыми ведает министерство промышленности. Оказалось, что производства “язычковых” музыкальных инструментов (к ним относятся гармони) в стране якобы не существует.

Зато возродилось кустарное производство гармоней. Отдельные мастера, делающие инструменты на заказ, составляют предприятиям серьезную конкуренцию. Цены на заказные гармони у частников порой достигают полумиллиона рублей за экземпляр (уж не знаю, чем украшают их: рубинами или сапфирами). В Шуе кустарей нет.

Но и шуйской фабрике в некотором смысле повезло. Она по традиции всегда изготавливала инструменты под конкретные индивидуальные заказы (например, для автора передачи “Играй, гармонь!” Геннадия Заволокина, к сожалению, безвременно оставившего сей мир). Здесь работают великолепные мастера, виртуозы, могущие полностью изготовить гармонь начиная от кусков дерева и металла и заканчивая полноценным инструментом. По сути каждый из сотни работников - истинный гармонный “Левша”, но и среди них выделяются настоящие гении, “Страдивари язычковых инструментов”. Например, Виктор Масленников, Ольга Виноградцева, Александр Поначин или Виктор Уткин (простите, что не упоминаю все - газетные полосы ограничивают).



4.
На самом деле на фабрике делается 35 видов инструментов язычковой группы - начиная с маленьких, “детских” гармошек и заканчивая концертными баянами. А еще здесь разработали самую сложную, “навороченную” гармонь: восьмиголосную и четырехпланочную. Правда, и стоит этот инструмент соответственно: 80 000 рублей.

Шуйская гармонь отличается от других гармоней не только своей раскрашенностью. В конце концов, например, в Пакистане водители тоже любят раскрашивать свои автомобили как писанные торбы. Но от этого они не ездят лучше. “Шуйку” любят за звучание, особенное, ни на что не похожее. Звук - это душа любого музыкального инструмента, а у гармошки звук рождает металлический “язычок”. Про “душу” шуйской гармони Анатолий Сергеевич говорит так:

- ...Туляки свою гармонь всегда настраивают “вчистую”, то есть, если нота “ля” первой октавы должна звучать с частотой четыреста сорок герц, она так и звучит. А у нас каждая нотка приобретает обертона: нота как бы окрашивается дополнительными звуками и получается, что звучат два, а то и три голоса. Так повелось еще со времени первых шуйских мастеров. Из-за этих призвуков получается особенная окраска игры. Наша гармонь, если грубо сравнивать, по звучанию ближе всего к французским аккордеонам: у тех плывущий, немножко гнусавый звук, он ближе к человеческому голосу. Итальянские или немецкие инструменты - совсем другие, более строгие. У нас такая настройка называется “настройкой в розлив”.



5.
Люди здесь у нас мягкого, “лесного” характера, без резких эмоциональных всплесков, вот и шуйская гармонь мягкая, лиричная, приближенная к человеческой душе. Да и вообще русская гармошка более всего подходит к нашим песням. У каждого народа в песнях используется стандартный набор звуков. Немцы, например, любят танцевальные мелодии, в них преобладают шесть или восемь звуков. А русская частушка - она всего четыре звука терпит. А вообще русские песни такие: слушаешь - и хочется заплакать. И вот шуйская гармошка со своим “человеческим” голосом очень этому помогает. Была тут у нас как-то группа немецких туристов, все - полицейские. Ходили они с каменными лицами, без эмоций, послушали, посмотрели, а потом мы их отвели в “Красный уголок” и сыграли. “Калинушку” и еще чего-то (уж не помню). Смотрю: лица-то у них зарделись, а у одного немца даже слезы потекли...

Вообще, гармонь - инструмент сложный. Казалось бы, это “балалайка в ящике”, но на самом деле в одной гармони собраны тысяча деталей и даже больше. И каждая из этих деталей проходит человеческие руки по несколько раз. Здесь вообще нет механизации: гармонь - стопроцентное творение рук человеческих. Самым ответственным этапом всегда оставалась подготовка “голосовой части”. По сути это - “вдувание в инструмент души”. Делают это настройщики. Они оттачивают металлические язычки и пробуют звуки на слух. Пытались использовать для настройки специальные приборы, но результат был примерно тот же, как если бы творения великого Леонардо мы изучали бы по репродукциям. Мало того, что настраиваются отдельные язычки: после этого настраивается целый строй язычков, а потом гармонь достраивается еще и в собранном виде.



6.
Большой прибыли, по словам Анатолия Сергеевича, гармошки не приносили даже во времена Госплана. Сейчас гармонное производство малоэффективно (в экономическом смысле) тем более. Но из этого ведь не следует, что гармонную фабрику надо закрывать! Кто виноват, что музыкальные инструменты в тех же музыкальных школах давно износились, а денег на покупку новых никто не выделяет? Но будущее, по мнению моего собеседника, у гармони есть:

- Загадывать далеко - мы не загадываем. Судя по тому, как строится экономика в нашем царстве-государстве, тяжелые годы нас еще ждут. Но тяга людей к музыке - она ведь сохраняется! Вот, можете себе представить: недавно приехал шахтер из Донецка, когда он со мной здоровался, думал, он лопату мне дает. У него ладонь - как две моих! И он уехал отсюда со слезами. Счастья! Он всю жизнь мечтал купить шуйскую гармошку... Или из Минска приехал музыкант, тоже за заказной гармонью. Мы не поверили сначала: он слепой абсолютно, и один ехал, тысячи километров. Ведь музыка - это такая область человеческой деятельности...



7.
...Тем не менее, среди мастеров я лично не приметил молодых людей. Зарплаты здесь маленькие, перспектив немного, а, чтобы набрать нужную квалификацию, в учениках нужно ходить много лет. Можно, конечно, сказать штампом: “Что будет - покажет время”. Вот, если бы научится это самое время обгонять...

Геннадий Михеев

нравы и мораль, современность, города и сёла, поволжье, наследие, фото и картинки, музыка и песни, жизнь и люди, традиции, провинция, регионы, культура

Previous post Next post
Up