Оригинал взят у
pinygofman в
ПРАВДА ОБ УКРАИНЕ-НОВОЕ до времен острова ПАСХИ Мне захотелось поделится о своих впечатлениях словами других людей. Я в силу своей профессии, как и все люди восхищался культурой древнего Египта, мая, скульптурами острова Пасхи, не подозревая, что рядом со мной существует еще древнее пласт культуры, езды к которому на авто меньше часа от Киева. Конечно я слышал об этом, но все откладывал, ведь рядом, потом как ни-будь! И вот сегодня просто сели и поехали! Ниже мои фотографии и тексты разных людей и разных статей.....
Трипольская цивилизация абсолютно уникальна и не имеет себе равных даже среди прочих поразительных цивилизаций Европы медного века. Внимание: далее будет проистекать самая важная и поразительная, действительно абсолютно сенсационная информация о Трипольской культуре.
Игорь РАССОХА. Для Главное™
Современной археологической наукой бесспорно установлено: древнейшие на Земле высокие цивилизации возникли не в Азии или Африке, а в Юго-Восточной Европе. Это произошло в пятом тысячелетии до н. э., на территории современных Украины, Румынии, Болгарии, (бывшей) Югославии, Венгрии, Греции и Турции. Эта эпоха археологами названа медный век или энеолит. Речь идет именно о европейских культурах “расписной керамики” (их азиатские родичи остались на более примитивном уровне культурного развития). Именно здесь были созданы первая в мире письменность, первые в мире настоящие государства и были построены первые в мире настоящие города. В это время на территории современной Болгарии существовала культура Варна, в которой известны поразительно богатые “царские” могилы, значительно более богатые, чем захоронения царей Шумера. Очевидно, что там уже существовало государство - задолго до Древнего Египта. Это видно и по тому, что во многих из этих культур (включая Трипольскую) уже четко видна иерархия поселений: открыты крупные центры на несколько тысяч человек и расположенные вокруг небольшие деревни и хутора. В некоторых из этих поселений четко выделяется укрепленный кремль и посад, которые будут типичны для средневековых городов пять тысяч лет спустя...
у трипольцев уже была столь сложная и совершенная система знаков в орнаментах на посуде, что ее можно с некоторым основанием считать протописьменностью.
Было бы неправильно полностью отрицать роль трипольцев в генезисе украинцев. Как и иные древние народы Украины (скифы, сарматы, готы, фракийцы, балты и т. д.), трипольцы, но в определенной мере, были их предками. Элементы культур не только трипольцев, но и многих древних народов Украины, стали органическими составными неповторимого украинского этнокультурного комплекса, который, по моему мнению, сложился в V-VII ст., то есть в раннем средневековье. Их этногенез - это объективный процесс, обусловленный универсальными законами создания этнокартины континента. -Леонид Зализняк
Тексты из статьи Вячеслав Васильевич Прокопенко
...На территории, примыкающей к северному берегу Черного моря в достаточно продолжительный отрезок времени около десяти тысяч лет назад расселялись племена археологической культуры именуемой трипольской.
Трипольская археокультура делится на три временных отрезка, отличных по уровню урбанизации, развития сельского хозяйства и способов изготовления и орнаментации керамической посуды.
Средний период развития трипольской культуры длился примерно от 3600 до 3100 года до новой эры.
В этот период характерно появление крупных поселений и даже огромных протогородов, окруженных оборонительными валами и рвами с водой. В таких поселениях строили двухэтажные дома, при раскопках обнаруживают мастерские по обработке камня, орудия медного изготовления.
Главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселенная.
Одним из главных атрибутов земледельческого культа являлось Солнце (символ одного из Начал Жизни - мужское божество), в том числе изображаемое в виде креста-свастики . С этим культом (?) связаны и трипольские глиняные статуэтки женского божества, олицетворяющего Мать-Природу (как второе Начало Жизни) и ее плодородие.
Культура Триполья к концу IV тысячелетия до новой эры обладала высокой степенью развития, как в сфере производящего хозяйствования, так и в духовно-религиозной области. Образование больших поселений и городов - признак высокого уровня организации общества, что могло отражать наличие в рассматриваемый период у трипольцев зачатков государства. Это подтверждается возведением вокруг поселений оборонительных сооружений и существованием единого для огромных пространств религиозного культа Матери Природы, статуэтки которой находят по всей области распространения культуры Триполья.
Оформилась и устоялась вполне и идеология земледельцев. Трипольская культура интересна для нас не только своим географическим положением, но и тем, что здесь мы видим наивысший взлет первобытного земледельческого искусства, богатого космогоническим и даже мифологическим содержанием.
Интересны и своеобразны обнаруженные сосуды с изображением креста и креста-дордже (свастики). По всей видимости они означают в своем переплетении с другим символическим рядом Начало Жизни и ее круговорот с фиксацией центров - Солнца как физического, так и духовног
В археологических материалах трипольской культуры проявились: женские фигурки, модели жилищ, "четырехгрудые" сосуды, красочная роспись керамики, спиральный и змеиный орнаменты и многое другое.
Обильный трипольский материал, собранный на пространстве от Нижнего Дуная до Среднего Днепра, можно условно подразделить на три категории: культовые места и сооружения, ритуальная пластика и многообразная орнаментика бытовой и ритуальной посуды, выгодно выделяющая трипольскую культуру из числа других культур крашеной керамики.
Священным, почитаемым местом в трипольских жилищах была печь (где наши предки творили красоту, исцеляли братьев и готовили пищу у Живого Огня, ведь это для них был очаг жизни).
Трипольская пластика богата и многообразна. Преобладают обнаженные женские фигурки.Если сущность мировоззрения первобытного земледельца выразить простейшей формулой зерно + земля + дождь = урожаю, то в пластике Триполья мы найдем отражение всех звеньев этой формулы, выраженных посредством женской фигуры.
Земля, почва, вспаханное поле были уподоблены женщине; засеянная нива, земля с зерном - женщине, "понесшей во чреве своем". Рождение из зерна новых колосьев уподоблено рождению ребенка. Женщина и земля сопоставлены и уравнены на основе древней идеи плодовитости, плодородия. Трипольские поселения разрастались до 3 - 10 тыс. человек. Рождение детей становилось таким же благом, как и рождение урожая. Вероятно, этому положению и обязано то прочное, тысячелетнее уподобление, которое так полно прослеживается как по археологическим, так и по этнографическим материалам.
На животе (а порой и на чреслах) некоторых фигурок изображается или растение, или сформировавшийся в эту эпоху узор-пиктограмма, обозначающий засеянное поле.
Связанные с аграрной магией женские фигурки делятся на два хронологически различных типа: ранние изображения (IV тысячелетие до н.э.) дают нам зрелых матрон с необъятными чреслами, щедро украшенными затейливой татуировкой. Более поздние (III тысячелетие до н.э.) фигурки изображают юных девушек с тонкой талией, неширокими бедрами и миниатюрными грудями. Однако идея зарождения новой жизни проведена и при изготовлении этих грацильных фигурок: иногда встречаются отпечатки зерен, иногда - беременность юной женщины.
трипольском искусстве уделено большое внимание воде как источнику жизни. Тысяча лет возделывания земли - это тысяча сезонов ожидания и обращения к небу, мыслей о жизненно важной небесной воде - дожде.
С pанних стадий тpипольской кyльтypы известен pяд скyльптypных композиций, изобpажающих женщин, вздымающих к небy сосyд для воды. Это также один из видов стилизации единения Неба и Земли или земли, обращающей к небу свои "мольбы" о влаге жизни). Сосyд иногда бывает yкpашен pельефным изобpажением двyх паp женских гpyдей, опять-таки гипеpболически огpомных по сpавнению с фигypами женщин.
Наряду с возношением большого сосуда существовала и иная форма заклинания воды или гадания по воде. На невысокой скамейке, украшенной архаичным ромбо-ковровым узором, сидит обнаженная женщина и придерживает руками стоящую у нее на коленях большую мису или чару. Женщина сидит, напряженно выпрямившись и слегка откинувшись от сосуда назад; тем самым вся ее чара открыта и ничем не загорожена сверху.
На среднем и позднем этапах трипольской цивилизации сложная роспись чар для живой воды делится на несколько разных типов, имеющих хронологические и географические разграничения.
Биноклевидные бездонные воронки представляются неотъемлемой частью ритуала вызывания дождя: в глубоких конических чарах производилось освящение воды путем обращения к небу и его повелительницам; поэтому на внутренней сферической поверхности их, как бы воспроизводящей небесный свод, изображались две небесные хозяйки-лосихи (или их упрощенные идеограммы в виде вымени с четырьмя потоками), несущиеся по небу в стремительном круговом полете и превращающиеся в дождевые потоки.
Богато орнаментированные небольшие черпаки-чарки служили для разлива или питья освященной "живой" воды. Парные биноклевидные воронки могли служить для того, чтобы, наливая в них священную воду, тем самым поить землю, имитируя дождь, проливающийся из грудей Великой Матери.
С молениями о небесной воде, о дожде напрямую связаны фигурки женщин, вздымающих к небу сосуд с водой, чародействующих с расписной чарой. А также сам процесс окропления земли при посредстве двойного сосуда, имитирующего женскую грудь.
Мудрый и глубокий взгляд на мир открывается при изучении неповторимой трипольской живописи на керамических сосудах. На больших тщательно изготовленных сосудах для зерна рисовались сложные многоярусные композиции, состоящие из нескольких десятков элементов, далеко не всегда поддающихся расшифровке.
Что, например, означает круг? (цикл жизни, вечность, проявленная жизнь) Солнце, колесо, кругозор? Какое значение придавалось крестообразному знаку? (символ проявленной жизни, равновесия женского и мужского начал, духа и материи) Что означает рисунок "елочки" - дерево, колос, растение вообще?
Исключение может быть сделано лишь для устойчивого и ясно определимого образа змеи, наполняющего собой все трипольское искусство.
Змеиный узор почти повсеместен: спирали змей обвивают массивные груди на сосудах и на крышках к ним, змеи составляют основу татуировки статуэток, змеи являются одним из элементов, рождающих знаменитую трипольскую спираль. Иногда на сосуде на видном месте помещается четкое изображение змеи как отдельного символа; часто парные изображения змей.
Нужно помнить во всех разгадках символов лежит формула "микрокосм подобен макрокосму = человек подобен Земле = Земля подобна Солнечной системе и т.д. вплоть до того что человек утрированно подобен Мировой Жизни").
Таким образом можно считать, ответ получен: трипольские змеи - носители добра, хранители всего самого ценного.
Уж, живущий у воды и выползающий во время падения небесной влаги, тем самым уже был связан в сознании первобытного земледельца с непонятным механизмом появления дождя. А это в свою очередь связывало его и с подательницей небесной влаги, груди которой так тщательно моделировались трипольскими керамистами.
Анализ пластики показал умение трипольских художников совмещать воедино реальное с мифологическим.
Важно отметить, что на трипольских расписных сосудах ниже полосы земли, как правило, ничего не изображалось. Это как бы говорит об отсутствии представлений об особом подземном мире.
Над верхней линией узкой полосы, обозначающей почву, на трипольской керамике нередко изображаются растения, в которых трудно угадать, что это - деревца или колосья. Растения рисуются иногда на сегментовидном возвышении. Очень часто над растением сверху от линии неба нависает черный полукруг или сегмент, от которого иногда идут вниз, к земле, частые косые линии, напоминающие дождь.
В разных местах встречаются сосуды с одним и тем же рисунком: на земле нарисован полукруг и прикрыт сверху как бы холмиком земли.
Вполне возможно, что сосуды с рисунками семян и сосуды с рисунками колосьев предназначались для разных обрядов в разные календарные сроки.
Большинство этих изображений ясно говорит о стремлении выразить идею воды.
Самым заметным и самым устойчивым элементом трипольского орнамента, идущим от начала этой культуры и почти до ее конца, является знаменитая обегающая спираль.
На широких трипольских сосудах спиральный узор занимает самое видное, срединное положение, составляя основу всей композиции. Трипольские спирали следует разделить на две группы, отличные по своей графике, но объединенные смыслом: группу с солнечными символами и группу со змеями.
Солнце в трипольском спиральном орнаменте было лишь признаком неба, но не господином мира. Наряду с солнцем в центре спиралей оказывалась и луна.
Главной идеей энеолитического спирально-солнечного орнамента с его ритмичным многократным повторением бега нескольких солнц, с его мастерским показом непрерывности этого бега можно считать идею Времени.
Солнце и луна использовались здесь как знаки времени: день за днем, месяц за месяцем. Четыре солнца могут говорить о четырех солнечных фазах в году. Таким образом, весь сосуд с его росписью отражал полный годовой цикл.
Над землей раскинулось огромное "воздушное пространство" - небосвод, по которому непрерывно движется обогревающее солнце, сверху вниз льются желанные потоки дождя из неистощимых запасов верхнего неба, отделенного твердью от видимого небесного пространства. Картина мира, нарисованная трипольскими художниками, отражала сложный комплекс представлений о плодовитости, о двух небесах, содействующих этой плодовитости, и о движении времени, которое становится важным фактором в идеологии земледельцев, ожидающих смены сезонов, дождя, созревания урожая.
Спиральный обегающий орнамент образуется в трипольском искусстве не только схемой солнечного пути по небосводу. Другим способом рисования "спирали времени" является изображение змей, изгибающихся точно так же, как и спиральные ленты, вокруг солнечного диска.
Древним мыслителям удалось не только дать вертикальный разрез мира в том виде, как они его понимали, но и вложить в эту статическую по существу картину динамическое начало: дожди падают, семена прорастают, солнце совершает свой непрерывный бег. Однако не только эта природная сторона мира оказалась отраженной в расписных композициях трипольцев.
Они сумели одновременно показать в этой росписи и свои мифологические воззрения.
В расцвет трипольской культуры рождается новая, невиданная роспись: два верхних, небесных яруса трансформируются в гигантский лик, занимающий всю Вселенную и изготовленный из элементов Вселенной. Очи этого космического существа образованы из солнц, брови - из больших дождевых полос; ручки сосуда воспринимаются как уши.
Вместо условного чертежа мира художники дали персонифицированную Вселенную в виде личин, поднимающихся над землей во всю высоту среднего и верхнего неба, вытеснивших все, что раньше рисовалось в этих зонах, если оно не помогало формировать гигантский антропоморфный образ божества Вселенной.
Понятие четыpех стоpон пpочно yкоpенилось в тpипольском оpнаменте: четыpехконечный кpест изобpажался на солнце (в знак того, что оно светит на все четыpе стоpоны? Более точно, как говорилось, крест - это проявленная вселенная на одной из стадий развития, характерной для жизни людей последних тысячелетий), кpестовиднyю фоpмy имели тpипольские жеpтвенники, четыpехконечный кpест пpименялся как один из элементов yзоpа.
Высшей ступенью трипольского ритуального искусства являются изображения антропоморфных и человеческих фигур. Первые (мужские и женские) отделены от вторых только по одному признаку - по трехпалости, а в остальном они вполне "человечны". Трехпалые фигуры изображались в очень интересном окружении: во-первых, они всегда выступают обрамленные четким знаком в виде буквы О с острым верхом и низом.
Вслед за Небесной Матерью и божествами воды и земли в трипольской живописи появляются изображения танцующих женщин.
В трипольской росписи среднего этапа может удивить то предпочтение, которое отдавали художники изображениям собак. Идея молодых всходов, зеленей, нередко подчеркивалась тем, что рядом с собаками рисовали идеограмму молодого растения - деревцо или колос. Сэнмурв - крылатая собака - является посредником между божеством неба и землей; он, Сэнмурв, стряхивает семена всех растений с чудесного дерева, "от которого постоянно произрастают все виды растений".
Важно отметить, что на трипольских расписных сосудах ниже полосы земли, как правило, ничего не изображалось. Это как бы говорит об отсутствии представлений об особом подземном мире.
Над верхней линией узкой полосы, обозначающей почву, на трипольской керамике нередко изображаются растения, в которых трудно угадать, что это - деревца или колосья. Растения рисуются иногда на сегментовидном возвышении. Очень часто над растением сверху от линии неба нависает черный полукруг или сегмент, от которого иногда идут вниз, к земле, частые косые линии, напоминающие дождь.
На широких трипольских сосудах спиральный узор занимает самое видное, срединное положение, составляя основу всей композиции. Трипольские спирали следует разделить на две группы, отличные по своей графике, но объединенные смыслом: группу с солнечными символами и группу со змеями.
Главной идеей энеолитического спирально-солнечного орнамента с его ритмичным многократным повторением бега нескольких солнц, с его мастерским показом непрерывности этого бега можно считать идею Времени. Сюжетное богатство трипольской росписи дает не только систему мировоззрения, но и эволюцию ее. Древнейший пласт космогонических представлений трипольцев раскрывается в росписи на ритуальных конических чашах, где предстали необычайно архаичные воззрения неолитических охотников, задержавшиеся до поры расцвета земледелия лишь в силу обычной консервативности религиозных обрядов.
Но уже на раннем этапе, помимо придуманных представлений о трех зонах мира, возникли еще два новых и очень существенных комплекса понятий, рожденных в результате осмысления жизненного опыта. Это, во-первых, понятие географических координат, протяженности пространства на полдень и полночь, на восход и закат. Второе важное понятие, прочно вошедшее в мировоззрение земледельцев, - это понятие круговорота времени, цикличности, для выражения которого трипольские художники нашли остроумные способы.
Таким образом, в мировоззрение земледельцев вошли все четыре измерения: поверхность земли, распаханная "вдоль и поперек", высота мира, теряющаяся в голубой тверди неба, и непрестанное движение этого мира во времени. И все это было выражено в орнаменте. Орнамент стал общественным явлением, позволявшим, как позднейшие письмена, повествовать о своем отношении к миру и объединять людей для выполнения тех или иных действий.
Трипольская роспись важна тем, что не только позволяет датировать время появления образа Прародительницы, но и то, казалось бы, совершенно неуловимое время, когда Прародительница Мира, единственное верховное существо, стала матерью богов, когда рядом с ней появились младшие боги.
Последний этап трипольской культуры, связанный с ослаблением роли земледелия и со значительным усилением скотоводства, и в частности коневодства, сказался и на идеологии трипольцев.
Роспись упростилась, схематизировалась, старые представления еще существовали, но нового в росписи появлялось мало.
Неизбежная закономерность развития обширного пространства от Дуная до Днепра готовила Трипольской цивилизации, просуществовавшей благополучно более двух тысячелетий, исчезновение и полное забвение…
Следы этого удивительного пласта нашей общей истории обнаружены совсем недавно… И лишь от нашего желания осознать свои корни, от прилежания и усердия зависит понимание того послания через тысячелетия, которое в пластике керамики, орнаментах и письменах оставила нам Трипольская цивилизация.