Культурная промывка мозгов

Sep 23, 2011 18:21

Давно думал написать о способах влияния нашей метрополии на культурную жизнь РФ. Вы спросите, можно ли вообще проанализировать какой-либо культурный процесс достоверно и непредвзято? Оказывается, уже давно разработан способ таких оценок: так называемый Contents Analysis. Контент - анализ - специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими документами.

Суть метода заключается в следующем:
1. Любой текст (сборник, книга, журнал) разбивается на так называемые информационные блоки (события, поводы), т.е. смысловые куски, где говорится о каком-то явлении;
2. Каждый блок ранжируется по параметрам:
    - О ком или о чем;
    -Тональность (хорошо, плохо, нейтрально)
3. Полученные итоги сводятся к общему знаменателю

Примером качественно проведенного контент - анализа может служить статья «Часть правды о Березовском» ("Эксперт", 1999, № 6).

Решил и я провести такой анализ на примере газеты «Коммерсант», а точнее приложения к нему - «Weekend». Коммерсант - крупнейшее печатное деловое издание России, делящее пальму первенства с другим изданием - «Ведомости». Поэтому выходящее по пятницам культурное приложение к нему «Weekend» не просто какая-то несущественная макулатура, а важный источник информации, призванный определять культурные и эстетические предпочтения самой продвинутой и богатой части деловой московской публики.

Для анализа был выбран «Weekend» от 15 июля 2011 года № 26 (223). С электронной версией можно ознакомиться здесь: http://www.kommersant.ru/weekend/61691.
По сути, это дайджест, поэтому каждую статью в нем мы и будем рассматривать как отдельный повод. Все поводы отранжируем по тому, о ком говорится в нем и, по возможности, как говорится. Всего 34 повода: 22 основных (статейки на полстранички или даже страницу - две) и 12 маленьких статейки по фильмам, книгам, CD и т.д. Где можно, буду приводить места особо примечательные с точки зрения слога. Отсебятину и выдержки из Википедии привожу, разумеется, без кавычек. Итак, приступим.

1. «Миф и мифотворец» Статья о новом издании книги «Добыча» Дэниела Ергина, основателя Cambridge Energy Research Associates
«Для гуру Ергин выглядит даже избыточно скромным и компанейским англичанином, в огороде которого по чистой случайности обнаружили среднее по размерам нефтегазовое месторождение - так, на пять-шесть десятков миллионов тонн доказанных запасов: солидно, но бывают, конечно, и крупнее.»

2.«Голоса на смотринах» о конкурсе Operalia в Москве
«В конце концов, каждодневный быт молодых пианистов, готовящихся выступать на том же конкурсе Чайковского (или на конкурсе имени Шопена, или на конкурсе королевы Елизаветы - возьмите какое угодно название из обоймы основных международных конкурсов), не намного легче, чем у профессионалов большого спорта.»

3.«Мотоцикл как машина времени» о фильме "Последний мамонт Франции"
Еще один фильм с Депардье! Как сказал ДЕГ: «Депардье неплохой актер, плохо что почти в каждом французском фильме играет Депардье!»

4. «Полный штиль» о фильме "Буря" (У. Шекспир) Джулии Теймор
 «Джулия Теймор - режиссер кино и театра, часто выступающая в жанре мюзикла, автор бродвейской адаптации диснеевского мультика "Король Лев" (1997) с музыкой Элтона Джона и необычайно популярного у подростков сентиментального фильма по мотивам песен The Beatles "Через Вселенную" (2007).»
«В роли шута выступает стремительно делающий карьеру в кино английский стэндап-комик Рассел Брэнд, кочующий из фильма в фильм в своем коронном амплуа смешного пьяницы ("Побег из Вегаса", "Артур"), а здесь изрядно оживляющий постоянно провисающее действие.»

5. «Два великих в Большом» о балетах Иржи Килиана и Уэйна Макгрегора в Москве
«И - главная новинка: в первый раз в России поставят Уэйна Макгрегора - хореографа, не попадающего в "живые классики" разве что по молодости. Один из самых актуальных авторов современного балетного театра, создатель британской труппы Random Dance Company и хореограф-резидент лондонского Королевского балета переносит в Большой свой спектакль "Chroma" (2006), поставленный на музыку Джоби Талбота и Джека Уайта.»

6. «Смерть в мертвый сезон» об испанской "Персефоне" на Чеховском фестивале

7. «Искусство снимать одежду» о выставке фотографии "Больше, чем мода"

8. «Северные звезды» о выставке "След метеора. Искусство народов Севера" в ГРМ
«Лет тридцать назад Австралия взяла культурно-политический курс на социальную интеграцию аборигенов посредством современного искусства: школы, гранты, музеи, выставки - и вот уже художники-аборигены представляют страну на Венецианской биеннале. Австралийские культуртрегеры выслушали много теплых слов в свой адрес: про неоколониализм и маркетинговые технологии, про бремя белого человека и про то, что из Australian Aboriginal Art делают какой-то непонятный бренд - не то хохлома, не то Young British Artists. Однако теперь аборигены Австралии стали такой же частью всеобщей истории искусства, что и "молодые британцы".»

9. «Воспоминания беспамятного» Лиза Биргер о "Нечего бояться" Джулиана Барнса
«В Англии книга Джулиана Барнса 2008 года, написанная вскоре после смерти обоих родителей, поначалу преподносилась как мемуар, жанр, в котором англичане добились такого совершенства, что не нужно даже быть постмодернистским классиком, чтобы написать скромный томик несомненно приятных для чтения воспоминаний.»

10. «На пыльных тропинках холодной войны» Михаил Трофименков о фильме "Место назначения - Луна"

11. «Что записал черный дрозд» Борис Барабанов о "The Blackbird Diaries" Дэйва А. Стюарта
Дэ́вид А́ллан Стю́арт (англ. David Allan Stewart, более известный как Дэ́йв Стю́арт (англ. Dave Stewart); род. 9 сентября 1952, Сандерленд, Англия) - английский музыкант и музыкальный продюсер, наиболее известен как участник группы «Eurythmics»

12. «Ресторан за базар ответит»  Дарья Цивина о ресторане "Антресоль" и Sweet Home Cafe

13. "Чем хуже курага выглядит, тем она лучше"Максим Рыбаков («Мята») о том, какие продукты можно и нужно есть сырыми

14. «Новые вкусы лета» Анна Карманова о новостях в ресторанах China Club, «Маркет», The Most, Soho Rooms и Mon Cafe

15. «Овощ в себе» Еда с Еленой Чекаловой

16. «Правь, Британия!» Александр Воронов о лучших вечеринках недели
«Специально для такого контингента в субботу в санкт-петербургском Туутари-Парке пройдет один из крупнейших электронных опен-эйров - Global Gathering. Этот относительно молодой фест проводится в Англии лишь с 2001 года, но за эти 10 лет его уже дважды признавало лучшим мероприятием Великобритании издание DJ Magazine. К настоящему времени электронный фестиваль оброс 5 франшизами (мероприятия проводятся, среди прочих, в братской Белоруссии и на Украине). Под Питером фестиваль организуется по той же схеме, что и под английским Стрэтфордом-на-Эйвоне. Да и многие артисты, заявленные в Туутари-Парке, выступят через две недели и в Англии.»

17. «Повернутые на часах» Алексей Тарханов о 80-летии Reverso Jaeger-LeCoultre в Париже

18. «Хранители скорости» Екатерина Истомина о выставке Mastering Speed for 150 Years TAG Heuer в ГУМе

19. «Азия идет» Екатерина Истомина о новом отеле Mandarin Oriental в Париже
Mandarin Oriental Group - часть холдинга Jardine Matheson Holdings, который в свою очередь сам входит в структуру HSBC.

20. «Мауизм победит» Ольга Волкова о египетских кошках

21. «Как простить взрослых» Лиза Биргер о "Пучеглазом" Энн Файн
«Британская писательница Энн Файн числится среди самых заметных современных авторов детской и подростковой литературы. Она написала больше 50 книг и дважды получала за них медаль Карнеги (первая - как раз за роман "Пучеглазый"). Как у многих западных детских авторов, большая часть ее книг имеет прикладное терапевтическое применение - заметки для учителей и руководство для родителей прилагаются.»

22. раздел Дети
Легкий рассказ о детях журналистки.

Небольшие вставки и короткие рекламки о книгах и фильмах (всего 12 поводов) рассматривать не будем, а то и так много букв потрачено, тем более что там картина такая же как и с основными информационными поводами.

Теперь разложим все данные в таблицу:

№    Государственная принадлежность повода
        (существенное упоминание в тексте)                                      % от повода         Тональность
1      Великобритания                                                                                           100          Восторженно
2      Россия                                                                                                              80          Нейтрально
        (Великобритания)                                                                                        (20)          (Восторженно)
3      Франция                                                                                                          100          Нейтрально
4      Великобритания                                                                                            100          Восторженно
5      Чехия                                                                                                                  50          Восторженно
        Великобритания                                                                                               50          Восторженно
6      Испания                                                                                                            100          Нейтрально
7      Германия                                                                                                         100          Нейтрально
8      Россия                                                                                                                50          С издевкой
        (Великобритания)                                                                                          (50)           (Восторженно)
9      Великобритания                                                                                             100          Восторженно
10    США                                                                                                                   100          С издевкой
11    Великобритания                                                                                             100          Восторженно
12    Россия                                                                                                               100          Нейтрально
13    Россия                                                                                                               100          Нейтрально
14    Россия                                                                                                               100          Нейтрально
15    Франция                                                                                                            100          Восторженно
16    Россия                                                                                                                 20          Нейтрально
         (Великобритания)                                                                                          (80)          (Восторженно)
17    Швейцария                                                                                                       100           Нейтрально
18    Швейцария                                                                                                       100           Нейтрально
19    Франция                                                                                                              10            Нейтрально
        (Великобритания)                                                                                           (90)           (Восторженно)
20    Не определено                                                                                               100            Восторженно
21    Великобритания                                                                                             100            Восторженно
22    Россия                                                                                                               100           Восторженно

Таким образом: из 22 основных информационных поводов 5 полностью посвящены Великобритании, кроме того: в еще 5 поводах доля Великобритании от 20 до 90 %, т.е. в переводе на целые показатели это еще три повода. Всего значит: 8, т.е. 36% от всего материала.
Следующая в списке идет Россия: 4 повода полностью посвящены ей и частично еще полтора повода. Всего 5 с половиной поводов, т.е. 25%
Далее мелочевка.

Пойдем дальше:
Теперь взвесим информационные поводы по тону, где восторженной оценке соответствует коэффициент 2, нейтральной - 1 и издевательской - 0.5. Результаты приведены в таблице:

Страна                     Валовое количество поводов    Суммарная оценка    Процент от итога
Великобритания                                                    7,9                               1 580                            51,5
Россия                                                                      5,5                                  625                            20,4
Франция                                                                   2,1                                  310                            10,1
Швейцария                                                                 2                                  200                               6,5
Германия                                                                    1                                  100                              3,3
Испания                                                                       1                                  100                              3,3
Чехия                                                                         0,5                                  100                              3,3
США                                                                              1                                     50                              1,6
Всего                                                                                                              3 065                             100

В итоге: одно из главных изданий страны, откуда черпает культурную информацию большая часть «офисного планктона», более чем на половину посвящено Великобритании, рассказывает о британцах и поет гимн британской культуре. С культурными приложениями к другим основным бизнес изданиям, таким как «Как потратить» (Ведомости) ситуация, я вас уверяю, аналогичная. Не говоря уже специализированных «глянцевых» журналах типа Time-Out, OK, CitizenK и т.д. - они почти полностью «британские».
А так с первого взгляда и не скажешь. Учиться надо такой филигранной и «незаметной» работе «товарищей из Лондона».

Previous post Next post
Up