Продолжим прогулку по музеям Ватикана. На очереди станцы Рафаэля. Станцы хоть и похожи по звучанию на станции, означает комнаты. Это анфилада из четырёх помещений на третьем этаже Папского дворца в Ватикане. Известны тем, что в 1508-1517 годах были расписаны фресками Рафаэлем Санти вместе с учениками.
1.
Сами комнаты были построены в правление папы Николая V (1447-1455). Но комнаты мало построить, их же надо еще украсить, чтобы они были достойны понтифика.
2.
По совету архитектора Браманте росписи комнат в 1508 году папа Юлий II поручил тогда ещё молодому и неизвестному живописцу из Урбино Рафаэлю Санти. В каждой станце имеются четыре композиции, занимающие каждая одну стену (две больших и две малых), не считая композиций на сводах и декоративных обрамлений.
3. Архангелы побивают демонов.
При Наполеоне был разработан план отделить фрески от стен и отправить их во Францию, в музей Наполеона в Лувре. Но не смогли это сделать технически.
4.
Зал Непорочного зачатия, расписанный и украшенный в честь провозглашения Папой Пием IX соответствующего догмата. Догмат был принят в 1854 году. Собственно это помещение идет до станцев.
5.
6.
7.
8.
Станца Пожара в Борго, 1514-1517гг. Фреска повествует о событиях, происходивших в одном из центральных районов Рима-Борго В 847 году тут произошел пожар, и он бушевал до тех пор, пока на балконе Ватиканского дворца не появился папа Лев IV и не укротил стихию. Появившись на балконе, папа остановил пожар знаком креста.
Слева можно увидеть Энейя, выносящий на плечах старика-отца Анхиса из горящего дома. Рядом с ним его жена Креуза и сын Асканий. Эта группа фигур говорит об использовании сюжета поэмы Вергилия «Энеида», в которой описан пожар Трои. После долгих странствий Эней создал свое царство в Италии. Поэтому он считается одним из основателей Рима.
9.
10.
Вид на внутренний двор библиотеки Ватикана. Официально библиотека была основана в 1475 году, но составление коллекции книг началось гораздо раньше. Эта одна из старейших и богатейших библиотек мира.
11.
Станца д’Элиодоро. «Месса в Больсене» представляет чудо, которое, согласно церковному преданию, произошло в 1263 году в Больсене, небольшом городке к северу от Рима. Молодой священник, служивший мессу, усомнился в реальности таинства Евхаристиии - пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христа. Во время службы в момент поднятия гостии на ней в пяти местах выступила кровь. Тут Рафаэль показал папу Юлия II у алтаря в качестве свидетеля чуда.
12.
Во фреска все - стены, потолок. Нет ни кусочке, где бы их не было. По мне так в таких комнатах постоянно находится - это перебор. Слишком уж давит такое количество изображений.
13.
14.
Изгнание Илиодора из храма, 1511-1512. Фреска написана на ветхозаветный сюжет из 2-й книги Маккавеев. Илиодор был сановником сирийского царя Селевка IV Филопатора. Он явился в Иерусалимский храм по приказу царя с целью конфисковать хранящиеся там золотую утварь и «многие сокровища, имущество вдов и сирот». Неожиданно в храме Илиодору «явился им конь со страшным всадником, покрытый прекрасным покровом: быстро несясь, он поразил Илиодора передними копытами, а сидевший на нём, казалось, имел золотое всеоружие». Затем явились два юноши, которые начали бичевать Илиодора. Божественный всадник и два юноши были посланы Господом в ответ на мольбы первосвященника Онии. После этого Илиодор заболел, а выздоровев, оставил планы по разраблению Храма и отговорил своего царя.
На фреске, согласно тексту, конь топчет копытами поверженного на землю Илиодора, а два божественных юноши секут его розгами. Слева изображён покровитель Рафаэля - папа Юлий II, наблюдающий за сценой из своего паланкина в окружении сирот и вдов.
15.
Станца делла Сеньятура. Диспута. Первая из фресок, выполненных художником для апартаментов папского дворца в Ватикане, впоследствии названных станцами Рафаэля.
Формально в нижней части композиции изображена сцена богословского диспута о Таинстве евхаристии. В сцене участвуют (по левую строну от алтаря) римские Отцы Церкви: папа Григорий I и Иероним Стридонский, и Августин Блаженный с Амвросием Медиоланским, справа. В диспуте принимают участие другие представители Церкви: Савонарола, епископы, папы Юлий II и Сикст IV. Последний изображён в правой нижней части картины в золотом папском облачении, за ним стоит Данте Алигьери в красном одеянии
16.
Афинская школа. Фигуры, изображённые Рафаэлем в этой фреске, достаточно условны и в разное время их называли и трактовали по-разному. Сидящую на переднем плане фигуру Гераклита, погружённого в свои мысли, Рафаэль изобразил последней. В этой фигуре все увидели портретное сходство с Микеланджело.
17.
Потолок станцы Сигнатуры. Зал назван в честь высшего суда римско-католической церкви (Верховный трибунал апостольской сигнатуры), который заседал там в XVI веке. Фрески отражают три важнейшие добродетели человеческого духа: Правду, Добро и Красоту.
18.
Дальше можно осмотреть апартаменты Борджиа - апартаменты папы Александра VI (Родриго де Борджиа), расположенные этажом ниже станц Рафаэля.
19.
После смерти Александра VI папа Юлий II не захотел больше жить в этих помещениях, и они были надолго покинуты. При Льве XIII апартаменты были отреставрированы и открыты для публики.
20. Зал Святых. Диспут св. Екатерины Александрийской (с Лукрецией Борджиа) .
21. Зал таинств веры
22. Потолок апартаментов Борджиа.
Сейчас в апартаментах находится часть коллекции современного религиозного искусства.
23. Марк Шагал - Распятие.
24. Потолок в коридоре перед входом в Сикстинскую капеллу.
Сикстинская капелла. Фотографировать здесь нельзя, за этим наблюдают охранники. Но людей очень много, а охраны не так уж много. Поэтому несколько кадров я сделал. Качество получилось так себе, потому что сфокусироваться толком невозможно.
25.
Сикстинская капелла - бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473-1481 годах по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Ныне используется для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу римского.
26.
27.
28.
29.
В следующей части пойдем дальше, музеи Ватикана еще не закончились:).