В Гжели мы уже были, решили продолжить знакомство с народными промыслами, поэтому поехали в деревню Жостово. Мытищинский район, от МКАДа 20 км по Осташковскому шоссе.
1.
Население деревни около 500 человек. В 1825г крепостной графа Шереметева Филипп Никитич Вишняков, который работал неподалеку в селе Федоскино возчиком. Работал он на местной мануфактурной фабрике, где делали лаковые шкатулки, подсмотрел технологические особенности и решил сам открыть мастерскую для “лакированных подносов, сухарниц, поддонов из папье-маше шкатулок, портсигар, чайниц, альбомов”. К 1830г данным промыслом начали заниматься уже и другие мануфактуры.
2.
3. Предлагается одеть волшебные бахилы.
Нынешняя Жостовская фабрика была организована в 1960 году, хотя, конечно, является продолжателем той самой вишняковской мануфактуры.
4.
Вначале экскурсии художник показывает, как происходит роспись. Прямо перед вами, мазок за мазком, рождается картина на подносе. Конечно это не одномоментный процесс, есть несколько стадий, запекания рисунка и т.д. В целом весь технологический процесс занимает около недели.
5.
По самим цехам в Жостово не водят по соображениям производственной безопасности. Поэтому вначале вживую показывают как происходит роспись, затем показывают небольшой фильм по технологическим процессам, а затем уже идет экскурсия по музейной части с рассказом.
6.
Сейчас стереотипно считается, что жостовская роспись обязательно должна быть на черном фоне, но это не так. Даже исторически не так. Вот посмотрите, это старые подносы, еще XIXвека. Они могут быть и на красном, и на оранжевом, и на зеленом фоне. Да на любом, по сути.
7.
Цветы традиционны, но тоже не сказать, чтобы сильно обязательны. Делали даже с портретами. Другое дело, что поднос использовали часто под самовар, а ставить самовар кому-то на лицо как бы не совсем корректно…
8.
Тоже один из старых подносов. Найден в старом деревенском доме, за печкой. Состояние плохое, но видна оставшаяся инкрустация.
9.
10. Вот, пожалуйста, тоже много разноцветных вариантов.
11. А вот классический вариант, да
12.
13. Вариантов росписей очень много. Каких-то жестких стандартов нет (но есть традиции), поэтому у каждого мастера свои фишки, привычки и т.д.
14.
15.
Есть отдельная стена с фотографиями мастеров. Причем как ветеранов, многих из которых уже нет в живых.
16.
17. Так и с современными художниками.
18. Есть мастера, которые любят писать птиц.
19. Петушиный бой
20.
21.
22. Есть даже натюрморты, как у старых фламандцев:).
23. В советское время выпускались подносы, посвященные конкретным людям.
24. Довольно уникальный поднос. Тут 16 советских республик.
25. Ленин на охоте в Шушенском. Как же без него.
26.
Завершим обзор вот таким триптихом. Мастеру, который нарисовал ее, было под 90 лет, представляете? Это была его финальная работа перед заслуженной пенсией.
27.
Ну и хватит. Кто хочет подробнее все посмотреть - езжайте в Жостово:).