Есть в Париже достопримечательности, мимо которых трудно пройти, даже если ты никогда не брал путеводитель в руки, и никогда не интересовался историей. Лувр, Нотр-Дам-де Пари, Эйфелева башня обязательно встретятся вам на пути.
Святая капелла (Сент-Шапель) (Sainte Chapelle) относится к таким жемчужинам, о которых если не знать о них, и если не знать, где они находятся, можно хоть неделю гулять по городу, и не наткнуться на них.
А все почему? А потому, что хоть она и стоит в самом центре Парижа, но прячется во дворе дворца Консьержери, и с улицы почти не видна. Капелла обладает наиболее полным ансамблем витражей XIII века, и производит впечатление сильнее, нежели та же Эйфелева башня.
1.
Капелла была задумана Людовиком Святым как место хранения священных реликвий, вывезенных крестоносцами из разграбленного в ходе крестового похода Константинополя. Главной среди них был терновый венец Христа.
2. Места во дворике очень мало, поэтому снаружи снять часовню нормально затруднительно.
3. В касках в часовню не пускают.
В 1239 году Людовик выкупил его у венецианцев, которым его в свою очередь заложил Латинский император Балдуин II. В августе того же года терновый венец прибыл в Париж, куда позже были доставлены частицы Креста Господня, Копьё Лонгина и святые предметы.
4. Входной портал
Для святынь такого ранга было необходимо достойное архитектурное обрамление, и на месте старой королевской часовни Святого Николая была возведена новая церковь. Она была построена в рекордно короткий срок с 1242 по 1248 годы. За образец была взята Святая Капелла при Сен-Жерменском замке, ставшая временным местом хранения реликвий до освящения Сент-Шапели. Постройка обошлась казне в 40 тысяч ливров, что было в три раза дешевле стоимости тернового венца.
5. Балкон второго уровня
6. Гаргулья
Капелла сильно пострадала во время французской революции. Были разграблены мебель и реликвии. Большинство статуй были спасены французским археологом Александром Ленуароми ныне находятся в здании Сент-Шапели. В результате разграбления часть священных реликвий была утеряна, сохранившиеся находятся в Парижской Национальной библиотеке, а терновый венец пребывает в Соборе Парижской Богоматери.
7.
8.
9.
Святая капелла имеет два уровня.
Нижняя капелла, освящённая в честь Девы Марии, была отведена для придворных, дворцовой гвардии и слуг.
10.
Стены трёхнефной нижней капеллы с низкими сводами (их высота 6,6 м) украшены аркатурами в форме трилистника и двенадцатью медальонами с изображениями апостолов.
11.
12.
13. На колоннах геральдические лилии на лазурном фоне чередуются с башнями Кастилии в честь Бланки Кастильской, матери Людовика Святого.
14. Горгулья
15. Руки не сохранились
16. Тонкие колонны поддерживают своды с росписью, изображающей звёздное небо.
17. Витражи первого уровня
18.
19. Поднимаемся наверх
Все самое красивое сосредоточено именно здесь. Это не удивительно, ведь именно второй уровень предназначался для короля и его окружения.
В верхнюю капеллу, освященную во имя Святого Креста, из дворца вела наружная галерея. Именно здесь, в богато украшенной раке, установленной на ажурном постаменте в глубине апсиды, хранились реликвии, купленные Людовиком Святым.
21. К колоннам приставлены статуи апостолов.
22. Пыль то можно было и вытереть:)
Все стены капеллы выполнены из витражей - в солнечный день они светятся просто незабываемо, фотографии этого не передают.
Каждое витражное окно поделено на стрельчатые арки и «читается» слева направо и снизу вверх. Пятнадцать витражей, от северной стены по часовой стрелке расположены в следующем порядке: 1 - Бытиё, 2 - Исход, 3 - Числа, и т.д.
23.
Площадь витражей составляет 600 м² и две трети из них - подлинные произведения XIII века. В витражах доминируют красный и синий цвета. Они выполнены по мотивам библейских текстов, повествующих об истории человечества от сотворения мира до казни Иисуса Христа.
24.
25. Круглый витраж более поздний - XVв, и посвящён Откровению Иоанна Богослова.
26. Алтарь
27.
28. Пол верхней капеллы.
29.
30. Уже на выходе, путь пролегает мимо одного из зданий Дворца правосудия, которое охраняют вооруженные полицейские.