В дореволюционном доме Петцольда, прямо на центральной пешеходной улице Баумана в Казани, есть музей художника Васильева. Он и стал единственным музеем, в который я зашел будучи в городе.
1. Автопортрет, 1970
Родился художник в Майкопе во время немецкой оккупации города. Отец художника был главным инженером одного из заводов. После войны его направили налаживать производство на стекольном заводе, в посёлок Васильево под Казанью.
Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.
2. Струна, 1963. Есть что-то от Дали, а?
С 1949 года семья жила в посёлке Васильево. Константин в 11 лет прошёл конкурс и был зачислен в Московскую художественную школу-интернат при Московском художественном институте им. Сурикова. Позже перевёлся в Казанское художественное училище, которое и окончил с отличием.
3. Оформленная работа
4. Атомный взрыв, 1964. Только мне тут видится распятый Христос?
5. Рождение Дуная, 1974 из цикла Былинный эпос.
6. Северный орел, 1969. Запомните это лицо, вы его еще увидите.
7. Свияжск, 1973. А тут манера живописи мне напоминает Нестерова.
8. У колодца-на фоне ворот, 1975. Можно было назвать еще Русская готика☺. Мужчину узнаете?
9. Автопортрет, 1968. Никогда не понимал, как люди могут сами себя рисовать…
10. Портрет лейтенанта Пронина, 1969
11. Ожидание, 1976
Есть серия картин, посвященных Отечественной войне.
12.. Нашествие. Мимо разрушенного остова Успенского собора Киево-Печерской лавры змеёй движется железная колонна завоевателей.
13. Маршал Жуков, 1974. Портрет маршала замышлялся как начало серии образов великих военачальников, и выполнен в нарочито парадной манере.
14. Тоска по Родине, 1974
«Прощание славянки» художник намеревался переписать, для чего положил картину отмокать, из-за чего холст пострадал, так как был извлечён из воды уже после гибели Васильева.
15. Прощание Славянки, 1974
16. Лесная готика,
17.
Источником вдохновения для Васильева стали Исландские саги. Он тщательно изучал эту книгу, делая пометки, из которых видно, что его основное внимание привлекают так называемые родовые саги, своего рода описание жизни замечательных исландцев IX-XI веков.
18. Вотан, 1969. Он же Один. Все тот же взгляд…
Васильев познакомился с творчеством Рихарда Вагнера и даже специально изучил немецкий язык, чтобы понимать тексты его опер.
19. Гибель викинга, 1970. Она же Валькирия над сражённым Зигфридом.
Завершающим аккордом Васильева стала картина «Человек с филином». В этой картине излюбленный предмет художника, свеча, превращается в символ-светоч, в облике старца он представляет мудрость человеческого опыта; своими корнями он словно врос в землю, а головой соединяется с небесами. В руке он держит сгорающий свиток с начертанным на нём псевдонимом художника «Константин Великоросс» и датой, ставшей годом его смерти: 1976. Из пламени и пепла пробивается росток дуба, изображённый наподобие нанизанных друг на друга цветков трилистника, символа мудрости и просвещения. Над ростком горит светоч, символ негасимого горения души. Над седой головой старик держит плеть, а на его рукавице восседает филин, чьё всевидящее око завершает движение вверх, к небу и космосу.
Завершив «Человека с филином», Васильев сказал пришедшим навестить его другу и матери: «Я теперь понял, что надо писать и как надо писать». Через несколько дней его жизнь оборвалась.
20. Человек с филином, 1976
Константин Васильев погиб - был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом в 1976г.