Психоистория - 2

Sep 09, 2008 22:47

Оказалось, что психоистория Ллойда Демоза - это чуть ли не прямая противоположность психоистории Айзека Азимова. Неужели Демоз не читал Азимова и ввел термин психоистория независимо?
Судите сами:

1. Психоистория - наука о моделях исторической мотивации, и она основана на антихолистической философии методологического индивидуализма.

1Б.1. Холистическое заблуждение, будто группа - это некая сущность, стоящая выше составляющих ее индивидов, само подлежит исследованию с точки зрения психоистории, поскольку является фантазией, рассматривающей группу как материнское тело с собственными целями и мотивами.

1Б.5. Такие понятия, как «общество», «культура», «государство», «социальная структура», «власть» все до единого холистичны. Их индивидуалистичной заменой служат термины «группа», «личность», «правительство», «групповая фантазия» и «сила».

2А.2. ... Поэтому историю можно рассматривать как психотерапию поколений.

ЗБ.2. То, что обычно называют «социальными институтами» - это исторические группы-представители: церковь - это групповая фантазия зависимости, армия - групповая фантазия рождения, правительство - групповая фантазия выхаживания, капитализм - групповая фантазия контроля, революция - групповая фантазия антизависимости, классовая система - групповая фантазия почтения, школа - групповая фантазия унижения.

Если коротко, психоистория Ллойда Демоза - это история глазами психоаналитика. Еще есть красивое слово демистификация: демистификация человеческой истории, демистификация жизни социума. Сама священная корова новой науки, концепция системности, похоже, попадает в список "холистических заблуждений"?

Хм, а вот опять актуальное, на тему войны:

5Б.5. Первоначальная цель любой группы - сохранение чрева-среды, хотя бы и ценой жизни индивидов, составляющих группу...

5Б.10. Когда групповая фантазия невредимого чрева-окружения терпит неудачу («ткань общества растягивается и рвется»), группа начинает неотвратимо скатываться к групповой фантазии войны-рождения (даже если в этот момент объективные причины для войны минимальны).

5Б.13. Когда группа окунается в войну-рождение, соседи тоже чувствуют себя втянутыми в схожее состояние фетального транса (хотя американцы и понимают, что европейские войны лишены разумного начала, они все же чувствуют на себе действие «непреодолимой силы», стоит только войне начаться, и тоже с головой ныряют в процесс переживания заново собственного рождения).

5Б.14. После успешного завершения войны группа чувствует себя «возродившейся» и переживает период оптимизма и энергичного сотрудничества, который расценивается как «лучшие годы нашей жизни» (хотя на самом деле экономика при этом истощена).

Ллойд ДеМоз писал всё это в конце семидесятых. Но он по-прежнему активен, вовсю комментирует российско-грузинскую войну с позиций психоистории. Он тусуется здесь. Впрочем, комментарии вполне банальные, например: раз, два, три.
Previous post Next post
Up