Мне кажется, ходить по улице в кепке с надписью “Дагестан” или с огромным крестом на груди, или в хиджабе, или с флагом какого-нибудь государства после футбола - это почти то же самое, что громко орать о себе где-то, где это не принято. Ни один самый рьяный индивидуалист не лишён каких-то налётов групповой идентичности, каких-то групповых симпатий. В некоторых групповых конфликтах он кому-то сочувствует, а в иных может и открыто принять чью-то сторону. Хотя бы потому, что средний представитель одной группы ему намного более омерзителен (или опасен), чем средний представитель другой, которую он тоже не любит. А к какой-то группе он даже вполне себя причисляет, при не более чем трёх экранах оговорок. Но он не вешает себе на лоб никаких знаков этой группы не из-за этих оговорок даже, а просто потому, что считает хамством, например, рассказывать о себе случайным попутчикам в поезде или автобусе, представляться случайным прохожим и говорить им, шарахающимся: “Вот, я тут поэт-фотограф, слесарем работаю, сам с Ульяновска, верую в Кришнамурту”. Он может повесить на себя бирку с именем на какой-нибудь конференции, может представиться кому-то, кому надо. Актуализация личной информации, презентация идентичности для него - функциональны. Но для этой функциональности отведены опредленные места. В иных местах он придерживается в этом каких-то конвенциональных рамок. Почему? Ну, наверное, потому что все эти групповые идентичности крепко связаны с разными групповыми проблемами и отношениями, как индивидуальная информация связана с личными отношениями. И актуализирующий всю эту фигню - в той или степени навязывает себя и свои (и своих групп) проблемы окружающим. Мне навязывает. Я, может, в гробу видел думать, что имеет в виду, чего хочет и что демонстрирует человек с флагом или надписью. Но когда я вижу эти флаг или надпись, мне приходится это делать. И это неприятно. Как неприятно садиться в маршрутку, на лобовом стекле которой написано “Вован” (или “Бродяга”). Я просто передвигаюсь по городу. Мне нафиг не нужны ваши навязчивые презентации и тем более претензии (а уж групповая идентичность - это всегда претензия).
Конечно, тут для каждого своя граница, для каждого свои красные тряпки и свой порог раздражения. И кого-то точно так же раздражает что-то в моём внешнем виде, в том, как я говорю, хожу и т.п. Но что мне до этого кого-то? Особенно если на нём написано “Вован” или “Дагестан”. Знать о нём не хочу. У меня тоже есть групповая идентичность - я же её посреди улицы не вываливаю. Индивидуальную ещё могу, грешен, но групповая - это как-то совсем неприлично.
Запись опубликована в блоге
Записки Дениса ЯЦУТКО. Оригинал записи находится
здесь.