О психологизме в фанфиках

Apr 21, 2022 08:09

Вроде как общее место в обсуждениях фанфиков - то, что авторы их решают в знакомых декорациях свои психологические проблемы, или по крайней мере озвучивают те проблемы, которые им кажутся интересными и актуальными.
Пальму первенства тут уверено держит "Гарри Поттер". В основном потому, что герои близки и понятны фикрайтерам, а также потому, что Роулинг щедрой рукой отсыпала своим персонажам психологических и даже психиатрических проблем, и совсем не озаботилась хоть какими-то путями их решения. Тут могу только процитировать очень злую статью :

О психологии и психиатрии в магической Британии если и слышали, то полагают это матерными словами. Не будем перечислять всех персонажей, которым «ещё вчера» нужен был хороший, грамотный психолог - в конце концов, перечислять примерно 90% персонажей семитомника реально долго. Отметим лишь, что безумие не считается поводом для насильственной госпитализации (Беллатрикс) и заключённых Азкабана на вменяемость никто не тестирует. Впрочем, учитывая Лонгботтомов, вряд ли от госпитализации был бы толк…
Но проблема в том, что в Хогвартсе картина схожая! Школьного психолога в каком бы то ни было виде в Хогвартсе тупо нет. Вообще. Ни должности такой, ни реально исполняющего обязанности. Ходит мнение, что этим должен заниматься декан факультета - но… в каноне такого вообще нет.
Более того, конкретно психотравмирующие события «проходят мимо». Вспомним… ну хоть первый том. Тролль - если все живы и могут говорить, можно рассчитать баллы (в итоге жизнь магглорождённой студентки верная подручная Дамблдора МакКошка оценила в 5 баллов внутришкольного соревнования - типа как один хороший ответ) и отправить в гостиную. Психотравма? Нет, не слышали.
Точно то же самое - по итогам отработки в Запретном Лесу и по итогам Запретного Коридора. Можешь ходить - всё, свободен (в итоге Гарри из лазарета выписывают прямиком в Дурслькабан, с воспоминаниями об убитом пару дней назад с особой жестокостью Квирреле наперевес).
Собственно, не только к Избранному и магглорождённым так относятся. На отработке в Запретном Лесу ещё были Лонгботтом и Малфой - и их состояние тоже никого не беспокоило.
Более того, во втором томе - можешь на ногах держаться - молодец, похвалим, дадим баллы и отправим в Дурслькабан. А уж что у тебя с организмом под действием яда василиска и слёз феникса - всем плевать. И точно так же все отнеслись к Джинни - вот тебе чашка шоколада, выпей и вперёд на мины. Что от одержимости могут быть какие-то неясные последствия - никто не подумал. Что у девочки в общем-то эпическая психотравма - тоже не подумали. И никто не удивляется - то есть вообще никто!

Естественно, у читателя появляется горячее желание решить проблемы героев самому. Количество фанфиков, в которых авторы комфортят героев ГП, либо наоборот, доводят их до нервного срыва и отправляют самоубиваться или убивать всех плохих, огромно.
Но тут есть разница между нашим подходом и американским. И у них и у нас авторы обожают со смаком описать душевную травму героя, покопаться в нюансах его поведения, а потом найти способ вернуть ему душевное равновесие. Но в американских текстах явно используется какая-то единая методичка, которую авторы фанфиков повторяют раз за разом как под копирку.
Мало того, что психология в американской литературе (не только в фанфиках) - это чаще всего ущербный кухонный фрейдизм, так и психологическая помощь строго регламентирована и не допускает никаких вариаций. И если вначале читать интересно - потому что непонятно, что и как там у них происходит в головах, то после примерно третьего шаблонного текста становится невыносимо скучно.
Наши тексты в этом смысле безмерно оригинальнее и разнообразнее. Не скажу, что научнее и рациональнее, но там хотя бы есть с чем поспорить (и над чем посмеяться).

Способов много. Иногда автор изначально делает героя нормальным. Тут, конечно, вне конкуренции "Дневник"
Герой просто сияет своей нерушимой адекватностью на фоне того, каким унылым закомплексованным мудаком он изображен в каноне.

Иногда герой справляется со своими проблемами сам, своими собственными усилиями:
Помню, когда я учился на третьем курсе и мы начали проходить боггартов, я вместо боггарта увидел свой разлагающийся труп, обезображенный смертью. Меня тогда еще из Хогвартса в очередной раз выгонять хотели, я же еще с детского дома в ответ на угрозу бью изо всей силы. Ну и как-то выяснилось в эпизоде с боггартом, что некоторые Непростительные мне уже знакомы... И боггарту кранты пришли, старушка Галатея, которая у нас СилЗла вела, ворчала на меня за порчу инвентаря, но на педсовете они со Слагхорном меня отстояли, сказав, что я просто борюсь с Силами Зла радикальными методами и что добро должно быть с кулаками (Флитвик тогда добавил, что еще с копытами и с рогами, но все же проголосовал за меня).
А потом на выпускных экзаменах я снова столкнулся с боггартом, среди прочего. Тогда у меня уже хоркруксы были, я думал, что ничего не боюсь, молодой был. Остановился даже, хотел посмотреть, что боггарт мне покажет. И боггарт показал мне обезображенный труп Долохова. С экзаменационным заданием я опять справился блестяще, экзаменаторов три дня по горам ловили...
Вот поэтому навстречу опасности я всегда иду один, мне-то бояться нечего, у меня хоркруксы.
( Хроники профессора Риддла)

Или просто фиксирует свое состояние, не пытаясь его исправить:
- Гарри, с тобой правда все в порядке?
- Конечно нет. Но прямо сейчас я стабилен. Я сколько-то могу держать себя в руках. А потом крыша уезжает.
- Думаю, - протянул Рем, - у нас есть кое-кто, кто приведет тебя в чувства, если что.
- Ты о себе? - я тут же холодно посмотрел на оборотня. - Да. Хорошая идея. Будешь меня вырубать.
- Профессор Люпин говорит про меня, Гарри, - возразила Гермиона.
- Нет. Рем будет меня вырубать. А ты будешь держаться подальше.
(Нет, не было, и не будет)

Иногда автор изобретает специфические способы борьбы с проблемой. Из наиболее показательного - сцена похорон Барти Крауча. Текст в целом по-моему довольно неряшливый, но вот именно в этом эпизоде автор жжет. Вообще этот автор психотравмы в своих текстах использует очень часто, но и купирует их у героев быстро, решительно и как правило нестандартно.

Но еще интереснее, когда психологизм прорезается в сеттинге, совершенно для этого не приспособленном. Вот, к примеру, ваха - она не для психологии, там все больше про огромные пушки, кровь-кишки, пафос и вечную войну. Однако, такой вот текст написан вполне в рамках канона, по крайней мере пафос там совершенно вархаммеровский. Но некоторые акценты чуть сдвинуты, и вышла именно что психологическая зарисовка. И у автора вот именно в текстах по вахе огромное количество психологических коллизий, часто серьезных и очень нетривиальных.

вархаммер, сетевое, книжки

Previous post Next post
Up