Этническая палитра намибийского социума весьма широка. Чернокожее население Намибии делится на десять основных племен. Кроме них, в стране проживают минимум 6% так называемых «африканеров» - то есть белых, чьи предки уже много поколений живут на земле Африки. Собственно, о проблемах взаимоотношения черного и белого населения я и собираюсь поговорить. Кое-что я уже писал здесь в ЖЖ в общей обзорной статье по Намибии и Ботсване, а теперь дополню эту информацию.
Наличия коренных - ну, относительно коренных - белых африканцев характерно именно для южной части Африки. Почему так?
Распространенный в России стереотип о том, что Африка - очень благоприятная для хозяйственной деятельности страна, что сельхозкультуры растут тут сами собой и т.д. в корне неверен. Большая часть территории Африки - местность, сложная для земледелия и скотоводства. Где-то слишком влажно, где-то слишком сухо, где-то горы. Песенка «чудо остров жить на нем легко и просто: ешь кокосы, жуй бананы» - это скорее про Южную и Юго-Восточную Азию. Именно из-за скудности земли и нестабильного климата в Черной Африке не появились сильно развитые цивилизации - у земледельцев и скотоводов просто не было избыточного продукта, чтобы кормить горожан. Еще одна проблема - из-за различных труднопроходимых ландшафтов культурной обмен разных частей Черной Африки друг с другом и остальным миром был очень затруднен. По свидетельству историков, в древние времена разные новшества из Европы гораздо быстрее добирались до Японии, чем до центра и юга Африки.
Однако среди негостеприимных африканских земель нашелся один регион, удобный для земледелия. Это оказался самый юг материка. Поэтому если из других частей Африки европейцы просто выкачивали ресурсы (полезные ископаемые, древесину) - то на территории ЮАР и Южной Родезии (ныне Зимбабве) началась колонизация североамериканского типа. С одним исключением: уничтожать местное население совсем под корень как-то уже вышло из моды, и поэтому аборигенов просто несколько подвинули.
А зачем начался откат в другую сторону - когда власть перешла к чернокожей элите (о ней чуть ниже), стали припоминаться старые обиды. В трех «черно-белых» странах: ЮАР, Зимбабве и Намибии ситуация развивалась по-разному.
Печальнее всего получилось в Зимбабве. Сначала очень жесткий белый расистский режим - он был жестче апартеида в ЮАР, но сейчас о непризнанной международным сообществом Белой Родезии Яна Смита вспоминают реже, так как ее бесславное существование продлилось всего 10 лет (1970-80). В 1980 году на впервые проведенных в Зимбабве всеобщих выборах победу одержал Африканский Национальный Союз под руководством будущего диктатора чернокожего Роберта Мугабе. Маятник качнулся в другую сторону - в 1990-х годах прошло массовое «раскулачивание» белых фермеров, сопровождающееся многочисленными убийствами и погромами. Передовые фермерские хозяйства, поделенные на небольшие делянки, стали приносить гораздо худшие урожаи. А тут еще санкции ООН и западных стран - в результате весьма развитая по африканским меркам страна скатилась в самый низ и была вынуждена отказаться от национальной валюты.
Нечто похожее происходит в ЮАР - однако все же не в такой резкой форме, как в Зимбабве. В ЮАР все же белое население составляет 25%, и с ним так просто не расправиться. Почему-то главной мишенью для ненависти черных расистов в ЮАР стал язык африкаанс - например, активисты подобных движений поджигают университеты, руководство которых не хочет переводить обучение на английский. Да, почему-то английский язык в отличии от африкаанса (то есть диалекта голландского) не считается символом превосходства белой расы! Логики здесь маловато… но с ней у любых националистов всегда туго.
На фоне всех этих безобразий, глобального непонимания и ненависти с обеих сторон радует только Намибия - и приятно осознавать, что хотя бы в этой полюбившийся мне стране все пошло не так. 27 лет назад страна получила независимость, и власть от белых (тогда) ЮАРовских правителей перешла к чернокожим намибийцам из самого многочисленного племени ошиванго. Однако общими усилиями здравомыслящей части старой белой и новой черной элит раскола страны удалось избежать.
Нынешний президент Намибии - Хаге Гейнгоб (фото из интернета). Президентом стал недавно, но долго был премьер-министром. Сумел объединить вокруг себя и белых, и различные черные племена. Что удивительно, Гейнгоб происходит не из самого многочисленного и влиятельного намибийского племени ошиванго (овамбо), а из небольшого племени дамара, что вроде как позволяет ему более справедливо распределять ресурсы и должности в правительственных структурах. Трогательная страничка о том, кто такие дамара и как они любят своего президента - вот:
http://kwekudee-tripdownmemorylane.blogspot.nl/2014/03/damara-people-oldest-inhabitants-of.html. Однако не стоит думать, что все дамара ходят по улице голыми, как на этих фото.
Перейдем от сухой политической истории к конкретным жизненным реалиям, что всегда интереснее. Итак, большой сюрприз в Намибии - для нас, россиян, экзотичнее по менталитету не черное население, а… белое. Ведь что такое черный намибиец? Возьмите человека из русской глубинки, убавьте ему агрессии, добавьте жизнелюбия и покрасьте в черный цвет. Вот перед вами - житель южноафриканского региона. Милый, но довольно привычный нам.
фото Лины Беровой
http://tiani-tolkay.livejournal.com/ Но как мы уже говорили, помимо черного большинства в Намибии живет 6% белого населения. Эти люди, называемые африканерами, живут на земле континента уже несколько поколений, чем очень гордятся. Они отчасти напоминают русских дворян, виртуально знакомых нам по школьному курсу классической литературы, отчасти западных людей 1970-х, до эпохи политкорректности и культа «здорового образа жизни».
фото Лины Беровой
http://tiani-tolkay.livejournal.com/Чем же вроде бы столь далекие от нас африканеры похожи на русских бар эпохи Льва Толстого? Во-первых, они настоящие помещики: земля одной семьи нередко простирается на сотни квадратных километров (правда в отличии от помещичьей России земледелием тут не занимаются, а пасут скот). Во-вторых, они мозг нации - вся страна держится на них. И в-третьих, как и русские аристократы, африканеры широко занимаются просветительством и благотворительностью, осознавая свой нравственный долг перед массой черного населения. Например, знакомый белый бизнесмен оплачивал обучение смышленого негритянского мальчика - сына одного из сотрудников своей фирмы. Таких примеров много - особенно много белые жертвуют на образование.
А на разбитных американцев из Техаса прошлых лет африканеры похожи бурной брутальной энергией, любовью к большим машинам, рыбалке и охоте, крепкому словцу, выпивке и сигаретам. Парадоксально сочетаются довольно сильная для белого человека семейственность и эмансипация: на улицах часто встретишь очень бойких белых мисс лет 50-60 с короткой стрижкой, сигареткой в зубах и победным взором.
Рыбаки возвращаются с рыбалки в город Уолфиш-Бей, удилища закреплены снаружи. Фото Лины Беровой
http://tiani-tolkay.livejournal.com/ Рыбаки поймали крупную рыбу, и теперь разделывают на специальном стенде, установленном на главной набережной города. Пеликаны нетерпеливо ждут рыбьей требухи. Фото Лины Беровой
http://tiani-tolkay.livejournal.com/ Молодежь несколько больше похоже на жителей современных Европы и США, однако у юных африканеров довольно экстремальный стиль жизни: очень распространены катания на мотоциклах, полеты на парапланах, кайтсерфинг (катание по воде на пластиковой доске, влекомой воздушным змеем) и прочие дорогостоящие развлечения.
кайтсерфинг на фоне намибиийских дюн; фото из интернета
Наряду с этой белой элитой, в последнее время в Намибии появились и черная - представители власти, чиновники. Переводя на язык российских реалий, можно сказать, что в южно-африканском регионе Путин был бы черным, а Ходорковский - белым. Но как я уже описал, как раз в Намибии эти две элиты относительно хорошо уживаются друг с другом - не то что в ЮАР или Зимбабве. Белое население Намибии просто молится на Хаге Гейнгоба - этого совсем не симпатичного внешне (по нашим европейским меркам) человека считают гарантом того, что страна не взорвется и не покатится вниз подобно Зимбабве.
Однако есть у намибийской сверкающей медали и обратная сторона. Обилие высококвалифицированных (по африканским меркам) белых специалистов не дает развиваться «черной» интеллектуальной элите - в ее услугах как бы и нет необходимости. В результате амбициозные чернокожие могут пробиться в верхи общества только через власть и силовые структуры - это формирует довольно-таки несимпатичный образ «нового черного»: человека с деньгами и властными полномочиями, однако с минимальным уровнем культуры. Визуально такие персонажи похожи на героев низкопробных американских гангстерских фильмов: черные очки, золотые цепи, соответствующая манера поведения. Например в Ботсване, уровень экономического развития которой близок к намибийскому, из-за отсутствия белого населения черная часть общества развита более гармонична - зато и нет таких милых хлебосольных помещиков, как в Намибии.
Может ли ситуация в Намибии начать развиваться по наихудшему сценарию, вроде зимбабвийского? Разница в уровне дохода и образования между белыми африканерами и черными массами, как я писал выше, еще очень и очень велика. При этом самые богатые люди в стране - именно чернокожие: очень узкий круг, приближенный к высшей власти.
Однако на бытовом уровне стена отчуждения не очень крепка. Конечно, за полтора месяца пребывания в стране разобраться в таких вещах сложно - но вот самый яркий пример. Мы гостили у богатого виндхукца - того самого, который оплачивал обучение сына своего сотрудника.
Веранда богатого дома в престижном районе Виндхук. На переднем плане мои спутницы - Аня Кириллова
http://vk.com/krasnozelenaya слева и Лина Берова
http://tiani-tolkay.livejournal.com/ справа. На заднем плане - хозяин-меценат.
Во время отсутствия хозяина в дом пришли два пролетария - они должны были поменять большой газовый бойлер для подогрева воды. Естественно, это были чернокожие. Отсоединив бойлер, они мужественно потащили его - огромную металлическую штуку высотой метра в два, то есть заметно больше каждого из негров. Особенно тяжелым им показался участок, где нужно было идти по грунту через сад - и тогда рабочие мимоходом попросили меня помочь им перенести бойлер через это препятствие. Втроем мы быстро донесли его, куда нужно.
Полагаю, что если работники в богатом доме без всякого стеснения просят белого гостя богатого белого хозяина помочь им в такой грубой работе - нельзя подумать, что на бледнолицых они смотрят не то как на богов, не то как на дьяволов. В Уолфиш-Бее я видел и смешанные пары, и смешанные молодежные компании. Да, однородных в расовом плане компаний гораздо больше, но… прогресс есть. В конце концов, сейчас во всем мире происходит очень быстрое стирание национальных границ - и если Намибия без катаклизмов пережила 27 лет после обретение независимости, скорее всего и теперь все будет хорошо. По крайне мере, лично мне очень бы этого хотелось!
Говоря о национальном своеобразии Намибии и проблемах сегрегации, конечно не нужно забывать и то, что само черное население страны далеко неоднородно - оно делится на множество племен. И если выходцы из наиболее цивилизованных и богатых племен («титульные» ошиванго, хереро и др), как писалось выше, не очень удивительны для россиян, то существуют и «негры среди негров», то есть более бедные и аутентичные племена, на которых чернокожее большинство смотрит также сверху вниз, как москвичи - на таджиков-гастарбайтеров. А уж нас-то эти меньшинства действительно поражают! Женщины племени химба разгуливают по улицам севернамибийского города Опуво топлесс и босиком, и являются предметом фотоохоты западных туристов.
химба
хереро
Однако и здесь взаимное отчуждение не зашкаливает - как я уже писал, трайбализм в Намибии хоть и существует, но не обретает угрожающего масштаба. Президент страны, является представителем нацменьшинства - картина, немыслимая для большинства африканских стран. Впрочем, подробнее об этих аутентичных племенах - в отдельной статье.