19 мая родился Леонид Харитонов (1930-1987).
По поводу его печальной творческой судьбы в последнее время раздается много плачей с хорошо поставленной модуляцией.
Драма, в основном, мыслится в том аспекте, что Харитонова на каком-то этапе перестали снимать в кино.
Меж тем, как драма заключается в том, что выпускнику школы-студии МХАТ, кино перебило театральную дорогу.
Харитонов стал жертвой социального типажа, который уже на рубеже шестидесятых вышел из моды. Но стоило ему выйти на сцену МХАТа, как с галерки слышался визг не очень умных поклонников: «Харитонов! Ваня! Ваня Бровкин!»
В общем, сам Харитонов мне не то чтобы неинтересен, но по его поводу наговорено достаточно. Если собрать документальные фильмы об этом актере, то не удивлюсь, если они с лихвой покроют метраж фильмов, где Харитонов успел сняться.
С памятью о нем все в порядке.
А вот с памятью об актрисах, которых набравший славы Харитонов втянул в свою орбиту, где им ощутимо опалило крылья, не очень.
Речь идет о Светлане Харитоновой (1932-2012) и Джемме Осмоловской (1938).
Со Светланой Леонид учился в школе-студии МХАТ. Молодые люди поженились на третьем курсе. До замужества невеста носила фамилию Сорокина, но после развода навсегда оставила фамилию мужа.
Кинематографический дебют Светланы состоялся в фильмах Леонида. Первая заметная роль - подруга главной героини в пресловутом «Солдате Иване Бровкине».
Дальше Светлана двигалась самостоятельно. О ней заговорили после фильма «Летят журавли», где Харитонова сыграла сестру героя Алексея Баталова.
В эти же дни Леонид ушел от Харитоновой к другой актрисе, - Джемме Осмоловской.
Если Светлана только подошла к подножию Олимпа, то Осмоловская вознеслась на вершину махом после фильма «Повесть о первой любви».
Это была смелая по тем временам картина. Там, например, делались намеки на симпатию учителя-физкультурника к ученице. Ну а ситуация при которой школьница, оставшись сиротой приходит жить к однокласснику (да будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает!) вообще взрывала мозг. Сыгравшие главные роли Джемма Осмоловская и Кирилл Столяров на час стали халифами.
Не буду сравнивать талант Осмоловской и Харитоновой, скажу только, что Осмоловская имела более экзотичную, запоминающуюся внешность. Нервная, капризная, утонченная она мало походила на советскую девушку. Было в ней что-то от типажа Ольги Бган (
http://ygashae-zvezdu.livejournal.com/26461.html).
После впечатляющего дебюта Осмоловская получила роль в фильме «Улица полна неожиданностей». Эта, прямо скажем, не очень умная комедия, делалась под Харитонова. Он играл главную роль милиционера, а Осмоловская его невесту.
Роман экранный перетек в жизненный.
При этом Харитонов был женат.
Вот как расценивала ситуацию треугольника Осмоловская:
«Конечно, вначале у нас со Светой были проблемы. Она не хотела давать Лене развод, но я уже была беременна, и все решилось само собой. Говорите, она Харитонова сильно любила? И что дальше? В жизни всякое случается: люди сходятся - расходятся...»
На Харитонову разрыв с мужем произвел впечатление настолько сногсшибательное, что даже спустя многие годы, она высказывалась в том смысле, что «Леня» унес с собой ее счастье.
И действительно, - больше Харитоновой не выпадало таких крупных ролей, как в «Летят журавли», хотя снималась она много. О ней вспоминали, если было нужно вытянуть эпизод. Фильмография Светланы насчитывает такие фильмы как «Девушка без адреса», «Девушка с гитарой», «Неподдающиеся», «Друг мой, Колька!», «Не может быть!», «Белый Бим, черное ухо», «Гостья из будущего», но везде Харитонова идет фоном.
"НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!"
И личная жизнь, мягко говоря, не ладилась. Восемь лет Харитонова состояла в браке с актером Родионом Александровым, который мучился творческими проблемами, схожими с проблемами ее первого мужа. Правда к его лицу приросла не маска всенародно любимого Вани Бровкина, а мало кому сдавшегося наркома Луначарского. Он как сыграл его в фильме «Шестое июля» так и продолжил в четырех картинах подряд. Тоже не позавидуешь…
Не желая зависеть от фортуны, которая от нее отворачивалась, Светлана решила сменить профессию, для чего поступила на Высшие телевизионные режиссерские курсы. Там она познакомилась с тоже жаждущим перемен актером Сергеем Балатьевым.
В 35 лет Светлана родила от него первенца, - дочку Ольгу.
Если до сего момента все происходящее со Светланой можно было списывать по ведомству поправимых неурядиц, то с рождением девочки началась трагедия.
Врачи обнаружили у ребенка задержку в психическом развитии и, не готовый к такому повороту событий Балатьев, тут же слился.
Харитоновой тоже пришлось оставить дочку.
Правда, не по своей воле.
Светлана, казалось, нашла себя в документальном кино. Работала без перерыва, выстреливая одноневки: «Шелковый дом» - о Чайковском шелковом комбинате, «Мелодии универмага», «Обучение плаванию грудных детей»…
Весной 1972 года Харитонова возвращалась со съемок, подвозя ассистента и оператора. За трепом она не заметила перебегающую дорогу женщину и сбила ее. Произошло это на пустом перекрестке. Оператор с ассистентом в один голос закричали: «Не останавливайся!»
Харитонова подбавила скорости, что позже было расценено как побег с места происшествия, без оказания помощи.
Наперерез уже спешила милицейская машина.
Харитоновой потом сказали: «Хорошо, что ты не остановилась. Не нужно смотреть на то, что ты сделала».
Актрисе присудили три года поселения во Владимирской области.
Дочку ее в это время воспитывала бабушка.
Последние годы Харитоновой омрачила прогрессирующая болезнь дочки. Она медленно опускалась в социальный ад. Питалась в социальных столовых, отказываясь от помощи Союза Кинематографистов. Торговала в метро газетами.
Предпочитала общаться с собаками, коих развела множество, а не с соседями.
В 2012 году умерла.
А что же Джемма Осмоловская?
Там все лайтовей, хотя и не по меркам юности. После двух громких кинопроектов актриса ушла в декрет, а полноценно вернуться на экран, увы, не получилось.
Совместная жизнь с Харитоновым не сложилась. Он ушел от нее к своей студентке Евгении Гибовой.
С 1964 года состоит в труппе РАМТ.
Если журналисты и вспоминают об актрисе, то только в связи с Харитоновым…