Школьные годы чудесные

Sep 03, 2016 18:46

Отшумело 1 сентября. Калейдоскоп фотографий детей в школьных костюмах с яркими осенними букетами в лентах друзей сменился привычными котиками, рецептами счастья, политическими и не очень новостями и обычными бытовыми заметками. Начался учебный год, праздничные дети превратились в обычных школьников, у родителей начались школьные будни.
И все как всегда, но вчера случился забавный момент. Вечером первого учебного дня говорим сыну-третьекласснику: "Не включай пока телевизор, пойди почитай книжку". И вдруг в ответ: "Да! Почитай! Вы не понимаете, что потом мне придется ее записать в читательский дневник, написать дурацкий отзыв и нарисовать дурацкий рисунок!" И все это с неподдедльным горем и отчаянием. Я даже растерялась и не нашла, что ответить.
Давайте подумаем! Ведь действительно - от ребенка не требуется прочитать книжку, понять, прочувствовать и быть готовым ее обсудить. Ему нужно отчитаться о чтении по заданной форме. Никто и не планирует обсуждать прочитанное. Почему я так решила? Следом мой ребенок стал делать домашнее задание по чтению. Тема - фольклор. Он все прочитал, поискал в интернете загадки и еще что-то. Оказалось, что ничего этого не нужно. Нужно заполнить шаблон в рабочей тетради, переписав определения из учебника. У ребенка осталось чувство, что он лох печальный - сделал двойную работу. В цатый раз он убедился, что его познавательная инициатива никому не нужна. Нужно просто выполнить "как надо" и быть "молодцом".
Мы много говорим о том, что дети не читают, потому что не видят родителей с книжкой. Безусловно, это фактор. Но есть еще фактор школы, где ребенок проводит треть своего времени, а взрослые вокруг него внушают, что школа - это и есть главное место его жизни, а учеба - самое важное занятие. Рано или поздно он внушится и будет минимизировать усилия, выполняя все строго в рамках требуемого школой. Потому что поощряться будет выполнение задания, а не инициатива. И никакой наш пример не только чтения, но и даже писания книжек), может и не помочь. Не будет он читать даже в читающей семье, потому что потом надо выполнить не интересную ему тьму дополнительных заданий вместо того, чтобы взять следующую книжку.
Мы хотели покреативить и летний читательский дневник сделать в виде презентации и рассказа о самых интеерсных книгах. Тем более, что некоторые из них имели подкрепление - слушая гида про минойскую цивилизацию, ребенок с удовольствием ему поддакивал и даже добавлял. Нам сказали твердое "нет", надо принести тетрадь, где переписаны названия книг и нарисованы к ним рисунки. Мой ребенок терпеть не может рисовать. Он прекрасно ищет оформление в интернете. А рисовать не любит, да и не получается у него. Пришлось рисовать мне.
Дома мы любим читать и любим пообсуждать. Ребенок с удовольствием узнает новое, творит и вытворяет порой по мотивам прочитанного)) А вот школа стремительно теряет свою привлекательность в его глазах. Потому что ей не интересно то, что интересно ему. Потому что он готов выполнять ее требования, но при этом он хочет что-то делать так, как он хочет. И со свойственной ребенку прямотой он недоумевает - почему надо делать так, а не иначе, если его вариант выполнения задания интереснее, ярче и с правильным ответом.
Мы все и всё знаем про нашу школу. Мои старшие дети стараются ее не вспоминать. Было и прошло. Как неизбежность. Но так грустно осознавать, что мой очередной ребенок неизбежно попал в эти образовательные жернова. Конечно, я сделаю все, чтобы он сохранил способность креативить. Насколько это удастся. А тысячи и тысячи родителей и, главное, учителей убеждены, что именно такое, шаблонное, образование и есть лучшее в мире.
Вот только не так давно я была свидетелем удивительной сцены - на заседании кафедры обсуждается грантовая заявка. "Не надо делать ее хорошей, - говорит завкафедрой, - вдруг получим грант, придется же отчеты писать. Замучаемся!" Вот так - от читательского дневника к науке и практике. Так стоит ли удивляться, почему у нас все так плохо с инициативой, предпринимательством и инновациями. Все это возможно, если человек умеет сам, без шаблона, и не боится этого, и хочет, и нравится ему. А сколько умеют без шаблона? Каждый бизнес-тренер и преподаватель бизнес-дисциплин знает, он - звезда, если дает схемы, таблицы и алгоритмы. И его не понимают, если он дает творческие задания и призывает мыслить самостоятельно. "Нам это ни к чему!" и "Вы ничего не понимаете в нашей системе, у нас так не принято".
Вывод из всего не утешительный. Задумавшись о судьбе ребенка, я впервые всерьез стала рассматривать вариант домашнего обучения и дальнейшего образования ... не здесь. Я человек системы, но за моей спиной возраст, опыт и репутация и мне проще что-то делать по-своему. Но чем дальше, тем и мне все труднее. А при таком развитии событий и такой модернизации российского образования за детей и вовсе страшновато. Стать психологическим зомби становится все более вероятной перспективой.

размышления, школа

Previous post Next post
Up