Я таки взяла себя в руки - и, не откладывая в долгий ящик, пишу об основных достижениях и самых интересных моментах Сашиного последнего месяца.)
1-го сентября мы вернулись с дачи, и, вероятно, переезд (как небольшой стресс) стал толчком для очередного этапа развития.
Самые разительные изменения - в развитии речи. Я даже не берусь точно сосчитать, сколько новых слов появилось в Сашином лексиконе за прошедший месяц, уже сбилась со счета! Кажется, что чуть ли не столько же, сколько за все время до этого, но уж точно гораздо больше, чем за любой из предыдущих месяцев.
Но даже более важны качественные изменения в Сашиной речи. Раньше уже были периоды, когда Саша повторяла за мной разные новые слова в большом количестве. Но, кажется, тогда ей был более интересен сам процесс "говорения". Она повторяла и сразу же забывала, в речи не использовала потом ни разу. А теперь ее интересуют предметы, она показывает на них, узнает у нас их названия - и повторяет, чтобы запомнить. Потом может находить их сама, без наших вопросов, на картинках и в окружающем мире, показывать и называть, как бы спрашивая для закрепления. Периодически ошибается, поправляем, она снова ищет. Познает мир. :)
Пассивный словарный запас, конечно, в разы больше активного. Кажется, что понимает уже почти все, что мы говорим. На картинках по нашим просьбам показывает круг, квадрат, "каля-маля" (речь о картинках нашего семейного "производства", когда на листе бумаги Саша нарисовала "каля-маля", а мы с Колей рядом подрисовали круги и квадраты:)). По просьбе показывает разные части тела, как на себе, так и на нас, и на игрушках.
А еще Саша стала понимать и выполнять сложные (составные) просьбы. Например, могу попросить взять что-то и отнести папе. Правда, зачастую получается так, что когда она доходит до папы, она уже забывает ему отдать то, что принесла, засмотревшись в экран папиного рабочего ноутбука. :)
Или вот еще пример. Саше очень нравится примерять одежду, особенно новую. Но т.к. сама она надевать ее пока не умеет (только помогает продевать ручки в рукава и т.п.), то она приносит ее нам и жестами просит надеть. Приносит мне как-то на кухню новый ботинок, объясняю ей, что он только один, а нужны оба. Прошу принести из комнаты второй такой же. Идет и приносит!
После возвращения с дачи у Саши начался период особой нежности. Постоянно нас целует, обнимает, гладит. Это очень приятно и вообще "ми-ми-ми". :) Стою, бывает, мою посуду, никого не трогаю, а тут сзади подбегает Саша, обнимает меня за ноги, прижимается, поглаживает и так нежно и протяжно произносит "мама". Ну как тут не растаять! :)
А еще после возвращения Саша стала почти каждую ночь спать, не просыпаясь. Правда, иногда подолгу не хочет засыпать. Если раньше засыпала минут за 15-20 (это на ночь, а днем - за 10-15 минут), то теперь ей вечером нужно чуть ли не 30-40 минут. И это в лучшем случае! А в худшем - так и не засыпает, еще потом около часа ползает по кровати. Зато если уж заснула, то спит потом до самого утра. А если и просыпается ночью, то почти всегда засыпает сама, достаточно только ее немного погладить и сказать что-то ласковое (а иногда и просто достаточно того, что я сплю и нет сил пошевелиться:)).
Бабушка подарила Саше несколько новых книжек - с наклейками. И Саша вошла во вкус! Мы отклеиваем для нее наклейки с вкладыша, открываем нужную страницу и показываем ей, куда клеить, - а она приклеивает. Получается довольно аккуратно, Саша почти попадает наклейкой в нужное место. :) Одно только плохо: хочет теперь отклеивать и приклеивать все подряд (показывает и просит: "прика"), а т.к. далеко не во всех книжках есть наклейки, то периодически сильно расстраивается по этому поводу. Приходится утешать. :)
Вот уже какое-то время Саша строит башенки из кубиков. Первые попытки были на занятиях в "Бэби-клубе", а теперь и сама так иногда играет.
К слову о кубиках. Недавно Саше подарили кубики Зайцева. Она уже раньше была с ними знакома по занятиям в том же "Бэби-клубе", а теперь у нее и дома появились свои кубики. Собственно, из них она и строит башенки. А еще ими очень здорово можно греметь-звенеть. :) Если она приносит мне кубик, я обычно ей его "зачитываю". Периодически составляю из них какие-то слова и тоже зачитываю их Саше ("Саша", "папа", "мама", "каша" и прочие приятные для Саши слова). Сама же пока читаю прилагающийся к кубикам учебник для родителей с методикой Зайцева. Может, получится самой с Сашей позаниматься.
Когда вернулись в Москву, Сашин папа сыграл ей на гитаре - и Саша прониклась любовью к гитаре и гитарной музыке.:) Просит: "ганга". Значит, либо папа должен сыграть (просит и меня, но я-то не умею), либо надо ей поставить какую-нибудь аудиозапись с гитарной музыкой. Для меня было шоком, когда она, услышав гитару просто в аудиозаписи, без какого-либо видеоряда (т.е. саму гитару она при этом не видела), сразу определила, что это именно гитара, и сама сказала свое "ганга"!
Что касается меня, то мне после дачи жизнь в квартире с маленьким ребенком кажется почти санаторием. :) Все безопасно, далеко убежать ребенок не может. Я совсем осмелела и теперь даже в душ хожу, не сажая ребенка в детский стульчик. Разве что дверь приходится оставлять приоткрытой, чтобы она не переживала, что долго не может к маме подойти. :) Как в известном анекдоте про "купи осла - продай осла". :) Надо было уехать на 3 месяца пожить в суровых дачных условиях, чтобы понять, как здесь все легко и просто. Настолько просто, что теперь я даже готова всерьез задуматься о втором ребенке. :)